«...на некоторых из Ваших планет имеют место немотивированные явления: летающие коровы, ходячие горы, призраки и т. п., все эти явления перечислены в протоколе жалоб. Мы не намерены мириться с подобными безобразиями, Кариеномен. Во вновь создаваемых галактиках парадокс строжайше запрещен, ибо парадокс – это неизбежный предвестник хаоса»
Роберт Шекли, «Травмированный»
Для владельцев PlayStation VR первая половина текущего года стала очень насыщенной на события. Среди множества удачных моментов можно отметить запуск Moss и Rick and Morty: Virtual Rick-ality, в ряд разочаровывающих игр вошли The Inpatient и Bravo Team, при этом и весьма неоднозначных проектов тоже хватало, вроде Apex Construct, которую нельзя назвать провальной, но и окрестить ее хитом язык не поворачивается. Как бы там ни было, завершить первое полугодие Sony Interactive Entertainment решила выпуском Animal Force от малоизвестной студии ISVR. Помогали ей в этом нелегком деле специалисты из SIE London Studio, на данный момент активно работающие над Blood and Truth – еще одной игрой для шлемов виртуальной реальности.
Так что же такое Animal Force? Судя по названию, можно подумать, что это какой-нибудь аркадный Beat’em up, в котором одни животные сражаются с другими на больших трёхмерных аренах. Или красочный платформер, где игрокам необходимо использовать силы и умения различных зверушек, чтобы разгадывать головоломки и успешно одолевать этапы. Ну, или же за говорящим названием может скрываться необычный файтинг, предлагающий владельцам PlayStation VR вжиться в шкуру животинки, не поделившей что-то с другими представителями дикой фауны. Что ж, ни один из вышеперечисленных вариантов категорически не подходит под описание этой игры, поскольку Animal Force – это чистокровный Tower Defense.
Но перед тем как закрыть этот обзор со словами «О нет, только не ещё один Tower Defense!», мы предлагаем нашим читателям нарисовать в голове следующую картину. Представьте себе игру, посвященную строительству и обороне башен, где роль этих самых башен отведена отряду животных. Животные в этой вселенной по какой-то причине смышлёнее, сильнее и храбрее большинства двуногих и прямоходящих, поэтому именно они бросаются защищать родную планету при первых признаках нависшей угрозы – вторжения пришельцев. Какие цели преследуют гости из далёкого космоса и для чего им понадобились люди – не имеет значения, все равно это никто не потрудится объяснить. В игре в принципе нет сюжета как такового, так что возможные причины смело можно додумать самостоятельно.
Лишь одно об этих существах можно сказать с уверенностью – их намерения совершенно точно недобрые. Иначе как ещё охарактеризовать поведение инопланетян, без зазрения совести расстреливающих, давящих, таранящих и буравящих несчастных зверушек? Ключевая особенность заключается в том, что всё действо происходит в полностью трёхмерном пространстве. Игрок перемещается по глобальной карте и разыскивает нависшие над землей летающие тарелки, чтобы при сближении с ними открыть возможность сразиться с захватчиками. В Animal Force человек, сидящий по ту сторону экрана, – бестелесный и безмолвный зритель, который отдаёт команды космической ракете и повсюду следует за нею. Ракета – это внутриигровой образ контроллера PlayStation Move, оцифрованный и преображенный для лучшего восприятия.
Подлетев к месту сбора людей, игрок выпускает наружу трёх животных, после чего самостоятельно выбирает для них наиболее выигрышную позицию. И если на каждом уровне враги материализуются в строго отведенных под это дело заскриптованных местах, то вот каких бы то ни было специально заготовленных площадок для размещения зверушек просто-напросто не существует. Иными словами, в этом трёхмерном пространстве игрок волен расставлять свои войска так, как ему заблагорассудится. Ему же решать, какие герои наилучшим образом подойдут для выполнения текущей задачи, а какие нет, потому как при прохождении Animal Force главенствует метод проб и ошибок. С одной стороны игра создаёт условия для экспериментов, что очень даже похвально, но с другой – в значительной степени затягивает прохождение, вынуждая игроков пробовать на одних и тех же уровнях разные наборы зверушек.
Всего в игре 11 зверей-супергероев, каждый из которых обладает уникальными навыками: петух командует отрядом птенчиков, атакующих пролетающих мимо противников; кот создаёт щит, которым обороняет от пуль стоящих позади него животных; носорог замедляет оппонентов; панда обладает повышенной скорострельностью; пингвин наносит урон по радиусу, и так далее. Кроме того, в игре есть особые вспомогательные животные, которых игроку нужно ловить: они крепятся на саму ракету и ими можно стрелять по скоплениям неприятелей. К примеру, серьёзного вида морж, умело выпущенный в толпу вражин, моментально замораживает всех в зоне досягаемости его способности.
Победа над врагами позволяет получить доступ к подкреплению в виде новых животных, генерирующихся случайным образом на основе тех разновидностей, что были выбраны до начала матча. Если, скажем, игрок взял с собой на задание носорога, попугая и панду, то это значит, что пополнить ряды бойцов он сможет только этими тремя – никакой пингвин или петух не вывалится из поверженного врага, сколько не стреляй. А ещё успешное уничтожение орд захватчиков одаривает стражей галактики звездочками, позволяющими увеличить количество переносимых животных, а также усовершенствовать их способности. Нет, это вовсе не означает, что герои вдруг окрепнут и перестанут превращаться в облачко пыли при малейшем соприкосновении с врагами, просто их основные умения, делающие их уникальными, станут работать лучше прежнего. И без того шустрая Панда, к примеру, станет ещё быстрее, щит кота будет требовать меньше времени на перезарядку, а радиус действия бомбы пингвина увеличится в размерах.
А ещё Animal Force – игра очень обманчивая. В ней всего-навсего 40 уровней, разделенных на семь этапов, в каждом из которых игроков будет поджидать какой-нибудь вычурный босс. Ранние этапы проходятся достаточно просто, без сучка и задоринки. Освоившись с управлением, вникнув в концепцию и одолев первого босса, игрок может ошибочно предположить, что наша сегодняшняя гостья рассчитана исключительно на детей. Однако последующие уровни очень быстро дадут понять, что за милыми зверушками, глуповатыми людишками и цветастыми задниками кроется очень сложная и требовательная стратегическая игра.
Не то, чтобы детей можно было подпускать к PlayStation VR, ибо минимальный рекомендуемый возраст – от 12 лет и старше, просто сам по себе порог вхождения очень высок. Обуславливается это в первую очередь не самым большим количеством уровней. После знакомства с игрой становится совершенно очевидно, что у разработчиков было достаточно много идей в рамках придуманной концепции, но места для того, чтобы развернуться и представить их всех должным образом, – преступно мало. Конечно же, всё это мигом отразилось на игровом процессе. Пока защитники земли осваивают героя с оборонительными щитами, дабы наконец получить возможность отражать вражеские снаряды, игра буквально через мгновение выводит на арену таранящую разновидность пришельцев, которой все эти преграды нипочём.
Для борьбы с напирающими недругами нужны силовые барьеры, но вот незадача: все барьеры рассыпаются под градом пуль, а восстановить их не дают замораживающие и замедляющие снаряды. Преодолеть новую напасть поможет разве что грамотная планировка сил, однако расставить войска по наилучшим позициям и забыть о них до окончания боя не позволят постоянно меняющиеся точки зарождения супостатов, а также возникающие в случайных местах чёрные дыры, уничтожающие вообще все на своём пути. В таких случаях приходится натурально жонглировать своими войсками, постоянно подбирая для них наиболее выгодные места для стрельбы, и не забывая при этом об обороне.
И пока игрок будет привыкать ко всем этим тонкостям, этапы уже начнут изобиловать бронированными оппонентами, которых не берут обычные пули, а среди прочих появятся такие вражины, которые умеют создавать из воздуха себе подобных. В общем, вся игра – это один большой марафон с препятствиями, вводящий всё новые и новые перемеренные в это и без того кажущееся распухшим уравнение. Стрессом для игрока станет тот факт, что разрыв между всеми этими открытиями, которые нужно учитывать и постоянно держать в уме, минимальный. Сотрудникам ISVR следовало создать не 40 уровней, большая часть которых принуждает к зазубриванию и повторному прохождению одних и тех же баталий, а, скажем, 70 или 80. В таком случае сложность возрастала бы постепенно и не вынуждала рвать волосы на голове с криком: «Кому вообще по силам пройти подобное!?».
А ещё в игре есть целых три соревновательных режима, созданных для локального мультиплеера. Первый – это «Похищение статуи». В нём один из игроков, нацепивший на себя PlayStation VR, должен поймать трёх воришек, которые пытаются слямзить у него из-под носа несколько драгоценных реликвий. Ворам необходимо действовать скрытно, постоянно прятаться за укрытиями и стараться не попадать под град выпущенных бдительной охраной усыпляющих дротиков. Второй режим называется «Третий лишний», он, как и первый, рассчитан на то, что в него будут играть небольшой компанией, состоящей из 2-4 человек. Трое игроков пытаются смешаться с толпой снующих туда-сюда людишек, медленно продвигающихся к указанным точкам, в то время как четвертый, отгороженный от остальных шлемом, должен суметь вовремя их разоблачить и сцапать. Если пребывающий в виртуальной реальности игрок схватит не того, то отдаст очко команде людей, ну а если поймает нужного человека, то заработает. И так до победного.
Третий и последний режим называется «Разделяй и стреляй». Сыграть в него могут всего-навсего два человека: один из них отыгрывает роль петуха, который пытается помочь людям покинуть захваченную планету, а второй старается всячески ему помешать. Разгуливающий по уровням пернатый должен собрать как можно больше беззащитных двуногих и отвести их к ракете, а следящий за всем происходящим с высоты птичьего полета стрелок вынужден зашвыривать в него новые порции людей. Все подобранные петухом человечки послушно следуют за своим спасителем, образуя своими телами змейку, и делятся на несколько типов: толстопузые мужички, рыжеволосые женщины и пучеглазые подростки. Это очень важно, поскольку стрелок может запустить в толпу ещё пару-тройку людей, которые, соприкоснувшись с цепочкой, либо дополнят её, либо разорвут. Разрыв происходит всякий раз, когда в одном ряду стоят двое и более человечков одного типа и в них врезается схожий представитель рода людского, выпущенный коварным недоброжелателем.
Чем-то всё происходящее напоминает легендарную Zuma от PopCap Games и её аналог Sparkle от 10tons Ltd., только за движущуюся цепочку здесь отвечает не компьютер, а живой соперник. Аналогичный разрыв цепи достигается выстрелом в бомбу, если таковая оказалась неподалёку от петуха, ну а если их было несколько, то можно вообще организовать цепную реакцию и уничтожить всех людишек разом. Процесс несколько усложняется устройством арен, поскольку все они обладают своими уникальными особенностями: на одной из них есть жилые дома, защищающие пернатого от вражеских снарядов, на другой – зыбучие пески, способные затянуть неосторожного спасателя, ну а третья арена может похвастаться большим количеством лифтов, которые не позволяют стрелку нормально прицелиться. Надо сказать, что это действительно забавный соревновательный режим, в котором можно весело провести какое-то время, но он в большей степени играет на эффекте новизны. Впрочем, как и два других. Как только правила игры станут ясны, а все имеющиеся в наличии арены испробованы – мультиплеер моментально перестанет быть интересен и, скорее всего, будет предан забвению.
Больше всего нас огорчает то, что об этой игре толком ничего не было слышно ни до, ни после релиза. Разработка Animal Force сопровождалась тремя коротенькими публикациями на страницах европейского блога PlayStation, в которых нет ни одного скриншота; и двумя ничтожно короткими трейлерами, которые по большей части идентичны, просто в одном случае в конце ролика значится фраза «Coming Soon», а во втором «Out Now» – вот и вся разница. А ещё у игры нет своего сайта или странички в социальных сетях, а если даже и есть, то они наверняка зарыты в каких-то неведомых нам дебрях интернета. Максимум, что мы сумели найти – это маленький раздел на сайте playstation.com, который может похвастаться устаревшей информацией, гласящей о том, что в игре тридцать пять уровней, а не сорок, как есть на самом деле.
При такой-то информационной поддержке можно считать настоящим чудом, что мы вообще о ней узнали, а мы обычно стараемся отслеживать все эксклюзивные новинки для PlayStation 4 и PlayStation VR. Не трудно себе представить, каковы шансы рядового игрока, не сильно интересующегося данным вопросом, нарваться на новинку и не спутать её с обычным проектом. И пока мы искали информацию об игре, нам даже удалось выяснить, что творение ISVR является эксклюзивом для Европы, поскольку никакого упоминания о ней на официальных американских youtube-каналах и в блогах нет. Да и в забугроном PlayStation Store она не продаётся, что в некоторой степени объясняет низкую заинтересованность издателя в её раскрутке.
Последнее, о чём хотелось бы поговорить – это техническая составляющая. Движок Unity выдаёт приятную глазу картинку, модельки персонажей нарочито угловатые, но зато локации и окружающие игрока пейзажи выполнены на достойном уровне. В игре нет каких-то активных действий, которые могли бы негативно сказаться на состоянии людей, обладающих слабым вестибулярным аппаратом, кроме, разве что, полётов на ракете. Но игра обычно не принуждает лететь куда-то через всю карту в поисках новых миссий – все они расположены в шаговой доступности друг от друга. С музыкой в игре также полный порядок: мы не знаем, кто её написал, но слушать её одно удовольствие – это очень лёгкие и позитивные мелодии, которые не успевают приесться, даже когда приходится переигрывать одни и те же этапы снова и снова из-за нарочито выкрученной на максимум сложности.
Единственное, что в этом плане сильно подкачало – это геймдизайн. Стоит сразу отметить, что управление в Animal Force отличное: она прекрасно считывает движения игрока, а ракета моментально и без задержек выполняет отданные ей команды. Проблема заключается в том, что некоторые трёхмерные арены излишне огромны для того, чтобы игрок сумел расставить свои войска там, где ему этого хотелось бы. Нередки случаи, когда игра создаёт порталы для пришельцев в тех местах, куда игрок банально не может дотянуться – его рука выходит за границы пространства, охватываемого PlayStation Camera, из-а чего он теряет контроль над ситуацией. Если присовокупить к этому тот факт, что творение ISVR ошибок не прощает, а также острое желание авторов с каждым последующим заданием придумывать для игроков всё новые и новые испытания, то в какой-то миг для неподготовленного человека её прохождение может стать непреодолимым препятствием. И, судя по количеству игроков, прошедших данную интерактивную забаву (их пока что меньше половины процента от общего числа купивших), мы можем сделать вывод, что по силам это далеко не каждому. Увы, но мы тоже не из их числа.
Итог: Animal Force – интересный проект с очень самобытной концепцией в сердцевине. Он не только позволяет по-новому взглянуть на успевший набить оскомину жанр, но также предлагает совершенно новый опыт, который был бы невозможен без технологии виртуальной реальности. Однако стоит признать, что данное интерактивное развлечение обладает сразу несколькими отталкивающими нюансами, которые для многих станут решающими, когда речь зайдёт о покупке. В частности, плохой геймдизайн и необоснованно завышенная сложность, которой авторы, очевидно, прикрывали отсутствие большого количества контента.
И ведь видно, что разработчики действительно старались: они сделали красивое окружение, приятную музыку, хорошее управление, а ещё у них было множество идей, которые следовало подать несколько иначе. Если бы ISVR удвоили число уровней, чтобы впихнуть в них всё то, что они понапридумывали, ну или хотя бы встроили в игру несколько видов сложности для разной категории игроков, а также немного поправили дизайн арен, то Animal Force вполне могла бы стать достойным эксклюзивом для PlayStation VR и гордостью её библиотеки. К сожалению, в том виде, в котором игра вышла, мы не можем порекомендовать её никому. Разве что среди наших читателей есть те, кто не боится настоящего вызова и готов присоединиться к той половине процента игроков, которые сумели одолеть сюжетную кампанию Animal Force. Что ж, в любом случае, мы надеемся, что талант ISVR не пропадёт даром, и ребята возьмутся за создание какой-нибудь другой игры для шлемов виртуальной реальности. Будем ждать!
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.