«Одержать сто побед в ста битвах – это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения – вот вершина»
Сунь-Цзы, «Искусство войны»
Если вы помните, то в одном из недавних обзоров мы обещали взглянуть на Flying Soldiers от студии WildSphere – ещё один проект, созданный в рамках программы PlayStation Talents. Данная игра является консольной адаптацией мобильной головоломки под названием Non Flying Soldiers, вышедшей в 2012 году. Что характерно, старое название смотрелось несколько уместнее, потому как пернатые бойцы, чьи жизни должен оберегать игрок, предпочитают передвигаться исключительно на своих двоих. Чтобы избежать конфликтов с прошлым издателем Electronic Arts Chillingo, студия была вынуждена сменить название, а также переработать некоторые аспекты игрового процесса в угоду консольной аудитории.
Часть изменений действительно пошла игре на пользу, поскольку она стала выглядеть гораздо лучше, чем её мобильная версия, в то время как другая вызывает ряд справедливых вопросов. Зачем нужно было убирать забавные анимации, наподобие высадки бойцов из миниатюрной лодки? Почему авторы избавились от некоторых погодных эффектов, вроде осеннего дождя? Куда подевалась мини-игра с отстрелом вражеских птиц, выполненная на манер Space Harrier? И где бонусные уровни? В оригинальной Non Flying Soldiers после завершения основной кампании игроки получали доступ к дополнительным этапам. В этом плане ситуация напоминает другую игру от WildSphere – Naught, которая тоже перекочевала с мобильных платформ на консоли, растеряв по дороге часть своего контента.
Так что же такое Flying Soldiers? Это игра-головоломка, сделанная по лекалам культовой серии Lemmings, главными героями в которой выступают воинственные птички. Конечно, заслышав словосочетание «воинственные птички» на ум обычно приходит совсем другая франшиза, созданная на деньги того же издателя, но на самом деле у этих игр очень мало общего. Консольная версия Flying Soldiers может предложить 45 миссий, поделённых на три условные кампании: лето, осень и зима. Если лето и осень отличаются друг от друга лишь декорациями и цветовыми решениями, то зима вносит свои корректировки в планы пернатых сильными потоками ветра, способными подхватить вояк и унести их прочь. Игрокам предстоит продумывать свои действия таким образом, чтобы герои могли не только обойти вражеские ловушки, но и противостоять силам природы.
В отличие от тех же леммингов, которые по большей части похожи друг на друга, местные птички поделены на три класса: солдат, десантник и спецназовец – каждый со своими отличительными чертами. Первая птица, с которой игрок выйдет на поле брани, – это обыкновенный солдат. Он не умеет плавать, может запросто увязнуть в луже нефти или нечаянно погибнуть, оказавшись рядом с атакующим спецназовцем, зато он так лёгок, что способен преодолевать по воздуху большие расстояния. Перья солдата имеют зелёный окрас, а на голове болтается неподходящий по размеру шлем. Второй на очереди – десантник. Он не только крупнее солдата, но и значительно быстрее. Обучен нажимать на кнопки, переплывать водоёмы и пересекать нефтяные лужи. Имеет ярко красное оперение и носит берет.
Третий, но не последний по важности боец – спецназовец. Пожалуй, он самый крупный из троицы, поэтому передвигается крайне неспешно. В отличие от его сослуживцев, спецназовца невозможно сдуть ветром или подбросить вверх обыкновенным трамплином: для такого могучего воина необходимо использовать батут. Его главный навык – возможность проламывать стены. Правда, для выполнения столь сложного манёвра требуется, чтобы другие птицы не мешались под ногами, в противном случае это может для них плохо кончиться. Спецназовец обладает фиолетовым оперением, а его лоб украшает головная повязка.
Каждый уровень представляет собой небольшую головоломку, в которой бойцам, беспрекословно выполняющим указания командира, надлежит миновать ловушки и достигнуть безопасной зоны. Чтобы вызволить всех членов отряда с поля брани, игрок должен внимательно изучить локацию и правильно распорядиться имеющимся на руках набором инструментов. Для достижения боевых задач в ход идут самые разнообразные приспособления: от барьеров и трамплинов до подушек и ускорителей. При помощи барьера игрок может перенаправить колону в нужную сторону, трамплин позволяет подбрасывать вояк вверх, а ускоритель помогает преодолевать усыпанные шипами пропасти и вязкие нефтяные лужи.
Признаться честно, комбинировать предметы и наблюдать за тем, как шестерёнки стыкуются друг с другом, формируя один большой механизм, довольно весело. А всё потому, что Flying Soldiers поощряет экспериментальный подход. Кому-то может показаться, что метод проб и ошибок, который предлагают использовать авторы, слишком времязатратный, и что в подобной игре неплохо бы смотрелась механика из The Caligula Effect, позволяющая оценить результат своих действий до того, как будет принято финальное решение. Но в таком случае игра стала бы совсем уж простой, ведь в ней и так отсутствует система штрафов за гибель бойцов и временной лимит.
Как и в случае с Naught, в Flying Soldiers нет какого бы то ни было финального противостояния. В какой-то момент игра просто заканчивается, показав напоследок одну из двух возможных концовок: хорошую и плохую. Условием для достижения позитивного окончания является сбор всех коллекционных звёзд, для негативного – их частичное отсутствие. Если сперва разблокировать хорошую концовку, то ознакомиться с плохой уже не выйдет – она останется заблокированной до повторного прохождения. Так что лучше всего завершить игру с парочкой недостающих коллектиблсов, полюбоваться на коротенькую сценку, а затем вернуться на финальный уровень, чтобы узреть победное окончание.
Судя по всему, WildSphere так сильно торопились с релизом Flying Soldiers, что не успели как следует отполировать игру, поэтому на финальных этапах можно обнаружить несколько досадных багов. И это очень сильно бьёт по восприятию, поскольку самые интересные и сложные задачки сконцентрированы в последней трети игры. Вояки застревают в предметах, отказываются с ними взаимодействовать, а то и все не знают, как реагировать на придумки игрока. К примеру, если расположить два работающих вентилятора друг напротив друга, то боец, оказавшийся между встречными потоками ветра, по какой-то причине уходит вправо, вместо того, чтобы придерживаться средней линии. Всё это, а также отсутствие вариативности на некоторых уровнях, несколько смазывает общие впечатления от проекта.
К тому же игру нельзя назвать продолжительной. Одолеть все сорок пять миссий и взять платиновый трофей можно часа за три. Не совсем понятно, почему разработчики вырезали бонусные этапы и не озаботились разработкой четвёртой кампании, которая олицетворяла бы весну, но факт остаётся фактом. Как вариант, продлить удовольствие от прохождения мог бы полноценный редактор уровней. Учитывая разнообразие механик, игроки могли бы создавать свои собственные вариации головоломок и делиться ими посредством сети.
Откровенно говоря, игры, подобные Flying Soldiers, нужно выпускать на PlayStation Vita, дабы игроки имели возможность насладиться ими в дороге или на обеденном перерыве. Тем более, что выглядит она точь-в-точь как портативная LittleBigPlanet, как с точки зрения визуального оформления, так и с точки зрения дизайна уровней, так что проблем с её переносом точно бы не возникло. Нам сложно себе представить человека, который захочет провести вечер, сидя у телевизора и разгадывая незамысловатые головоломки, даже несмотря на доступную платину и сравнительно невысокую цену в 1.069 рублей.
Итог: Flying Soldiers – доступное развлечение на вечер, которое можно завершить за один заход, но даже так есть риск им перенасытиться. Виной тому низкий порог вхождения и ограниченный набор возможностей, которому явно не хватает новых режимов или, хотя бы, дополнительных глав. Проект выглядит явно обделенным на фоне оригинальной игры, учитывая, что в мобильной версии имели место бонусные уровни и мини-игры. С другой стороны, все эти минусы моментально превращаются в плюсы, если вы соотносите себя с любителем незамысловатых головоломок и коллекционером легкодоступных платиновых трофеев. Будем надеяться, что следующие проекты от PlayStation Talents будут более уникальными и захватывающими. Ну или, по крайне мере, они не будут обрезанными портами игр с мобильных телефонов.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.