Всё больше вопросов и противоречий
Очередной эпизод телевизионной версии популярной видеоигры увидел свет 23 января и получил название «Заражённые». Сценарий для серии написал шоураннер Крэйг Мэйзин (Craig Mazin), а оператором выступила Ксения Середа (Ksenia Sereda), также участвовавшая в создании пилотного выпуска. Постановкой занимался лично со-президент Naughty Dog Нил Дракманн (Neil Druckmann), который впервые оказался в кресле режиссёра. Насколько этот дебют оказался удачным, поймем, разобравшись в некоторых деталях.
Серия берёт начало в Индонезии, когда министерство обороны решает проконсультироваться с пожилой женщиной-микологом, которая преподаёт в местном университете и, судя по всему, лучше всех в стране разбирается в грибном царстве. Ей показывают тело умершей женщины, доставленной с мукомольного завода после некоего происшествия. Погибшую ликвидировали метким выстрелом в лоб, а на ноге у неё красуется след от укуса. Очевидно, человеческого. В ходе осмотра профессор достает у жертвы изо рта подвижные усики и приходит в ужас от увиденного.
Учёная объясняет, что повышенная влажность, характерная для подобных фабричных условий, стала идеальной средой для распространения грибка. Из-за изменений климата и повышения температуры кордицепс мутировал и стал опасен для человеческого организма. Кому из живших неподалёку выпала честь стать нулевым пациентом – никто точно не знает, однако поймать и изолировать заражённого силовикам так и не удалось. Становится очевидным, что происшествие может обернуться глобальной эпидемией. И именно Индонезия становится рассадником этой заразы.
С полным безразличием в голосе профессор констатирует, что ввиду отсутствия какой-либо вакцины правительству не удастся остановить массовое заражение. Чтобы хоть как-то замедлить распространение мутировавшего кордицепса, она требует разбомбить город со всеми его жителями, повторив сценарий Раккун-сити. Женщина даже не рассматривает какие-то альтернативные варианты, вроде введения карантинных мер с последующей вакцинацией. Вместо этого она просит отвезти её домой, чтобы она могла провести последние часы рядом со своими близкими. Весьма скоропостижные выводы от человека, не успевшего провести никаких дополнительных исследований или процедур.
В основной части эпизода нам показывают дальнейшее путешествие Джоэла и Элли. В сопровождении Тесс герои прибывают в разрушенный город, где сталкиваются с первыми инфицированными. И вновь создатели сериала вносят свои коррективы и меняют ключевые сцены из игры. Если в оригинале вылазка состоялась ночью под проливным дождём, а развалины былых высоток угрожающе блестели в свете ударов молний, то в сериале действие происходит днём. В сами небоскрёбы герои лезть не стали, несмотря на то, что именно здесь впервые игрок сталкивается с Щелкуном, чуть было не став для него обедом. Этот эпизод впечатлял ещё и тем, что троице приходилось перемещаться по медленно оседающему зданию, прислонившемуся к соседнему дому. Вместо этого авторы зачем-то показывают нам отель, который хоть и близок к оригиналу, но по смыслу должен был идти уже после вашингтонских событий.
Бегая по каким-то крышам, герои обнаруживают сонму зараженных, которые буквально свалены в кучу. Девочке объясняют, что монстры пребывают в спячке, но готовы очнуться при первой же возможности. Авторам очень хотелось ввернуть в телевизионную адаптацию чего-нибудь эдакого и они не придумали ничего лучше, чем наделить грибницу чем-то вроде единого разума. Подобно нервным окончаниям, корни кордицепса, тянущиеся во все стороны от места спячки, передают информацию носителям. И если по неосторожности наступить на живой участок грибницы, то зараженные это почувствуют и поспешат напасть на того, кто их побеспокоил.
В своём обзоре на пилотный выпуск The Last of Us мы пришли к выводу, что многие изменения, вносимые авторами, не несут в себе смысла и нужны лишь для того, чтобы создать аллюзию адаптации (а заодно лишний раз побесить преданных фанатов). Второй эпизод держит планку и демонстрирует множество «нововведений», противоречащих логике этого мира. Взять хотя бы ставший знаменитым «поцелуй», которым Сталкер одаривает заражённую Тесс. Дело в том, что авторы переиначили события, происходившие в Капитолии, заменив стычку со следующими по пятам героев FEDRA на столкновение с небольшой ордой инфицированных. И это, как не трудно догадаться, нарушило логику повествования.
В игре герои были вынуждены умертвить парочку агентов, устроивших засаду у границы, вследствие чего на них была объявлена охота. Поскольку FEDRA очень быстро вышла на след убийц, путь в Бостон им был заказан, отчего контрабандистам пришлось идти дальше и искать другие ячейки «Цикад», способные подтвердить передачу девочки. В сериале представители FEDRA забыли о контрабандистах в тот самый момент, когда они пересекли границу охраняемого периметра. А это значит, что ничего, кроме потери репутации в глазах «Цикад», не мешало им вернуться, разбить остатки повстанцев и забрать нужные им ресурсы. Тем более, что террористы успели показать героям свой штаб и продемонстрировать свою уязвимость. Нет никаких сомнений в том, что игровые Джоэл и Тесс именно так бы и поступили.
Но поскольку людям, ответственным за выпуск сериала, было глубоко наплевать, стыкуются ли отдельные его части между собой или нет, они решили посвятить всё оставшееся время спорам между контрабандистами о целесообразности выполнения этой миссии. Хладнокровный профессионал Джоэл будет охотно строить из себя истеричку и, ссылаясь на укус девочки, требовать возвращения в город. В ответ на это Тесс пробудит спящего внутри неё коуча и начнёт экстренно вдалбливать в него азы позитивного мышления. И, несмотря на то, что Джоэл провёл с Элли пару суток, видел укус и был прекрасно осведомлён о том, как протекает заражение, он всё равно продолжит тыкать в неё автоматом с целью прекратить издевательства над культовым образом. В конечном счёте всё сведётся к тому, что Тесс будет укушена и вынуждена пожертвовать собой, чтобы остановить несущуюся на них орду.
Здесь-то и начинается полный сюр. В Капитолии герои обнаруживают трупы людей вперемешку с телами заражённых, а затем случайно задевают усик, который «пробуждает» спящих неподалёку чудищ. Почему инфицированные не прибежали раньше, когда на этом месте творился ад и Израиль, нам не говорят, но мы должны поверить в то, что они оказались от сытного ужина в пользу отдыха на свежем воздухе. Ведь лежать возле административного здания и ждать, когда кто-нибудь заденет не тот гриб, гораздо веселее, чем доедать трупы. Эту идею, к слову, подал сам великий и ужасный Крэйг Мэйзин, чем поразил создателя оригинала Нила Дракманна. Разработчики даже посетовали на то, что не додумались до этого сами, поскольку это придало бы игре тревожной атмосферы. Видимо тревоги от встречи с ордой, пришедшей полакомиться мясом оленя, или столкновения с заражёнными в тесных коридорах осыпающегося небоскрёба недостаточно для формирования саспенса. Нужны распластавшиеся на асфальте и ждущие своего часа орды.
Вместо героического «last stand» с отстрелом агентов FEDRA в The Last of Us от HBO была представлена странная ситуация, когда по всему холлу разлито горючее, а под ногами лежат несколько гранат, но вместо того, чтобы выдернуть чеку и не подвергать Джоэла и Элли опасности, Тесс начинает щёлкать выдохшейся зажигалкой, отчего один из заражённых замечает её и тянет к ней свои жвала. По словам Дракманна, заражённый признал в Тесс одну из своих и вместо того, чтобы отгрызть ей лицо, он предпочёл «обработать» её своими усиками. Выходит, что Сталкеры и им подобные каким-то образом «ощущают» носителей кордицепса. Тогда возникает закономерный вопрос: почему их вообще интересует Элли? Её нервная система давно изменилась и перестала походить на человеческую. Или заражённые чувствуют свежий укус, но игнорируют факт наличия в организме здоровенного гриба? И зачем нужно «обрабатывать» тех, кто уже и так был укушен? У заражённых что, есть какой-то контроль качества, который вынуждает их пройтись по своим жертвам повторно?
Выходит, что авторы в очередной раз создали сюжетный костыль, который сам же противоречит их собственным придумкам. И для чего вообще нужна была вся эта катавасия с усиками, если их можно было заменить внезапным грохотом или одним единственным воплем? Если уж вы взялись придумать какую-то вещь, то будьте так добры придать ей смысл или наделить таким функционалом, который нельзя было бы заменить чем-то приевшимся и примелькавшимся за долгие годы существования зомби-тематики. И сколько можно коверкать характеры персонажей? Мы уже затрагивали тему изменений, произошедших с Джоэлом и Тесс, но практически ничего не сказали об Элли. Всё потому, что в первом эпизоде ей было уделено не так много внимания. Авторы исправили этот недочёт, дав ей возможность представить свой вариант постапокалиптического ребёнка, не заставшего мирного неба. И, о боги, лучше бы они этого не делали, ибо то, что она говорит, вызывает стойкое желание поскорее выключить сериал.
Игровая Элли никогда не покидала пределов Бостона, а потому она испытывала некую помесь страха, тревоги и воодушевления, когда узнала, что ей предстоит отправиться в Вашингтон. Детское любопытство и тяга к познанию мира часто перевешивали негативные стороны, ввиду чего девчушка подолгу любовалась постапокалиптическими пейзажами и стремилась к изучению старого мира. На её фоне Элли из сериала выглядит как капризный городской ребёнок, которого нехорошие родители вывезли в какую-то глухомань подальше от подружек, Starbucks’а и Netflix’а. Она то и дело ворчит, жалуется и оскорбляет своих спутников, которые вызвались её сопровождать. А, учитывая, что по местному лору, её от вечного сна отделяет лишь хрупкая вера Тесс в светлое будущее, девушка должна была поменьше провоцировать хладнокровных убийц, и побольше слушать, что ей говорят.
И вместо того, чтобы вести себя тише воды и ниже травы, она то и дело вставляет свои пять копеек, матерится невпопад и настойчиво просит, чтобы ей дали огнестрельное оружие. Из всего этого складывается впечатление, что сценаристы уже давно преисполнились в своём познании и позабыли, как происходит общение между обычными людьми. И что негативные сигналы, которые они подают окружающим, скажем, спя с ножом в обнимку, говорят об их недоверии и готовности нанести удар. Но не станешь же отказывать молодому таланту, который, в силу своего возраста, ещё не начал толком разбираться в тонкостях людских взаимоотношений, не так ли, Крэйг? Конечно, кто-то может сказать, что это всё мелочи. Но именно из них и складывается общая картинка.
Вообще вся серия строится на взаимодействии трёх персонажей. Однако в ходе почти часового повествования их толком не раскрывают и не дают зрителю с ними сблизиться. Напротив, герои ведут себя максимально неестественно, избегая демонстрации какой бы то ни было химии. Да что уж там, даже на фотографиях с совместных вечерних посиделок, которые актёры регулярно публикуют в своих социальных сетях, можно разглядеть гораздо больше чувств и эмоций, нежели на экране. Где Лес Гроссман, когда он так нужен? Уж он-то знает, как замотивировать режиссёра и наставить его актёров на путь истинный. А ведь мы имеем дело с сериалом, у которого гораздо больше времени, чем у кинофильма или видеоигры. Выбранный формат позволяет игрокам увидеть то, что не попало в игру, узнать какие-то подробности. Что нового мы узнали о героях в настоящий момент? Да, в общем-то, ничего.
Анна Торв (Anna Torv), отыгрывающая роль Тесс в сериале – единственная, кто хоть как-то пытается оживить происходящее своим перформансом, но даже она не спасает положение. О ней так мало известно, а её история столь скоротечна, что уход из жизни её персонажа не вызывает должного отклика. Да, становится немного грустно, но не от того, что она заразилась и была вынуждена пойти на самопожертвование, а от того, что больше некому скрасить нам деревянную актёрскую игру Рамзи и Паскаля. Авторы могли бы компенсировать это реакцией Джоэла на случившееся, показать, как он борется со своими чувствами, пытаясь спрятать свои переживания под маской рассудительности и безразличия. Но вместо этого он просто уходит, оставляя зрителя и Элли в полном непонимании. Это был единственный раз за весь эпизод, когда Джоэл мог показать свои чувства, сблизившись с игровым персонажем, но он им не воспользовался.
ВЕРДИКТ:
Второй эпизод не привносит в мир Одних из нас ничего действительно стоящего. Здесь нет красивых локаций, видов на разрушенный город. Персонажи не расскажут о себе ничего нового. Мэйзин продолжает играться с ожиданиями фанатов, вводя незначительные изменения, которые, видимо, должны прибавить продукту оригинальности, а в итоге вызывают только раздражение и недоумение. Удивительно, что Дракманн позволил внести столько противоречивых вещей в продуманный сюжет оригинала. Судя по свежим оценкам третьего эпизода, который на днях увидел свет, зрители начинают прозревать и о чём-то догадываться. Если так пойдёт и дальше, то к финалу сериал начнёт утопать в негативе, а просмотры – падать. Жаль только, что к этому времени авторы уже успеют нагреть на своём поделии руки.