«– Слушай-ка, а ты уверен, что хочешь, чтобы Лампи использовал микроволновую печь? Гарантия на неё закончилась три года назад.
– Всё будет хорошо, неожиданный всплеск радиации формирует сильных персонажей.
– И опухоли! Ммм... Аппетитный маслянистый запах облучённых мясосодержащих продуктов... Хочу, хочу!
Новичок отдает Максу разогретую в микроволновке свинину на палочке.
– Хм... Хрустящая... Тягучая... Напоминающая свиные губы... Что ж, неплохо, Лампи. Но ты всё равно мне не нравишься»
Из диалога Сэма и Макса, Sam & Max: This Time It's Virtual
Сэм и Макс – бравые полицейские, работающие на общественных началах, давненько не покидали пределов своего уютного нью-йоркского офиса. А ведь посвященная им серия долгое время оставалась срезом американской культуры, высмеивающим присущие ей клише и обыгрывающим популярные произведения. За минувшие десятилетия франшиза Sam & Max успела побывать в руках андерграундных художников-комиксистов, знаменитых мультипликаторов и небезызвестных разработчиков видеоигр. Но, несмотря на любовь и признание публики, она оказалась на задворках медиа-индустрии. Если бы не ремастеры, которые неспешно выходят на избранных платформах, то новые поколения геймеров могли бы и вовсе не знать о её существовании. Стряхнуть пыль с одного из самых оригинальных дуэтов в истории видеоигр вызвались сотрудники HappyGiant. Объединившись с создателями прошлых частей, они решили переместить безумную вселенную в виртуальную реальность и выпустить Sam & Max: This Time It's Virtual.
Но о ком конкретно идёт речь? – задастся вопросом читатель, ведь за годы существования франшизы над ней успело поработать сразу несколько студий, самыми известными из которых были LucasArts и Telltale Games. Как оказалось, в производственном процессе принимало участие множество ветеранов игровой индустрии, в числе которых были и те, кто уже давно отошёл от этих дел. Например, за сценарий отвечал сам создатель серии, Стив Перселл (Steve Purcell), дизайн мира и персонажей доверили автору культовой Sam & Max Hit the Road Майклу Стеммлю (Michael Stemmle), а над звуковым сопровождением корпел небезызвестный Джаред Эмерсон-Джонсон (Jared Emerson-Johnson), которому, как мы считаем, давно следовало бы поставить памятник в его родном Сан-Франциско. Даже актёры, озвучившие Сэма и Макса в трилогии от Telltale Games, Дэвид Наулин (David Nowlin) и Дейв Боат (Dave Boat), решили не оставаться в стороне и взяться за работу над любимыми персонажами. Так почему же пресса встретила игру с прохладой? Неужели авторы растеряли весь свой запал и разучились делать по-настоящему смешные игры? Давайте попробуем разобраться.
История Sam & Max: This Time It's Virtual вновь переносит нас на улицы Нью-Йорка, жители которого были атакованы гигантским пятиглавым чудищем. В ходе нападения главный герой, роль которого исполняет сам игрок, оказывается в мусорном баке, откуда его вызволяют бравые полицейские Сэм и Макс, работающие на общественных началах. Но вместо того, чтобы отвести гражданское лицо в безопасное место, напарники решают прибегнуть к нестандартной тактике: они вручают ему ракетницу, которую, по их словам, они нашли, а вовсе не выкрали с ближайшей военной базы, и отправляют на борьбу с чудищем. Оценив решительность героя, готового в любой момент прийти на помощь полиции, напарники решают пригласить его на службу. Но несмотря на то, что речь идёт о волонтёрстве, новоиспечённый кадет должен пройти жёсткие тренировки и одолеть все испытания, подготовленные Сэмом и Максом. Впрочем, многие из них были придуманы задолго до них. Когда-то это были обычные аттракционы из парка развлечений Капитана Аквабира. Того самого парка, что был закрыт из-за отсутствия денег, психологических травм у посетителей и чрезмерного использования асбеста.
Чтобы получить свой значок, кадет должен уметь уворачиваться от летящих в него снарядов, ножей и острых чипсов «Scrumpos»; метко бросать взрывчатку, шары с краской и Макса; летать на ховерборде; деактивировать бомбы; тренировать гигантских червей; а также стрелять из всевозможных видов оружия, в числе которых знаменитый «Big Kill» Сэма. И пусть это единственный раз, когда пёс доверит новичку свой излюбленный револьвер. И, что примечательно, большинство из этих навыков действительно понадобятся для борьбы с преступностью, ведь таинственный Комиссар может в любой момент прервать тренировки курсанта, чтобы отправить его и двух своих подчиненных на очередное самоубийственное задание. Тут-то и может понадобиться умение ловко карабкаться, укрываться от вражеского огня и разминировать бомбы. А иногда игра будет требовать от «Лампи» (позывной героя, придуманный Максом) мыслить нестандартно и использовать подручные средства для достижения целей. Например, для изгнания из придорожного магазинчика демонов, оживших мертвецов и злобных духов. Ведь как ещё можно одолеть ледяного скелета, как не подсунуть ему вместо излюбленного мороженного разогретый в микроволновке буррито?
К этой же категории можно отнести задания, требующие от игрока найти выход из помещения, изгнать паранормальную сущность из тела Макса и вызволить Сэма, привязанного к мачте Капитана Аквабира. Во всех трёх случаях игрок должен дать волю своему воображению и использовать все имеющиеся у него возможности, даже если они кажутся безрассудными и лишенными всякого смысла. В этом плане игра очень походит на классические квесты от LucasArts, в которых игрок должен был активно взаимодействовать с окружением, внимательно прислушиваться к тому, что говорят персонажи, и искать применение собранным вещам. Безусловно, всё это отдаёт духом конца 80-х – начала 90-х, но ведь это именно то, чего ждали многие поклонники Sam & Max, уставшие от того, что современные геймдизайнеры всё время водят их за ручку. Погружению в атмосферу ушедшей эпохи способствует не только геймплей, но и окружение – жутковатый парк развлечений, маленькие придорожные магазинчики и небольшие улочки мультяшных американских городов. Все они навевают воспоминания о потрясающей Sam & Max Hit the Road и её трёхмерных последовательницах.
Помимо самих Сэма и Макса в игре есть и другие персонажи. Например, уличная художница Саша, повар Гелиос Пападополис и королева крыс Карпатия. Их роль в сюжете Sam & Max: This Time It's Virtual носит эпизодический характер. По большому счёту они нужны только для того, чтобы вывести героев на след нового злодея, Теодора «Тедди» Токса, помешанного на современных гаджетах и мечтающего взорвать жителей мегаполиса с помощью нейтронной бомбы. И хотя это вовсе не то, на что рассчитывали давние поклонники серии, из этого колоритного набора персонажей могло выйти нечто действительно стоящее. Игроки, прошедшие Sam & Max Hit the Road и трилогию от Telltale Games, наверняка надеялись увидеть Сибил Пандемик, Флинта Пепера, Юргена или на худой конец Роско Боско, но вместо этого получили лишь небольшие камео. Максимум, на что они могут рассчитывать, так это на недовольные ворчания Джимми Двузубого, живущего за коробкой в офисе Сэма и Макса, записанное на автоответчик сообщение от Флинта, а также на пекарню «Let Them Eat Cupcake», которая открылась на том месте, где раньше располагался небезызвестный магазин «Bosco's Guns, Liquor, and Baby Needs». Интересно, призрак мисс Боско по-прежнему докучает его посетителям?
И можно было бы сказать, что возвращение всеми любимой парочки действительно удалось, если бы не техническая составляющая проекта. Дело в том, что представленные в игре мини-игры будут частенько требовать от «Лампи» точности, однако попасть во что-либо с местной физикой практически нереально. Поведение объектов настолько странное, что поднатореть в бросках не удалось даже на втором прохождении. Со стрельбой по движущимся мишеням тоже всё не слава богу: в условиях тотального хаоса и беспорядка система может в любой момент изменить положение хитбоксов, а вместе с тем прекратить регистрацию попаданий. А уж если предмет упал на землю, то следующие несколько минут кадет будет изображать оголодавшего голубя, роющегося в горах шелухи в поисках цельных семечек. Беда в том, что даже при наличии опций, позволяющих устанавливать рост, пределы игровой зоны весьма и весьма ограничены. Учитывая то, что играть в Sam & Max: This Time It's Virtual приходится стоя, выйти за границы видимости камеры проще простого. Особенно в ситуациях, требующих от игрока крутиться на все 360 градусов, уворачиваться от снарядов и палить во все стороны.
В Sam & Max: This Time It's Virtual есть несколько открытых для изучения локаций, подразумевающих свободу перемещения, и именно благодаря им становится очевидно, насколько сложно управлять персонажем в условиях плохо проработанной коллизии. Герой постоянно проваливается внутрь объектов, что автоматически приводит к затемнению экрана и сложностям с маневрированием. Функция телепортации делает ситуацию чуточку лучше, но даже с ней кадет будет появляться не там, где нужно, то недолетая до указанной точки, то перелетая через неё. Не радует и расположение кнопок, ведь любой, кто хотя бы краем глаза видел библиотеку игр для PlayStation VR, знает, что нижние кнопки, расположенные на контроллере PlayStation Move, отвечают за действие. Здесь же кнопка «Х» была отдана под всплывающее окошко, которое не только застилает собой треть экрана, но и не ставит игру на паузу. Возможно, авторы хотели сделать интерфейс частью игрового процесса, но в таком случае им нужно было подумать о возможных последствиях, ведь игровые меню очень любят проваливаться сквозь объекты, вынуждая игрока подбирать подходящий угол.
Свои проблемы есть и у системы трофеев. Мало того, что они практически невыполнимы, ведь для их получения «Лампи» должен заработать наивысшие баллы во всех испытаниях, так ещё и сама игра может прекратить их выдачу в самый неподходящий момент. Впрочем, у этой оказии есть решение: для получения трофеев необходимо нажать кнопку «PlayStation», расположенную в нижней части PlayStation Move, и выждать несколько минут. Если все необходимые условия были выполнены, то система расщедрится на награды и даже предоставит соответствующие скриншоты. Впрочем, не все призы можно получить таким способом. Например, если выйти из игры до того, как будет совершен переход из одной части заброшенного парка в другой, то соответствующие трофеи не выпадут. Но, несмотря на это, система запомнит действия играющего и в следующий раз предложит начать прохождение с нового участка. Воспользоваться функцией выбора глав, вернуться назад и воспроизвести последовательность действий не выйдет – нужные скрипты попросту не сработают, так что единственным способом заполучить желаемые награды будет начать прохождение заново.
Несмотря на всё вышеописанное, есть в игре кто-что, что способно заставить геймеров закрыть глаза на огрехи и попробовать добраться до финальных титров – уморительный сюжет и потрясающие диалоги. Прохождение Sam & Max: This Time It's Virtual займёт у владельцев PlayStation VR всего четыре с половиной часа, но за это время они услышат столько великолепных шуток и остроумных отсылок и побывают в таком количестве нелепых ситуаций, что им наверняка захочется переиграть некоторые эпизоды. Или же ещё разок перепройти предыдущие части. Приятно осознавать, что после стольких лет Стив Перселл не растерял своего писательского таланта, а мир Сэма и Макса всё также безумен и весел, как и тридцать с лишним лет назад. Да, HappyGiant не смогли сделать из игры конфетку, но им удалось доказать, что история про двух полицейских, работающих на общественных началах, находится вне времени, независимо от того, какой формат для неё был выбран.
Итог: Sam & Max: This Time It's Virtual – это весёлый сборник мини-игр, стремящийся дать владельцам PlayStation VR возможность почувствовать себя частью безумного мира Сэма и Макса. В нём есть всё, за что фанаты любят и ценят эту франшизу: уморительный сюжет, нестандартные ситуации, потрясающие диалоги (которые не стыдно цитировать в приличном обществе), запоминающиеся места и персонажи. Посоветовать игру всем владельцам шлемов виртуальной реальности препятствуют технические огрехи – плохое управление, никудышная физика и странный интерфейс. Почему так вышло – сказать сложно. Может быть никто не соглашался браться за эту работу или же выбор был подиктован ограниченностью бюджета, а может и всё сразу. В любом случае, делать ставку на новичков из HappyGiant, отличившихся парочкой малоизвестных мобильных игр, оказалось не лучшей затеей. Остаётся надеяться, что Sam & Max: This Time It's Virtual не станет последним гвоздём в крышку гроба этой франшизы и мы ещё увидим новые приключения великолепного юмористического дуэта. Сейчас всё будет зависеть от владеющей правами на франшизу Skunkape Games.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.