«Дело в тебе, Эрика. Всегда было в тебе»
Последние слова Питера Мейсона, Erica
В текущем поколении компания Sony Interactive Entertainment много экспериментировала, придумывая новые и развивая старые способы взаимодействия с игровыми мирами. Помимо крайне успешного шлема виртуальной реальности PlayStation VR игровое сообщество успело познакомиться с системой PlayLink, позволяющей использовать смартфоны и планшеты в качестве основных инструментов для управления играми. В рамках этой системы вышло не так много игр, как хотелось бы. Но среди них были настоящие жемчужины, способные украсить даже самые скучные посиделки: That’s You!, Frantics и любимица публики – Knowledge is Power.
Время идёт и поколение консолей постепенно готовится к смене, а вместе с тем уменьшается и поток эксклюзивов. Последней анонсированной для системы PlayLink игрой, которая до недавних пор не спешила показываться на сцене, была загадочная Erica от молодого коллектива Flavourworks, созданная в сотрудничестве с SIE London Studio. Анонс интерактивного триллера с живыми актёрами состоялся на Paris Games Week 2017, после чего наступило длительное затишье, прерываемое редкими упоминаниями. Два года спустя, во время программы Open Night Live, предваряющей начало выставки Gamescom 2019, на сцену неожиданно вышел креативный директор Flavourworks Джек Эттридж (Jack Attridge). Он показал свежий трейлер с обновлённым актёрским составом и объявил о том, что данный эксклюзив для PlayStation 4 уже доступен для приобретения в PlayStation Store. Так давайте же выясним, насколько жизнеспособен жанр FMV-игр в наши дни и почему Erica может послужить мощным толчком к его развитию?
История знакомит нас с юной особой по имени Эрика, роль которой исполняет Холли Эрл (Holly Earl). Она одинока, живёт в съёмной квартире и бесцельно проживает день за днём, всячески пытаясь забыть о своём прошлом. Сильнейшее влияние на девушку оказали травмирующие детские воспоминания о трагичной судьбе её родителей. Сначала при невыясненных обстоятельствах погибла мать, а затем был убит отец. Его окровавленное тело с вырезанным на груди эпсилоном и силуэт стоящего на пороге убийцы – постоянные гости её ночных кошмаров. Но события принимают совершенно иной оборот, когда Эрика обнаруживает у себя под дверью странную посылку, ведущую её прямиком к стенам психиатрической лечебницы «Дельфы», где прежде работали её родители.
При всём внешнем благополучии Дельфы хранят множество тайн, тяга к раскрытию которых лишь усиливается, когда местные управляющие начинают странно себя вести с проходящими лечение пациентами. Чем больше девушка углубляется в историю лечебницы, тем сильнее переворачивается её внутренний мир, где её родной отец выступал исключительно в роли положительного персонажа. Стоит сразу отметить, что Erica – это сложное произведение, которое выгодно отличается от других интерактивных историй, представленных на PlayStation 4, вроде Hidden Agenda или Detroit: Become Human. В основном за счёт того, что вы очень быстро забываете, что играете в игру, и начинается наслаждаться актёрским мастерством, впечатляющей картинкой и необычными способами взаимодействия с миром.
Большая часть впечатлений приходится на актёрскую игру Холли Эрл, которая целиком и полностью оправдывает вынесенное в название имя героини. Поначалу не сходящее с её лица удивление и юношеский внешний вид, разительно отличающий её от зрелой и уверенной в себе Эрики из дебютных трейлеров, немного отталкивают, однако со временем вы проникнитесь к ней симпатией и начинаете всерьёз переживать за её судьбу. Оказавшись в местах, тесно связанных с далёким прошлым, девушка пытается сложить из кусочков разрозненных данных историю своих родителей. Но, как это обычно бывает, далеко не всё из того, что она услышит и увидит, окажется правдой, так что рано или поздно она вынуждена будет начать отсеивать зёрна от плевел.
Второстепенные персонажи тоже по большей части радуют своим перформансом, особенно хорошо удались Саша Фрост (Sasha Frost) и Челси Эдж (Chelsea Edge) в роли Ханны и Тоби, а также Теренс Мэйнард (Terence Maynard) в образе Люсьена Фловерса – соучредителя Дельфов. А вот Дункан Кейси (Duncan Casey) и Луиз Бангай (Louise Bangay), которым достались роли сержанта полиции Дункана Блейка и доктора Розы Баллард, будто бы играли вполсилы, а потому не оставили каких-то впечатлений. Хотя данный недостаток скорее всего вызван сравнительно небольшим хронометражом. Проходится Erica со всеми своими интерактивными вставками, диалогами и флэшбеками примерно за 2-2.5 часа, поэтому те актёры, которым нужно время на разгон, не вписываются в рамки и не вызывают ярких эмоций. По-хорошему, следовало сделать Erica длиннее примерно на час-полтора, дав игрокам возможность побыть ещё немного в компании всех этих колоритных персонажей.
Не последнюю роль во всём этом сыграло стремление двух лондонских студий сделать Erica реиграбельной, в связи с чем далеко не все сцены могут быть воспроизведены при первом прохождении. Так что зрителям придётся выбирать между досугом с добродушной Ханной или времяпрепровождением с оторвой Тоби, осмотром потенциального места преступления или изучением разгромленного жилища главной героини. В общем, вариантов много, но не настолько, чтобы они не повторялись на пятом или шестом круге. К слову, игра может похвастаться наличием полдюжины концовок и всех их необходимо открыть, чтобы получить платиновый трофей, так что если вы хотите в свою коллекцию достаточно редкую награду, то вам придётся запастись терпением, поскольку местные видеовставки пропускать нельзя. Подсластить пилюлю трофихантерам могла бы опция выбора эпизодов, которая позволила бы сэкономить немного времени, но англичане не посчитали нужным добавить оную в игру.
Ввиду того, что перед нами представительница интерактивного кино, управлять персонажами напрямую вам не дадут, но вы сможете всячески взаимодействовать с окружающими предметами и выбирать предложенные игрой варианты, используя для этих целей сенсорную панель DualShock 4 или экран мобильного телефона. Откинуть крышку зажигалки, нажать клавишу пианино, отодвинуть висящую на стене картину или повернуть ключ в замочной скважине – всё это примеры новой технологии Touch Video, придуманной и запатентованной студией Flavourworks. Благодаря ей создаётся впечатление, что вы на самом деле манипулируете объектами из игры и воздействуете на окружающих. Бесшовный переход от «игрового процесса» к действу лишь усиливает эффект погружения, чем прежде не могла похвастаться ни одна FMV-игра.
Есть тут и уникальные вещи, которые прежде не встречались в проектах подобного рода: возможность вытереть слезу, стекающую по щеке героини, стереть конденсат с зеркала в ванной, подписать открытку и даже изменить фокус камеры. Но больше всего впечатляет, что все эти действия, по сути, выполняются простыми движениями пальцев и, по мере продвижения по сюжету, возникают всё новые и новые способы взаимодействия с внутриигровым миром. При этом Flavourworks никогда не перетягивают канат на одну из сторон, а всегда чередуют диалоги, исследовательские секции и интенсивные сцены с быстрым принятием решений, создавая грамотный баланс между различными элементами «геймплея». К тому же здесь не возникает неожиданных проблем, на решение которых даются доли секунды, после чего наступает неминуемый «Game Over». Для создания напряжённых ситуаций авторы используют киношные методы, благоприятно сказывающиеся на восприятии проекта.
К тому же происходящее на экране действо отлично снято. Основной круговорот событий разворачивается в лечебнице, расположенной в тихом и уединенном месте, поэтому игроков будут ждать крупные планы природы, больничная стерильность и игра на контрастах, когда успокаивающие тона в начале повествования сменяются на яркие и даже кричащие ближе к кульминации. Проходя Erica, сложно не провести параллели с художественным фильмом «Лекарство от здоровья» 2016 года выпуска, в котором общая безмятежность неплохо нагнетала обстановку и заставляла жадно искать любые отклонения от нормы, способные чуточку приподнять завесу нависшей над санаторием тайны.
Отдельно хотелось бы поговорить о минусах проекта, которых немного, но без их упоминания картина была бы неполной. Для начала, стоит отметить не самое удобное управление на DualShock 4. Оно, в общем-то, неплохое и вполне отзывчивое, так что опытные игроки особых проблем не испытают. А вот казуалам будет гораздо проще использовать экран родного телефона, нежели пытаться приобщиться к крошечной сенсорной панели. Встречается тут и стандартная проблема всех интерактивных историй: неочевидные последствия, скрытые за теми или иными вариантами ответов, когда казалось бы, подразумевается одно, а в итоге персонаж произносит нечто совсем другое.
Местами проскакивают результаты плохого сведения звука, когда герои либо проглатывают слова, либо их речь перекрывается громкостью воспроизводимой на заднем плане музыки. Вполне возможно, что это проблемы русского дубляжа и они легко могут быть нивелированы переключением языка в меню игры. И последний, но немаловажный минус заключается в репетативности действий. Как бы не была хороша технология Touch Video, нельзя не отметить, что количество мест, где требуется повернуть очередной ключ в замке, можно было немного сократить или разнообразить мини-играми. Особенно сильно этот недостаток бросается в глаза при повторных прохождениях, когда альтернативные маршруты не сулят ничего нового с «геймплейной» точки зрения, кроме знакомства с иными разновидностями замков. Мы искренне полагаем, что можно отыскать массу новых применений для данной системы, но очевидно, что Flavourworks не стали выкладываться на полную катушку в дебютном проекте, а припасли кое-какие идеи для будущих творений.
Итог: Erica – достойная наследница системы PlayLink, поднимающая планку FMV-игр на совершенно новый уровень. Это прекрасная интерактивная история, которая дарит приятные ощущения от прохождения, радуя глаз красивой картинкой, яркими красками и неплохой игрой актёров. Если бы только общая продолжительность была чуть выше, как и число альтернативных сцен, ведущих к иным последствиям, и не было бы такого засилья однообразных действий, то Erica могла бы стать настоящим откровением для жанра интерактивного кино. Тем не менее, мы рекомендуем игру к ознакомлению всем обладателям PlayStation 4, просто потому что её стоимость составляет каких-то 600 рублей, что сопоставимо с походом в кино на пару с дамой сердца. Это самый доступный на данный момент эксклюзив для консоли и он стоит того, чтобы провести за ним пару вечеров, изучив загадочную историю со всех возможных сторон.
А на этом у нас всё. Всем спасибо за внимание, ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.