Сериал успешно перевалил за экватор, накал страстей стал ещё выше, а старина Крейг Мэйзин (Craig Mazin), который при наличии у людей хоть капли критики, скорее всего, стоял бы на бирже труда, продолжает испытывать на прочность нервные клетки фанатов. Как и в прошлый раз, режиссёром выступил Джереми Уэбб (Jeremy Webb), которому дали возможность завершить сюжетную арку, связанную с Канзас-сити. Очередной кусок истории был назван «Терпеть и выжить». И, судя по всему, это станет лейтмотивом не только для главных героев, но и для людей, находящихся по ту сторону экрана.
Эпизод начинается с рассказа о перевороте, который произошел в Канзас-сити за десять дней до событий прошлой серии. Вооружённое бандформирование взяло власть в свои руки, окончательно покончив с диктатурой F.E.D.R.A. Нам демонстрируют кадры погрома, ликующие толпы людей и трупы несчастных «федровцев», над которыми издеваются жаждущие крови ополченцы. Люди ещё не знают, к каким последствиям приведет это восстание, а пока с автоматами наперевес они будут учинять погромы и грабить всех тех, кому не посчастливилось оказаться в стенах залитого кровью города.
На фоне беспорядков и хаоса два человека ищут убежище – молодой мужчина и мальчик восьми лет. Это Генри и Сэм, с которыми главные герои вынужденно познакомились в конце прошлой серии. Выясняется, что мальчик глухонемой и общается со своим старшим братом с помощью языка жестов. Оба героя были и в оригинальной игре, однако там встреча с ними происходила в менее дружелюбной обстановке: Джоэл и Элли с трудом оторвались от местных бандитов, разъезжающих по округе на бронемашине, и чуть было не убили Генри. Мальчишка там тоже был и защищал своего брата. Правда, при этом он был полностью здоров, чего не скажешь о его телевизионной версии.
Сам Мэйзин говорит, что это отсылка к сериалу «This Close», но мы считаем, что это один из тех случаев, когда современная телецензура требует в обязательном порядке акцентировать внимание на персонажах с ограниченными возможностями. Похоже, героев с разными степенями ожирения, живущих впроголодь в постапокалиптическом мире, цензорам было недостаточно. В оригинальной игре восстание тоже было, но, как уже говорилось, с момента уничтожения блокпоста F.E.D.R.A. прошло несколько лет. Люди, ратовавшие за свободу и равенство, за это время деградировали и превратились в самую обыкновенную банду, которая защищает свою территорию от других таких же отщепенцев, живя исключительно за счёт проходящих мимо путников.
Генри и Сэм никогда не жили в этом месте, а лишь искали провиант вместе со своей группой. О том, что стало с большей её частью, мы могли видеть в одной из игровых кат-сцен, когда несколько бандитов без каких-либо зазрений совести изрешетили какого-то парня и сопровождающую его девицу, после чего абсолютно разочарованные отсутствием каких-либо полезностей, убрались восвояси. Здесь же Элли впервые столкнулась с ситуацией, когда два человека, оказавшиеся свидетелями чудовищной несправедливости, вынуждены выбирать: либо броситься в атаку и погибнуть, либо смириться с тем, что происходит, и продолжить идти дальше. К счастью, девушка оказалась достаточно умной и рассудительной, чтобы последовать совету Джоэла и не лезть на рожон.
В общем, после этого нас вновь возвращают к сюжетной ветке, посвященной бандитам. Первым делом после одержанной победы представители новой власти поймали коллаборационистов и посадили за решётку. Выясняется, что лидер сопротивления одержима мыслью найти Генри, по вине которого был убит её брат. Женщина обещает, что не станет уподобляться «федровцам» и учинять расправы над невинными – их будут судить. Тут же находятся люди, которые на это ведутся и сообщают примерные координаты предателя. Видимо эти господа проспали последние несколько дней, а потому не заметили всего того, что творили их соотечественники при полном попустительстве со стороны нового руководства. И, несмотря на протесты со стороны подчинённых, Кэтлин всё же отправляет основные действующие силы на поиски беглеца.
Все дальнейшие события происходят просто потому, что авторам нужно было во что бы то ни стало показать красивую стычку в конце. Если бы Кэтлин унаследовала хоть капельку взвешенности и рассудительности от своего брата, то она занялась бы более насущными вопросами, к числу которых относится отсутствие сообщения между городами, что рано или поздно будет замечено другими «федровцами» и неминуемо приведёт к отсутствию централизованного снабжения, резкому снижению поступающих товаров и сокращению людей, проходящих через эти места, как это было в оригинальной игре. К чему это приведёт – мы все уже знаем.
Кроме того, очень остро стоит вопрос безопасности, поскольку под городом расположена канализация, которая очень долго служила отстойником, куда сбрасывали всех заражённых. Живя на бомбе замедленного действия, горожане пребывают в опасности, которая в один прекрасный день может их всех похоронить. Странно только то, что местные «подземные жители» не пустили по всей округе усики, чтобы связаться с другими заражёнными, а заодно разведать, какова численность людей, коптящих небо под солнцем в Канзас-сити. А ведь это была бы великолепная возможность вновь акцентировать внимание на этой их сериальной особенности. В оригинале подобного, конечно же, не было. Заражённые там встречались, но они по большей части жили в заброшенных зданиях или в отдалённых уголках города, куда люди просто не совались.
Тут же мы узнаём, что власть Кэтлин досталась по наследству от брата, которого все любили и уважали, и который был для многих примером для подражания. Почему местные решили, что бразды правления должны достаться ей, а не её помощнику, Перри, который и выглядит круче, и ведёт себя, как настоящий джигит – большая загадка. Впрочем, её разгадка лежит на поверхности – авторам очень нужна была ещё одна бесполезная женщина-лидер в этой и без того феминизированной вселенной. Кстати, роль Перри досталась Джеффри Пирсу (Jeffrey Pierce), который озвучивал Томми в оригинальной The Last of Us. Как оказалось, актёр не просто хорошо звучит, но ещё и прекрасно выглядит. Оттого немного жаль, что авторы не только не раскрыли этого персонажа, но и бездарно слили его в конце. Но об этом чуть позже.
Тем временем Генри и Сэм добираются до укрытия Эзельштейна – доктора, которого застрелили в начале прошлого эпизода. Запасы провианта на исходе и все понимают, что нужно выбираться из города. Между доктором и старшим братом происходит добротный диалог – первый качественно прописанный разговор между двумя взрослыми людьми, который не был позаимствован из игры. Большая редкость для этого сериала. Чтобы успокоить малыша и создать ощущение уюта, старший брат предлагает младшему начать рисовать. Именно обновлённый интерьер и служит подсказкой для повстанцев из прошлой серии, обнаруживших укрытие Генри. Истощив запасы и устав ждать возвращения доктора, отправившегося на поиски провианта, ребята решают покинуть свое пристанище в поисках лучшей доли. Тогда-то они и становятся свидетелями перестрелки, в которой участвовал Джоэл и несколько подчинённых Кэтлин.
Ночью братья находят укрытие Джоэла и Элли и берут их на прицел. Практически сразу же парень признается, что его пистолет разряжен, что делает эту сцену невероятно глупой. В оригинале Генри доверился протагонисту только потому, что с ним был ребёнок – для местных головорезов дети – лишние рты. Однако местный населённый пункт ещё совсем недавно находился под протекционизмом F.E.D.R.A., а это значит, что детей в городе всё ещё очень много. Что заставило Генри довериться Джоэлу в сериале, кроме наличия общего врага, неясно. Учитывая нравы живущих в постапокалиптическом мире людей, он мог бы пристрелить его и сдать местным за вознаграждение, прикинувшись прибывшим в город «туристом». Всё равно выживших после той перестрелки не осталось, а, следовательно, некому ткнуть пальцем в странную парочку.
Генри убеждает парочку покинуть город вместе с ним, так как они с братом неплохо ориентируются на местности. От Джоэла требуется лишь следить за тылом и обеспечивать им безопасность. Вместе они отправляются на вылазку через подземелья, в которых, как мы знаем, живут заражённые. Они находят обустроенное жилище, где когда-то скрывались люди, о чём свидетельствует убранство комнат и несколько старых детских игрушек. Увы, но кроме отсылки к оригинальной игре, это место не служит никаким другим целям. Нам не рассказывают о том, кто здесь жил и почему они прятались под Канзас-сити.
В детище Naughty Dog этот конкретный момент был раскрыт куда лучше – посредством игрового окружения. Это делало мир игры более живым, разносторонним. Ведь помимо основной сюжетной линии в The Last of Us было немало побочных повествований, которые увлекают и заставляют переживать за судьбы героев. Когда четвёрка натыкается на брошенную на берегу лодку, то обнаруживает там несколько бортовых записей, знакомящих нас с Ишем – моряком, который устал бороздить морские просторы и решил попытать удачу на суше. Обнаружив никем не занятую канализацию, он стал строить в ней убежище, а через некоторое время встретил людей и пригласил их к себе. Те очень нуждались в укрытии, притесняемые бандитами с одной стороны и заражёнными с другой. Собственно, эта и многие другие истории подаются через фрагменты из личного дневника Иша, записки и прочие предметы быта. Все они делают общий сюжет насыщеннее и глубже, чего не скажешь о сериале, где ничего подобного нет и в помине.
Оценив ситуацию, киногерои решают остаться в новом укрытии до наступления ночи. Элли налаживает контакт с Сэмом, ну а Генри сознаётся, что предал брата Кэтлин – лидера сопротивления, чтобы получить от F.E.D.R.A. чудодейственный препарат, способный излечить его младшего брата от лейкемии. И, честно говоря, всё это выглядит очень странно. Зачем было делать Сэма глухонемым, да ещё и борющимся с раком? Чтобы зрителю было жальче, когда с ним случится какая-то неприятность? Ну так в игре прекрасно обходились и без этого, при этом накал трагизма там был ничуть не меньше. Просто господин сценарист, придумавший эту ахинею, совсем забыл, что для исполнения хорошей эпизодической роли, способной взять зрителя за душу, ребёнок должен быть прирождённым актёром.
Хороший ли из Кейвонна Монреаля Вударда (Keivonn Montreal Woodard) актёр? Да не очень. На его фоне даже Белла Рамзи (Bella Ramsey) с её вечными кривляньями выглядит не так отвратительно. Его взяли потому, что никто толком не хотел идти на эту роль и авторам пришлось выбирать из того, что есть. Да и зачем было останавливаться на раке? Могли бы его ещё и СПИДом заразить – тогда слёзы точно текли бы рекой, а рейтинги били все мыслимые и немыслимые рекорды. Что касается Генри, то в игре он тоже был весьма неоднозначным героем. Но не потому, что искал какое-то волшебное лекарство, а потому, что был сосредоточен на своём собственном выживании. Как, в общем-то, и Джоэл с Элли. Непонятно только одно: какие вообще могут быть претензии к Генри со стороны Кэтлин, если в их организации любая пешка знала лидера подполья в лицо и могла с лёгкостью указать на место его пребывания?
Это означает, что брат Кэтлин был таким же недалёким, как и его сестра, если самолично выстроил подобную систему. И если бы F.E.D.R.A. не взяли братца Сэма за коккинаки, то им ничего не стоило поймать и расколоть кого-нибудь другого. Судя по тому, как бодро сестричка мочила прислужников режима, стучащих там было как минимум половина лагеря. В таком случае возникает ещё один вопрос: почему с таким количеством данных на руках «федровцы» не смогли предотвратить восстание? Или что, они просто убили лидера и надеялись, что этим всё и ограничится? В идеалистическом буржуазном обществе всё ещё думают, что сменой или ликвидацией главы действительно можно что-то изменить?
В следующей сцене Кэтлин стоит в своей старой детской комнате, рефлексируя по поводу их с братом совместного прошлого. Вспоминает, каким добрым был её родственничек, и приходит к выводу, что он точно не хотел бы Генриной смерти. Всё это она делает на глазах у Перри – старого вояки, который прекрасно знает, что всё катится в тартарары, но продолжает выполнять приказы этой странной во всех смыслах женщины. Впрочем, всё это не имеет никакого значения, ведь если сценаристы решили сделать лидера группировки злодеем, то все желания и доводы её подчинённых летят в трубу – месть стоит на первом месте. Пристрели Перри эту бешенную собаку здесь и сейчас, он и его ребята протянули бы ещё с пару годиков, прежде чем у них начались те же проблемы, что и у ребят из игрового Питтсбурга.
С наступлением ночи главные герои пытаются выбраться из города и натыкаются на снайпера. В игре этот момент происходил днём, и игроков ждало напряженное столкновение с бандитами. В сериале же Джоэл без особого труда проникает на снайперскую позицию, обнаруживает там какого-то деда и обзаводится хорошенькой винтовкой. К сожалению, дед успевает передать информацию своему начальству, после чего в это место стекаются все силы сопротивления, включая саму Кэтлин. Окружив Генри со всех сторон, она отказывается отпускать детей, продолжая изображать циничную сволочь. К слову, это ещё одна вещь, которая должна была оттолкнуть местных боевиков, привыкших действовать под предводительством справедливого и человеколюбивого братца. Впрочем, Мэйзин и его со-сценаристы живых людей видели только в телевизоре, поэтому знать не знают, как они себя ведут и чем мотивируются в реальной жизни.
В момент кульминации из-под земли вырывается орда заражённых и нападает на силы сопротивления. Здесь же зрителям впервые представят топляка, тело которого усеяно спорами. В игре этот товарищ отрывал от себя куски и швырял их в противника, окружая его облаками спор. Однако здесь он просто несётся вперёд и таранит всё, что видит. Своей целью он, конечно же, выбирает Перри – самого классного из новых персонажей. Увы, но вояка не предпринимает никаких попыток отступить и перегруппироваться для каких-то решительных действий, а продолжает стоять до тех пор, пока топляк не отрывает ему голову. Крейг Мэйзин признаётся, что изначально он хотел, чтобы чудище порвало солдафона надвое, но посчитал, что это будет слишком жестоко.
Ну а мы понимаем, что ничего наш великий шоураннер не боялся. Просто была возможность ещё немного сэкономить бюджет, чтобы положить оставшиеся деньги в карман, что мы уже неоднократно наблюдали на примере других эпизодов. Хорошо хоть нам показали орду из 60 человек и даже целого щелкуна-ребёнка, роль которого исполнила юная актриса-акробатка Скай Белль Каутон (Skye Belle Cowton). Мэйзин очень гордится этой своей находкой, хотя она ему никогда не принадлежала – ребёнка-щелкуна придумал один из ветеранов Naughty Dog Хьён Тэк Нам (Hyoung Taek Nam), который планировал добавить его в оригинальную игру. Но даже в этом аспекте Мэйзин и его товарищи умудрились облажаться, нанеся грим щелкуна поверх новенькой чистой одежды с логотипом «Blue's Clues». Если бы не крупные планы и стремление шоураннера сакцентировать на этом внимание, то это было бы не так заметно. Почему это так важно? Да потому, что щелкун – это не первая, и даже не вторая, а третья стадия заражения кордицепсом. Это означает, что девочка должна была изрядно поистрепаться, активно разваливаясь на гной и липовый мёд, а не выглядеть так, словно её только что укусили.
В общем, военные Канзас-сити дружно погибают, а четвёрка героев бросается в бега, чтобы найти укрытие в заброшенном мотеле. Джоэл предлагает своим спутникам отправиться вместе в Вайоминг. И именно здесь становится понятно, что сериальный Генри получился таким же располагающим и приятным, как и его игровой аналог. И пусть актёр и его игровой прототип совершенно непохожи, Ламар Джонсон (Lamar Johnson) отыгрывает эту роль именно так, как нам бы и хотелось. Ночью Сэм признается Элли, что в той передряге его укусили. Желая спасти товарища, девочка обрабатывает его рану своей кровью, которую она считает целебной. Естественно, это не помогает, и на утро зараженный пытается полакомиться своей подружкой. Спасение героини заканчивается трагедией. Авторы сериала практически покадрово воссоздали кат-сцену из видеоигры, сохранив на должном уровне накал эмоций. Это второй по силе эмоциональный момент в сериале, после гибели Сары.
ВЕРДИКТ:
Оригинальная игра подкупала историями о простых людях, оказавшихся в непростой ситуации. И, чтобы вызвать сочувствие у игрока, не требовалось делать кого-то ребёнком-инвалидом или тяжелобольным. Сама по себе обстановка постапокалипсиса с ограниченными ресурсами и необходимостью выживать любой ценой создавала нужную атмосферу. Но авторы сериала хотят заставить нас сопереживать не одной, а сразу двум сторонам – предводителю банды мародёров, преданных ради спасения мальчика, и самому мальчику, борющемуся за жизнь не только на физическом, но и на биологическом уровне. В итоге не жалко никого. Сюжетная арка, связанная с восстанием в Канзас-сити, не привносит в основной сюжет ничего стоящего, как и все предыдущие сериальные изменения. В то время как оригинальная история сама по себе была богата на различные ответвления, которые смогли бы стать достойной основой для альтернативных историй, дополняющих вселенную игры.