В прошлом году мы решили воздержаться от подведения каких-либо итогов из-за большого количества сомнительных по качеству проектов, вроде Alan Wake II и Final Fantasy XVI, не вызвавших у нас большого восторга. Да и самих игр, выпущенных при непосредственном участии Sony Interactive Entertainment, было кот наплакал. В этом году ситуация диаметрально противоположная: консоль перешла ко второй половине своего жизненного цикла, а потому начали поступать в продажу игры, находившиеся в разработке последние 3-5 лет. Хотя совсем избежать повторений издателю так и не удалось. Одни только ремейки Silent Hill 2, Until Dawn и Final Fantasy VII Rebirth, на которые делалась ставка во время продвижения, чего стоят. Но мы здесь не для того, чтобы говорить об отсутствии в индустрии свежих идей, поскольку эта тема для отдельного разговора, – мы пришли, чтобы обсудить прогремевшие в этом году новинки.
И хотя многие из них – это всё такой же привет из прошлого, говорящий о том, что мировые студии уже много лет к ряду топчутся на месте, дожимая то, что когда-то было свежими и оригинальными идеями, но стоит отдать им должное, ведь они, как выяснилось, делают это для новой аудитории, которая только-только присоединилась к празднику жизни. Да, солидный процент тех, кто играет на PlayStation 5 в наши дни – это не прожжённые фанаты, традиционно скупающие всё, на чём есть логотип PlayStation, а новички, у большинства из которых – это первая игровая консоль. Хотя нельзя сказать, что давние поклонники остались совсем уж обиженными, ведь те же Astro Bot и Helldivers II, пусть и не изобилуют большим количеством свежих идей, но по крайней мере развивают имеющиеся и позволяют взглянуть на старые придумки под иным углом.
По сути, тем же самым сейчас занимаются и другие крупные рыночные игроки, такие как Microsoft и Nintendo, которые издавна знакомят новичков со своими культовыми сериями, перезапуская их и адаптируя под новые рыночные стандарты. Однако от такой компании, как Sony, которая, как бы кто к этому не относился, долгие годы являлась настоящим двигателем индустрии, создающим дорогостоящие и качественные хиты, хотелось бы видеть больше прорывных и смелых идей. Но, как мы уже неоднократно говорили, в наши дни большие издатели стараются всё меньше и меньше брать на себя риски, а вместо этого используют проверенные годами формулы, избитые сюжетные тропы и подвязывают всё это к наиболее выгодным способам заработка средств. И это подводит нас к теме Concord.
Да, проблемы Concord во-многом лежали на поверхности и о них активно говорили во время бета-тестирования. Так что если бы руководство компании окончательно не оторвалось от своей публики и общепринятой реальности, это позволило бы вовремя внести корректировки и положить начало любопытной серии. Как показали сюжетные трейлеры и недавний выпуск Secret Level, раскрывающий предысторию экипажа «Непримиримого», у этой вселенной был огромный потенциал. Но усталость аудитории от однотипных сетевых игр, отсутствие уникальных фишек, высокий ценник и сомнительный дизайн некоторых персонажей предрешили судьбу вселенной Concord и её создателей. И очень жаль, так как у Sony по-прежнему нет своего шутера от первого лица, который можно было бы противопоставить шутерам конкурентов.
Другой, не менее разочаровывающий аспект – отсутствие поддержки PlayStation VR2. Многострадальная гарнитура от Sony, которая также имеет огромный потенциал за счёт своей производительности и уникальных функций, не получила от консоледержателя ни одной эксклюзивной игры в текущем году. Вместо этого нас осчастливили новостью, донёсшейся откуда-то из кулуаров, что компания сокращает расходы на данное направление и отдаёт гарнитуру на откуп сторонним производителям софта. То есть партнёрам и независимым студиям. Ничего не напоминает? Правильно, PlayStation Vita, которая также была оставлена издателем спустя три года активной поддержки. Но за это время консоль хотя бы успела обзавестись пусть и не внушительной, но крайне запоминающейся библиотекой игр, где были представлены самые разнообразные жанры.
А что получила PlayStation VR2, кроме парочки эксклюзивов и мультиплатформы? Поддержку персональных компьютеров? Сильно сомневаемся, что это увеличит продажи. И это уже мы не говорим о том, что самые громкие новинки обходят шлем виртуальной реальности от Sony стороной. Да, у владельцев периферийного устройства есть Alien: Rogue Incursion, Metro Awakening и ремейк Arizona Sunshine, но нет Assassin's Creed: Nexus VR и Batman: Arkham Shadow. Такое ощущение, что японцы брали уроки развития и поддержки у Valve, которая вывалила на рынок Valve Index с одной единственной Half-Life: Alyx и не стала делать новых игр, сославшись на то, что это категорически не выгодно. Мол, рынок VR ещё слишком молодой и не приносит тех прибылей, на которые рассчитывала компания. Хотелось бы спросить, а как вы собираетесь привлекать новую аудиторию без игр, но мы же понимаем, что вразумительного ответа не услышим. Во всём этом есть один единственный позитивный момент: похоже, что Sony забросила своё виртуальное направление, чтобы вложиться во что-то другое. И это что-то – портативный гейминг.
Многочисленные источники подтверждают, что успех Nintendo Switch, Steam Deck и PlayStation Portal вынудил компанию пересмотреть своё отношение к портативному рынку, так что, вполне возможно, какое-то количество внутренних ресурсов сейчас переброшено на это направление. Мы были бы рады увидеть портативный комбайн от Sony, способный запускать игры с PSOne, PS2, PSP, PS4 или, чем чёрт не шутит, даже PS5, чтобы отпала всякая необходимость много часов подряд сидеть на одном месте, играя в какую-нибудь продолжительную ролевую игру. Да, для стриминга у нас есть PlayStation Portal и Remote Play, но их функционал сильно ограничен, а нам бы хотелось иметь возможность наслаждаться огромной библиотекой игр PlayStation, находясь в каком угодно месте. Тем более, что надежд на самостоятельную портативную игровую систему со своей уникальной библиотекой всё равно немного – у Sony не осталось студий, которые на этом бы специализировались, а приобретать новые она, скорее всего, не будет. Во всяком случае, не сейчас, так как экономический кризис и погоня за сокращением издержек привели к тому, что в одном только уходящем году PlayStation Studios лишились трёх творческих коллективов, а четвёртый смог чудом избежать незавидной участи.
Ещё одна проблема, которая в этом году сильнее всего бросилась в глаза – упор на ремастеры и ремейки. Безусловно, два предыдущих консольных поколения также изобиловали переизданиями. На одной только PS3 Sony перезапустила Warhawk, Twisted Metal и Forbidden Siren, а также кучу сборников, начиная с The Ico & Shadow of the Colossus Collection и заканчивая Jak & Daxter Trilogy. Но даже тогда издатель подходил к вопросу более избирательно, ориентируясь на игры, способные заинтересовать широкую публику и добавить разнообразия в текущую библиотеку системы, которая сама по себе была самобытна и изобиловала большим количеством игр. Сейчас же поводом для переиздания чаще всего служит выпуск какого-нибудь стороннего проекта: комикса, телесериала, художественного фильма или игрового спин-оффа. И не факт, что игроки успели хоть сколько-нибудь соскучиться по переиздаваемой игре, не говоря уже о необходимости технического усовершенствования и без того прекрасно выглядящих игр.
И это при том, что фанаты уже который год просят Sony выпустить на PlayStation VR2 ремастеры главных хитов прошлого поколения – Astro Bot Rescue Mission, Blood & Truth, Farpoint, Deracine и PlayStation VR Worlds, которых нет ни на одной другой системе. Почему создатели Moss, Arizona Sunshine и The Walking Dead: Saints & Sinners справились с этой задачей, а международная компания никак не найдёт силы, чтобы это сделать? Загадки в ночи. Да и без всякого PSVR2 у игроков осталось множество игр, которые им хотелось бы видеть на современном железе. Одна только новость о возможном выпуске ультимативного сборника God of War будоражит умы фанатов и вынуждает их яростно спорить, нужно ли добавлять в него God of War: Ascension и спин-оффы с PSP, или лучше ограничиться стандартной трилогией. Однако вместо этого нам предлагают The Last of Us: Part II Remastered и Horizon Zero Dawn Remastered. Игры, несомненно, хорошие и отлично смотрятся на PlayStation 5, но, снова повторимся, это не совсем то, что нужно большинству.
Но давайте оставим в стороне проблемы и поговорим о более позитивных вещах. И такого в этом году тоже было немало. Ведь на церемонии The Game Awards вполне заслуженно вышли в финал Astro Bot, как лучшая игра года, и Helldivers II, получившая титул лучшей сервисной игры года. Да-да, каким-то невероятным образом Sony Interactive Entertainment смогла выпустить худшую и лучшую игры с живым сервисом в один и тот же год. И кто после такого скажет, что в индустрии видеоигр не осталось места для сюрпризов? Мы достаточно высоко оценили работу Arrowhead Game Studios, наиграв в Helldiver II больше полутора сотни часов. Обычно мы быстро теряем интерес к подобным играм и переключаемся на что-то ещё, но нести свет Демократии и Свободы автоматонам и жукам оказалось так весело, что нам приходилось периодически заставлять себя отрываться от игры и возвращаться к делам насущным. Ну а недавно для игры вышло большое обновление, которое добавляет третью сторону конфликта. Но подробнее о том, какие изменения произошли в игре и пошло ли это ей на пользу, мы расскажем в одном из ближайших материалов.
Что касается Astro Bot, то первые впечатления от игры были сильно смазанными, поскольку большую часть того, что было в игре, мы уже видели в The Playroom VR, Astro Bot Rescue Mission и Astro’s Playroom, но чем больше мы играли, тем очевиднее становилось, что самое вкусное авторы припасли напоследок. И да, в игре обнаружилось множество приятных сюрпризов, несколько достаточно классных идей и большое количество геймплейного разнообразия. А уж насколько в игре душевная и трогательная концовка (особенно для фанатов PlayStation) – не передать словами. Мы много улыбались, смеялись и даже плакали. То есть игра смогла пробудить в нас эмоции, а это именно то, для чего игры и создаются. Так что звание «игры года» в случае с Astro Bot было вполне заслуженным, хотя нам всё равно кажется, что если отрыв от конкурентов и был, то он совершенно незначительный.
Также в этом году состоялся релиз Rise of the Ronin – новой игры от Team Ninja, создателей Ninja Gaiden и Nioh, в которой они хотели попробовать себя в реализации приключенческой ролевой игры в открытом мире. Игра получилась именно такой, какой мы и ожидали: местами странной, местами сырой, местами деревянной но, в целом, вполне играбельной. Люди, успевшие ознакомиться с дилогией Nioh, разрабатывавшейся при сотрудничестве с Sony Interactive Entertainment, почувствуют здесь себя как дома – знакомая боевая система, привычные анимации, предсказуемые сюжетные повороты. Однако игра всё равно чем-то цепляет. Возможно тем, что в ней есть множество харизматичных героев, неплохо проработанный мир, закрученный сюжет и атмосфера, которая очень уж напоминает Like a Dragon: Ishin! Возможно, когда-нибудь мы посвятим Rise of the Ronin больше времени. Быть может даже в следующем году. Немного жаль, что для игры не вышли дополнения, поскольку нам было бы интересно узнать, чем закончились истории некоторых второстепенных персонажей.
Кроме того, в этом году состоялись премьеры Final Fantasy VII Rebirth, Silent Hill 2 и Stellar Blade. Но, к своему стыду, мы вынуждены признать, что ни одну из них мы так до сих пор и не прошли. А кое-что даже ни разу не запускали. Причина проста – отсутствие свободного времени. К сожалению, большие ролевые игры продолжительностью в сто-двести часов стали для нас непозволительной роскошью, поэтому нам приходится выбирать: потратить месяц на одну игру и сделать один разбор, или пройти несколько игр поменьше и сделать несколько рецензий, чтобы вам было что читать. Как правило, выигрывает второй вариант. «А как же Silent Hill 2?» – спросите вы, сославшись на то, что её вполне можно пройти часов за 25-30. Так-то оно так, но в канун Хэллоуина перед нами стоял выбор между ремейком Until Dawn, обновлённой версией Forbidden Siren и ремейком Silent Hill 2. Увы, но пришлось отложить работу Bloober Team до лучших времён. Скорее всего, до следующего года. Тем более, что выпусков больших хорроров в ближайшее время не предвидится, так что у игры есть все шансы попасть к нам на разбор.
Ну и, наконец, самое главное – чего мы ждём от 2025 года? Разумеется, только хорошего. Но, если говорить более предметно, то мы с нетерпением ждём Ghost of Yōtei, Death Stranding 2: On the Beach и новостей по Marvel’s Wolverine. Ghost of Yōtei – это прекрасная возможность вновь окунуться в мир феодальной Японии, погонять по лесам местных варваров и полюбоваться на невероятные красоты Страны восходящего солнца, которые нам вряд ли удастся когда-либо увидеть вживую, особенно с нашими текущими экономическими реалиями. Тем более авторы обещают добавить больше активностей, избавить нас от ненужной рутины и подарить волка-компаньона (о котором мы мечтали со времён Dead to Rights: Retribution). Ну и на сетевой компонент мы также рассчитываем, ведь в первой Ghost of Tsushima он был чертовски хорош. За ним мы провели почти столько же времени, сколько и за основной игрой.
А боимся мы только того, что дорогие спонсоры и инвестора, которые радеют за сокращение населения по всему земному шарику, вновь пропихнут проблемы современных калифорнийцев в чужеродный для них сеттинг, совершенно не заботясь о том, как это будет смотреться. Ну а руководство, стремясь снизить издержки, с удовольствием эти условия примет, ибо как ещё наскрести 200+ миллионов долларов на дорогую и чертовски красивую игру, когда серьёзные дяди с тугими кошельками постепенно уходят с обваливающегося рынка и не желают вкладываться в сомнительные мероприятия? К тому же есть подозрения, что игра не будет вызывать того вау-эффекта, который возникал при прохождении предыдущей части, как это было с God of War: Ragnarök, Marvel’s Spider-Man 2 и Horizon Forbidden West, а от чувства вторичности и самоповтора не сможет спасти ни новый герой (в данном случае героиня), ни другая эпоха, ни смена места действия. В общем, будем поглядеть.
Что касается Death Stranding 2: On the Beach, то мы ждём максимально бредовую и сюрреалистичную историю в духе современного распоясавшегося Коджимы, которого больше не сдерживают ни Фукушима, ни Мурата, ни Галоперидол с Феназепамом. С геймплейной точки зрения нас, скорее всего, будет ждать та же самая рутина, только на сей раз с подводной Mother Base (куда же без неё?), истеричным Ликвидом Снейком в качестве босса (на сей раз с гитарой в качестве оружия), и симулятором грустного папы, которому придётся заботиться о своём чаде, что очень любят и ценят в руководстве Sony Interactive Entertainment. The Last of Us и God of War не дадут соврать. Боимся мы ровно одного – что история окажется чересчур гениальной и Коджиме придётся вновь писать в социальных сетях, что мы, плебеи, опять не поняли его замысла, нам только Call of Duty с Assassin’s Creed подавай (и в чём он, собственно, не прав?). Ну и что нам опять придётся проходить игру в несколько заходов с большими перерывами между ними. Ибо так весело, что мочи нет.
С Marvel’s Wolverine ситуация тоже довольно странная, ибо есть ощущение, что ту взрослую и мрачную историю, которую хотели рассказать авторы, скорее всего, успели зарубить на корню инвестора, а также руководство Sony Interactive Entertainment и Marvel, ибо никому не хочется терять денежки, продавая дорогостоящую игру великовозрастным геймерам от 18 и старше. В интересах толстосумов, чтобы у игры был рейтинг «T», как у Marvel’s Spider-Man, Marvel's Iron Man VR и других игр, выпущенных под лейблом Marvel за последние годы. Однако рассказать толковую историю про Росомаху без крепких слов, жестокости и расчленёнки практически невозможно. Попытки неоднократно предпринимались, но, как показала практика, это не сработало. Собственно, поэтому в студии на данный момент происходят какие-то перестановки, у проекта периодически меняются руководители, а официальных новостей как не было, так и нет. Если бы не утечки и сливы, то мы бы давно решили, что проект уже мёртв.
На что ещё может рассчитывать поклонник PlayStation в следующем году? На большое количество мультиплатформы. Ведь Sony Interactive Entertainment осознала, что ей не обязательно выпускать игры самой и даже владеть какими-то активами – можно их смело продавать и отдавать. В этому году она уже рассталась с правами на Death Stranding, скорее всего, подарив их Коджиме в обмен на Physint, а заодно продала лицензию на выпуск игр по вселенной Freedom Wars. И не кому-нибудь, а Bandai Namco – своему конкуренту по покупке Kadokawa Corporation. Да, справедливости ради, компания и прежде продавала лицензию и отдавала права сторонним студиям, как это было с Lemmings (iOS, Android), Guns Up Mobile (iOS, Android), The Tomorrow Children (PS4) и Fantavision 202X (PS5, PC), но только при условии, что их игры не будут выходить на консолях конкурентов, но теперь таких ограничений нет, так что, скорее всего, в ближайшее время японский медиа-гигант начнёт активнее разбазаривать нажитое на радость уставшим от его причуд фанатам.
Впрочем, есть и позитивные новости, ведь Sony Interactive Entertainment – это не только производитель игр, но и издатель. И в следующем году нас будут жать два крайне любопытных проекта, которые сильно выделяются на фоне всей остальной братии. Речь идёт о «китайской Final Fantasy» – Lost Soul Aside и необычном сетевом шутере Midnight Murder Club. Как показал успех Black Myth: Wukong, западный геймер готов к большим одиночным китайским играм, даже если в них не так много свежих и оригинальных идей. Хотя бы за их относительную новизну и отсутствие задравшей всех повестки. Так что если Lost Soul Aside покажет себя лучше, чем Final Fantasy XV и XVI, а это будет не очень сложно, учитывая, сравнительно невысокую планку, то нас может ждать очень достойная замена. Пугает пока что только одно – игра очень уж походит своей основной концепцией на Forspoken, в которой героиня тоже бегала по опустошённому сказочному миру, общалась со своим сайдкиком и использовала магию для борьбы и перемещения в пространстве. Очень надеемся, что ребятам из Ultizero Games хватит мастерства не садиться в ту же лужу.
Что касается Midnight Murder Club, то мы уже успели опробовать её во время открытого бета-теста, о чём вы можете прочитать в нашей отдельной статье. И, в целом, мы остались довольны увиденным, поскольку это очень нетипичный шутер, в котором игроки больше полагаются не на зрение, а на осязание и слух. Из-за того, что игрок мало что видит, он постоянно находится в напряжении и старается лишний раз не использовать свой фонарик. Это превращает игру в самый настоящий хоррор и это хорошо сказывается на атмосфере. Также под конец года Sony Interactive Entertainment показала нам трейлер Intergalactic: The Heretic Prophet – новой игры от Naughty Dog, которая, судя по всему, станет сюжетно-ориентированной экшен-игрой от третьего лица с упором на ближний бой. И хотя внешний вид героини и её характер вызывают массу вопросов, ибо не совсем понятно, зачем делать главных героев женщинами, если они выглядят, как мужики, ведут себя, как мужики, и преимущественно любят женщин, если можно просто делать их мужчинами, как это всегда и было? Тем не менее, игра подкупает своей стилистикой, атмосферой ретро-футуризма, большим количеством ретровейва и загадочной планетой, которая навевает воспоминания об Атропосе из великолепной Returnal. Пока что об игре известно очень мало, кроме того, что её разработка стартовала в 2020 году, так что ждём больше подробностей в 2025-ом.
Ну а на этом наши итоги года подходят к концу. Спасибо, что были с нами всё это время, читали наши статьи, новости и обзоры, слушали наши ролики, комментировали, спорили, ругались, – в общем, всячески взаимодействовали с нами и друг с другом. Мы это очень ценим и намереваемся не сбавлять оборотов в следующем году. Обязательно напишите в комментариях, какие игры Sony были для вас главными в этом году, что запало вам в душу, а что нет. Мы со всем ознакомимся и обсудим.