«– Увидимся через пару недель, Паук... Единственный Паук в Нью-Йорке.
– Я единственный Паук в Нью-Йорке... Я единственный Паук в Нью-Йорке! Только бы не облажаться...»
Из разговора Питера и Майлза, Marvel’s Spider-Man: Miles Morales
Наверное многие согласятся с тем, что оригинальная Marvel’s Spider-Man, вышедшая на PlayStation 4 в 2018 году, не была прорывом для ниши приключенческих супергеройских игр, но стала значимым событием для всех поклонников Человека-паука. Insomniac Games сумела реализовать то, вокруг чего долгие годы ходили её предшественники: рассказать запоминающуюся историю, затрагивающую обе стороны жизни Питера Паркера, передать уникальную атмосферу Marvel’овского Нью-Йорка, в которую так мечтали погрузиться фанаты серии, и сделать полёты на паутине по-настоящему весёлыми. Разработчики не стали вносить какие-то серьезные корректировки в существовавшую на тот момент формулу, а лишь довели её до ума, создав крепкую основу для будущих идей.
За минувшие годы Marvel’s Spider-Man сумела разойтись тиражом в 13.2 миллиона копий, заняв крепкую шестую позицию в списке самых продаваемых игр для PlayStation 4. С такими показателями возникновение сиквела было лишь вопросом времени. Sony Interactive Entertainment старательно намекала игрокам на грядущий анонс, вставляя фразы Майлза в свои рекламные материалы, но то ли намёки были не слишком очевидными, то ли игровое сообщество отвыкло от подобных тизеров... в общем, мало кто понял, о чём вообще шла речь. Полноценный анонс Marvel’s Spider-Man: Miles Morales для PlayStation 5 состоялся летом 2020 года и позиционировался компанией, как автономное дополнение, схожее по структуре и продолжительности с Uncharted: The Lost Legacy.
Нам обещали продолжение истории, рассказанное от лица Майлза Моралеса, несколько новых локаций, парочку злодеев, а также целую плеяду уникальных побочных квестов. И хотя проект продвигался в качестве игры следующего поколения, призванной раскрыть потенциал новой игровой системы, анонс версии для PlayStation 4 не заставил себя долго ждать. Это событие поделило игровое сообщество на два лагеря: одна часть игроков расстроилась оттого, что PlayStation 5 лишилась стартового эксклюзива, в то время как другая поддержала инициативу издателя. Ещё больше масла в огонь подливали новости о переносе Destruction All-Stars и кросс-генности Sackboy: A Big Adventure, а также туманные перспективы грядущего поколения. Казалось, что компания сама не уверена в успехе новой игровой системы и эта неуверенность передалась её аудитории. Но так ли на самом деле нужна была эта эксклюзивность? Стоила ли новая Marvel’s Spider-Man: Miles Morales того, чтобы лить слёзы и строчить гневные комментарии в адрес издателя? Давайте попробуем разобраться.
Итак, с момента событий первой части прошёл год. Покрытый снегом Нью-Йорк готовится встречать Рождество, а семья Моралесов обустраивает своё гнёздышко в Гарлеме. Но покой жителям мегаполиса только снится, поскольку накануне праздничного сезона разгорелась самая настоящая война между энергетической корпорацией Roxxon и преступной группировкой «Подполье», использующей высокие технологии для достижения своих целей. И всё это на фоне грядущих выборов на должность главы городского совета, в которых принимает активнейшее участие мать Майлза – Рио Моралес. Усложняет ситуацию внезапный отъезд Питера Паркера, который решил отправиться в командировку вместе со своей возлюбленной Мэри Джейн, оставив неопытного супергероя Майлза один на один с беспорядками, заговорами и личными дилеммами.
Если ограничиться исключительно сюжетом, прохождение которого занимает от силы часов пять, то история покажется очень скомканной и незавершенной. Но если собрать все открытки, записать все биты, а также заморочиться с поиском всех капсул времени, то можно узнать много нового о прошлом Майлза, понять мотивацию его близких. Нас посвятят в то, как развивались отношения между отцом главного героя и его дядей, раскроют причины, по которым покойный офицер Джефферсон решил стать блюстителем порядка, а Рио – общественным деятелем. Нельзя сказать, что рассказанная история смогла переплюнуть оригинальную Marvel’s Spider-Man, где хватало своих несуразностей, однако получившийся результат однозначно лучше всего того, что выходило в качестве сюжетных дополнений для первой части. Ну, кроме, разве что, The Heist. Там химия между Человеком-пауком и Чёрной кошкой была показана достовернее, чем между подростками в Miles Morales. Впрочем, если не вспоминать себя в их годы, то и происходящее не будет отдавать фальшью. Наверное этим и руководствовались великовозрастные сценаристы, когда придумывали диалоги местным юношам и девушкам.
Структурно игра очень напоминает помесь оригинальной Marvel’s Spider-Man с недавно вышедшей Marvel’s Iron Man VR. Оно и не удивительно, ведь над всеми тремя проектами работал один и тот же человек – Брайан Интихар (Bryan Intihar). Так что если кто-то из наших читателей успел побывать в костюме железного мстителя, то он будет постоянно испытывать чувство дежавю от местных сценарных ходов. Особенно от ведомой чувством мести злодейки в маске, которая, несмотря на все разногласия, в какой-то момент примыкает к главному герою, чтобы выступить против общего врага. К тому же в обеих играх задействована Roxxon Energy Corporation, успевшая насолить как Железному Человеку, так и новому Человеку-пауку. Учитывая всё вышесказанное, была надежда, что Старк и его компания обязательно мелькнут в каком-нибудь новостном репортаже, ведь адвокаты Тони до сих пор разбираются с руководством Roxxon из-за того случая на промышленном комплексе, но авторы чётко дали понять, что не готовы к объединению этих вселенных.
В остальном Marvel’s Spider-Man: Miles Morales больше походит на дополнение к оригинальной игре, нежели на автономный проект, причём ощущения схожести с оригиналом здесь намного сильнее, чем в случае с Uncharted: The Lost Legacy. Усиливают их не только знакомые декорации, предсказуемые сценарные ходы и смежные игровые механики, но и идентичные супостаты. Ведь охранное подразделение Roxxon – это один в один наёмники Серебряного Соболя, члены так называемого Подполья ведут себя в точности, как люди Мартина Ли (не просто же так они хранят оружие и экипировку «Демонов» у себя на базе), ну а про сбежавших из Райкер преступников и уличную шпану даже говорить нечего – этих перенесли в игру в первозданном виде.
Что касается самого города, то разработчики постарались максимально разнообразить внешний вид Большого яблока: придумали множество новых строений, модернизировали ряд старых, а также развесели повсюду новогодние украшения. Да что уж там, они даже заморочились с перерисовкой внутреннего убранства офисов, складских помещений и квартир. Ползая по зданиям и заглядывая в окна, можно обнаружить миниатюрную ёлочку рядом с принтером, гирлянду под потолком или щелкунчика на холодильнике. Дух праздника будет преследовать игроков на протяжении всей игры, независимо от того, катаются ли они верхом на Носороге по торговому центру или прогуливаются по заснеженному Гарлему в ожидании начала митинга. Нужно ли говорить, что всё вышеперечисленное дарит приятное праздничное настроение. Всё-таки маркетологи Sony знают своё дело и не зря едят свой хлеб.
При этом не совсем понятно, что именно должно привлекать человека, сидящего по ту сторону экрана, в новом герое. Ведь когда речь заходит о Питере Паркере, то мы знаем, что это персонаж, который постоянно разрывается между супергеройской деятельностью, работой и личной жизнью. Именно поэтому рядовому обывателю гораздо проще ассоциировать себя с ним, нежели с каким-нибудь миллиардером, мутантом или пришельцем. Кроме того, Питер располагает к себе энергичностью, оптимизмом и умением находить компромиссы. Он нередко балансирует на грани фола, но никогда не отчаивается. Жизнь не всегда бывает к нему справедлива, однако он не опускает руки. Чем бы Питер не занимался, ему приходится не сладко, тем не менее, он радуется любым, даже самым незначительным победам.
А что представляет собой Майлз? Ну, он школьник, который готовится вступить во взрослую жизнь. И это, наверное, всё, что можно о нём сказать. На самом деле у авторов были попытки показать сходства между Майлзом и его наставником, но все они больше походят на незавершенные сюжетные наброски, нежели на хорошо прописанные сценарные ходы. Взять, к примеру, самое первое задание, в ходе которого оба Человека-паука преследуют сбежавшего из-под стражи Носорога. Мало того, что Майлз не дошёл до магазина, где он должен был совершить покупки к праздничному столу, так ещё и во время преследования герой всё время отвлекается на разговоры с матерью, спешащей напомнить ему о его обязанностях. И всё бы ничего, вот только ни сцена с магазином, ни разговоры с Рио Моралес не приводят ровным счётом ни к чему. Герой возвращается домой без покупок, а также без ссадин и синяков на лице (и это после парочки смачных оплеух от Носорога), и у его близких не возникает никаких вопросов.
Или вот ещё пример. В канун Рождественского сочельника миссис Моралес пригласила в гости Фину – давнюю подругу Майлза. Проведя время вместе и вспомнив старое, герои решают встретиться на досуге, чтобы в очередной раз предаться воспоминаниям. Можно подумать, что авторы воспользуются ситуацией и явят игрокам все тяготы супергеройской жизни: Майлз пропустит встречу из-за за разговевшегося поблизости пожара или сбежит с неё, бросившись на помощь очередным бедолагам. Но нет, ничего подобного в игре нет. Девушка просто пожурит героя за его нерасторопность и попросит его больше не опаздывать. И на этом всё. А вы чего ожидали? Житейских неурядиц? В игре про Человека-паука? Забудьте, у нас тут герой с задатками Мэри Сью.
Была надежда, что Insomniac Games уделят немного времени обычной жизни Майлза, ведь мы знаем, что герой увлекается музыкой, баскетболом и стрит-артом. Но мало того, что сам набор увлечений достаточно стереотипный и являет собой то, как белые люди видят досуг чёрных парней, так ещё и раскрыть его в полной мере никто из них не потрудился. К тому же в сюжете довольно часто мелькает некая видеоигра, разработанная Ганке Ли. Ганке старательно полирует свой инди-проект, а Майлз выступает его тестером. Герои делятся своими впечатлениями, обсуждают стратегии и проблемы. Особенность ситуации заключается в том, что игрок не видит результатов их труда. За всё время ему не покажут ни единого кадра с игровым процессом. Даже сценки, в которой Майлз и Ганке весело проводят время за её прохождением, и той нет – всё самое интересное остаётся за кадром. А ведь у разработчиков вполне мог бы выйти забавный набор мини-игр, как в какой-нибудь Sly Cooper: Thieves in Time.
К тому же в отличие от того же Питера, Майлз высокомерен, заносчив и честолюбив. Но только тогда, когда поблизости нет сильного женского персонажа. Когда оный возникает в кадре – герой моментально занимает оборонительную позицию и начинает придумывать оправдания любым своим поступкам. От всего этого становится ещё труднее начать сопереживать Майлзу, а также тем, кто его окружает. Тем не менее, в игре нашлось немало других, куда более приятных персоналий, без которых Marvel’s Spider-Man: Miles Morales не имела бы и толики своего шарма. Взять хотя бы того же Питера Паркера. Всякое появление этого персонажа, будь то телефонный разговор, голографическая запись или кат-сцена – это небольшой праздник. Отдушина для тех, кто скучал по видеоигровому Паучку. Даже обновлённая внешность героя не смогла испортить впечатления от его пребывания в этой игре. А это, как ни крути, показатель.
Другой такой персонаж – это Ганке Ли. Ганке – это Нед Лидс из Spider-Man: Far From Home на стероидах. Если работа Неда в основном заключалась в том, чтобы ездить по ушам учителям и одноклассникам, отвлекая их внимание до появления Человека-паука, то Ганке – это полноценный сайдкик, которому не страшно посреди ночи отправиться в Центральный парк, чтобы заценить новый костюм своего товарища, и ничего не стоит вывести толпу паникующих людей с сорванного митинга. Про то, что для Ганке взломать защитную систему Roxxon так же легко, как отнять конфету у ребёнка, как-то и говорить неловко. Для современных сайдкиков – это уже само-собой разумеющиеся вещи. Даже интересно, чем теперь ответит Нед в новом фильме про Человека-паука? Научится пилотировать самолёты или деактивировать бомбы? Также не стоит забывать про Рио Моралес – добрую и отзывчивую женщину, которая напоминает тётю Мэй из оригинальной игры, и дядю Майлза. Про последнего хотелось бы рассказать побольше, но мы решили, что в этом обзоре спойлеров не будет. Во всяком случае таких, которые могли бы испортить нашим читателям впечатления от прохождения. Скажем только, что в игре его преступно мало и что нам очень хотелось бы послушать про его былые подвиги.
Всякий раз, когда речь заходила о продолжительности сиквела, сотрудники Insomniac Games вспоминали об Uncharted: The Lost Legacy и делали это не просто так. Если для завершения Marvel’s Spider-Man Miles требовалось около 30 часов, то в случае с Marvel’s Spider-Man Miles Morales времени требуется в два раза меньше. В связи с этим авторы пошли на хитрость и добавили в игру целый ряд трофеев, требующих повторного прохождения. И всё бы ничего, вот только режим «Новая игра+» сделан довольно лениво. Была надежда, что во время повторного прохождения появятся какие-то новые события, преступления или противники. Ну или же новый зубодробительный уровень сложности. Однако ничего из этого, конечно же, добавлено не было. Так зачем вообще нужен этот режим? Да, при повторном прохождении некоторые реплики, произнесенные Майлзом и его товарищами, начинают играть новыми красками, например, когда герой ни с того, ни с сего признаётся, что ощущает на себе взгляд дяди, но этого явно недостаточно.
Вероятно авторы рассчитывали, что своё первое прохождение игроки осуществят на PlayStation 4, а уже потом переключатся на PlayStation 5, где смогут ощутить разницу между поколениями. Ведь ни для кого не секрет, что в версии для PlayStation 5 более быстрые загрузки, повышенная частота кадров, поддержка трассировки лучей, трёхмерный звук и многое другое. Тем не менее, совсем без изменений не обошлось, ведь разработчики оставили для режима «Новая игра+» несколько улучшений для гаджетов, три навыка и один костюм. Немного, но всё же. Кстати, о гаджетах, их в Marvel’s Spider-Man Miles Morales довольно мало: голодорон создаёт голографических ботов, отвлекающих противников, управляемая мина бьёт недругов током, а гравитационный колодец (привет, Marvel’s Iron Man VR!) стягивает оппонентов вместе. Пожалуй, самыми ходовыми являются стандартные эжекторы паутины, позволяющие опутывать врагов и прилеплять их к стенам. Обо всём остальном игроки будут вспоминать только тогда, когда необходимо выполнить какие-нибудь побочные цели, позволяющие заработать побольше паучьих жетонов.
Надобность в гаджетах отпала сама собой, когда разработчики внедрили в игру биоэнергетические силы, способные ослабить или даже обездвижить противников. И действительно, зачем тратить прорву времени на попытку связать одного единственного оппонента, если можно путём нехитрой комбинации кнопок отправить в нокаут целую толпу? Биоудар, к примеру, вызывает биошок, а его аналог, биопинок, поражает биоэнергией несколько противников сразу. Пожалуй, самыми эффективными из всего набора умений являются биорывок, биопрыжок и мегабиовзрыв. Первый позволяет отбрасывать цели, второй даёт возможность подкидывать их к потолку, попутно шокируя и разоружая их, ну а третий, самый мощный, не только оглушает всех стоящих поблизости недругов, но и восстанавливает здоровье героя. Правда, стоит это удовольствие недешево – целых три пункта от шкалы биоэнергии, которая восполняется за счёт раздачи тумаков и своевременных уклонений.
Если раньше находящийся в засаде Человек-паук предпочитал избавляться от неприятелей сидя на какой-нибудь возвышенности или раздавая пинки в полёте, то теперь для скрытных устранений придумана целая новая механика. Речь идёт о новой суперсиле, благодаря которой Майлз на время обретает невидимость. С прокачкой специальной ветки данного умения герой научится наносить биоэнергетические удары, не теряя маскировки, становиться невидимкой во время тревоги, а также ронять подвешенные к потолку коконы на головы бандитам, вызывая у тех неприятные ощущения во всём теле. К этому также прибавилась возможность лепить неприятелей к стенам и потолку. Ввиду того, что авторы оставили интеллект противников примерно на том же уровне, на каком он был в оригинальной Marvel’s Spider-Man, бесшумно устранять батальоны злодеев стало проще, чем когда-либо. Единственное, что может вызывать трудности – это управление главным героем. Несмотря на то, что у Майла есть масса классных анимаций и движений, попытки перебраться с одной стены на другую или прилипнуть к потолку могут стать нетривиальной задачей. Герой либо упирается головой в угол, отказываясь делать то, что от него хотят, либо падает камнем вниз, как бы демонстрируя свою усталость от происходящего.
По аналогии с оригинальной игрой в Miles Morales было добавлено множество альтернативных костюмов. Правда, среди них не так уж и много таких, в которых хотелось бы щеголять по улицам и бороться с преступностью. Отдельного упоминания достоин разве что костюм Паучка из Spider-Man: Into the Spider-Verse. Кудесники из Insomniac Games сумели даже перенести рванную анимацию из этой замечательной анимационной ленты, которую при желании можно отключить, поскольку она тут выступает специальным модификатором. И раз уж зашла речь о модификаторах, то их для столь короткой по продолжительности игры придумали довольно много. Здесь есть такие, которые позволяют видеть и помечать врагов сквозь стены, продлевать маскировку во время ближнего боя и визуализировать звуки сражения, как в комиксах.
На высоких уровнях сложности полезным модификатором выступает биощит, который возникает всякий раз, когда герой восстанавливает своё здоровье. Он не только защищает Майлза от ударов в течении пяти секунд, но и калечит тех, кто пытается его атаковать. На финальных этапах игры, когда врагов становится очень уж много, выжить без данного модификатора будет непросто. Ну а во время повторного прохождения мы настоятельно рекомендуем взять кота, который будет постоянно напоминать о себе в кат-сценах: выныривать из рюкзака, махать лапами и недовольно мяукать. С этим котом, которого, кстати, тоже зовут Человек-паук, практически любой ролик становится веселее, тем более, что авторы не дают игрокам пропускать заставки, даже когда речь заходит о режиме «Новая игра+».
Некоторые игроки жаловались на то, что в оригинальной Marvel’s Spider-Man было слишком много Джей Джона Джеймсона – ведущего программы «Просто факты», который славился большой нелюбовью к Человеку-пауку. В качестве противовеса вечно ворчливому глашатаю в игру была добавлена серия подкастов «Даникаст», ведёт которую Даника Харт, чьё имя выветривается из головы так же быстро, как и название самой передачи. По правде говоря, не совсем понятно, зачем она нужна в этой игре. Если любые новости из уст Джеймсона приобретали забавный окрас, потому как ведущий умудрялся всегда интерпретировать их по-своему, то фишка Даники – это пересказ недавно произошедших событий в позитивном ключе. В этом нет ничего весёлого или сколько-нибудь интересного. Чтобы хоть как-то оправдать смысл её существования, разработчикам пришлось выставить Джеймсона круглым дураком, не способным разобраться в сложившейся ситуации, а Данику – трезвомыслящей барышней, стоящей на стороне правды. Как это по-современному.
Судя по тем отзывам, что были опубликованы в сети, можно предположить, что львиная доля журналистов обозревала версию для PlayStation 5, для которой игра изначально и создавалась, иначе чем ещё можно объяснить удовлетворённость прессы состоянием проекта? Версия для PlayStation 4 обернулась настоящим багодромом. В ней не срабатывают скрипты, трупы врагов летают по воздуху, сами они застревают в стенах и друг в друге, персонажи ходят в Т-образных позах или становятся невидимками. А по окончании сюжета возникают загадочные микрофризы, которые не лечатся даже перезагрузкой консоли. Складывается впечатление, что версию для PlayStation 4 начали разрабатывать совсем недавно и не успели как следует отполировать перед выходом. Зачем нужно была так торопиться – сказать сложно. Издатель ничего бы не потерял, если бы выпустил версию для прошлого поколения на несколько недель позже, как это делают с релизами крупных игр для Nintendo Switch.
Итог: По правде говоря, новая игра от Insomniac Games выглядит и ощущается очень сырой. В своё время нечто подобное говорили и про Killzone: Shadow Fall, однако детище Guerilla Games по сравнению с этой игрой выглядит, как огромный шаг вперёд, причём не только для серии, но и для жанра в целом. Marvel’s Spider-Man: Miles Morales по большому счёту топчется на месте. Здесь есть интересные механики, приятные персонажи и трогательные сцены, да и полёты на паутине по-прежнему увлекательны, но давайте будем честны: авторам следовало бы бросить все силы на доработку Ratchet & Clank: Rift Apart, а производство Marvel’s Spider-Man: Miles Morales отложить до лучших времен. Таким образом, творческий коллектив убил бы сразу двух зайцев – представил публике крепкий стартовый тайтл, способствующий продвижению PlayStation 5, и довел до ума сольник про нового Человека-паука. Будем надеяться, что Insomniac Games не подкачает и подарит нам новые приключения всеми любимой парочки в начале следующего года.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.