«Различие между вымыслом и реальностью в том, что вымысел должен иметь смысл»
Том Клэнси
В начале декабря компания Sony Interactive Entertainment выпустила миниатюрную версию своей первой игровой приставки – PlayStation Classic, с двумя десятками встроенных игр на борту. Среди них были не только мультиплатформенные проекты, такие как Final Fantasy VII, Rayman или Grand Theft Auto, но и несколько эксклюзивов, принадлежащих японскому медиа-гиганту и сторонним издателям. Дабы опыт знакомства с ними не пропал даром, мы решили начать цикл статей по ретро-играм, вошедшим в линейку PlayStation Classic. И первым на очереди стало совместное творение двух студий Eidetic и 989 Studios – Syphon Filter.
Вступительный ролик знакомит нас с тайными агентами Габриэлем Логаном и его помощницей Лиан Синг, работающими на международное агентство. Напарники направляются в Коста-Рику, дабы разыскать своего коллегу Эллиса. Он давно не выходил на связь, а потому агентство полагает, что оперативника взяли в плен наркоторговцы, которых Эллис должен был отследить и ликвидировать. По прибытию в пункт назначения Логан и Синг узнают, что агент мёртв, наркотики – всего лишь прикрытие для перевозки биологического оружия, а за всем происходящим стоит опасный террорист Ромер, разыскивающийся практически во всех странах мира. След негодяя приводит агентов в Непалу, где произошло тестовое распространение вируса. Там же был найден инфицированный человек, который по какой-то причине оказался жив, несмотря на то, что находился на момент взрыва в зоне поражения.
Приказ устранить международного террориста и его подручных звучит лишь тогда, когда люди Ромера пытаются устроить теракт в Вашингтоне. Цель террористов – вашингтонская подземка и местный парк, где были заложены бомбы, начиненные опаснейшим вирусом под названием Syphon Filter. Вскоре оперативники выяснят, что за производство вируса несет ответственность фармацевтическая компания с мировым именем – ФарКом, которая, судя по всему, продаёт свои наработки на чёрный рынок и сотрудничает с такими опасными людьми, как Ромер. Кроме того, люди Ромера и ФарКома всегда оказываются на шаг впереди оперативников. Это вызывает серьезные подозрения, что среди агентов завёлся крот, который сливает всю информацию о действиях организации врагу.
Вот такой закрученной историей обладал Syphon Filter – шпионский боевик, который сильно выделялся на фоне других приключенческих экшен-игр своим необычным геймплеем, разнообразием миссий и упором на сюжетную составляющую. В первую очередь бросалась в глаза нестандартная для тех лет структура заданий, которая динамически изменялась всякий раз, когда игрок достигал определенного прогресса. Таким образом, в одной и той же миссии могли сочетаться элементы стелса, экшена и даже выживания. Так как многие этапы не повторялись и всегда ставили перед игроком разноплановые задачи, создавалось ощущение необычайного разнообразия. Среди таких миссий: поиск и деактивация бомб, слежка, спасение заложников, ликвидация целей, обнаружение тел, заражённых вирусом, сопровождение ключевых персон и многое другое.
Для достижения главной задачи, то есть устроения террористической группировки, Логану предстоит побывать в разных городах мира – Вашингтоне, Нью-Йорке, Розовке и Алматах (Казахстан), а также Ужгороде (Украина). Среди представленных локаций будут выставочные залы ФарКома, подземные комплексы, военные базы, храмы, улицы современных мегаполисов, парки и многое другое. Благодаря постоянной смене декораций и высокой вариативности игрового процесса каждая миссия в Syphon Filter запоминается. Одной из главных особенностей геймплея стало переключение на вид от первого лица, с помощью которого осуществляется прицельная стрельба по бронированным недругам. Пробить защиту в кротчайшие сроки способно лишь скорострельное оружие, вроде автоматического пистолета G18 либо штурмовой винтовки K3G4, но патроны от них встречаются не так часто, как хотелось бы. Поэтому чем быстрее игрок научится ставить хэдшоты, тем комфортабельнее будет его прохождение.
К сожалению, в отличие от современных игр, Syphon Filter не способна сохранять пользовательские настройки, поэтому инвертированное управление активируется автоматически всякий раз, когда игрок возобновляет сессию после перезапуска консоли. Приходится постоянно менять данный параметр вручную, что не может не вызывать раздражения. Кроме того, следует отметить, что Syphon Filter – игра очень непростая. Сложной её делает не столько специфическое управление, к которому придётся привыкать, сколько дизайн уровней и ИИ напарников. Учитывая, что в момент выхода игры на дворе был 1999 год и к этому времени вышло как минимум три части мегапопулярной серии Tomb Raider, нет ничего удивительного в том, что разработчики позаимствовали некоторые геймплейные и дизайнерские решения у своих лондонских коллег. Вероятно, поэтому Логан обучен не только бегать, кувыркаться, прятаться за укрытиями, пригибаться и мастерски проделывать дыры в своих противниках, он также может взбираться на возвышенности, карабкаться и перемещаться на вытянутых руках, зацепившись за край уступа.
Не стоит забывать, что речь идёт о первой PlayStation и эпохе ранних трёхмерных игр, именно поэтому далеко не всегда становится очевидным, за что именно можно зацепиться, а за что нет, и в каком направлении необходимо двигаться. Например, в одной из миссий Логан должен перепрыгнуть небольшую пропасть, ухватиться за край ящика, подтянуться и активировать рубильник, вызывающий лифт. Задача кажется простой и очень даже выполнимой, однако желаемый объект от глаз игрока скрывают столбы огня, которые способны сжечь героя насмерть, если все его действия не будут идеально выверенными. Ваш покорный переигрывал данный эпизод десятки раз, сначала разыскивая сам переключатель, а затем пытаясь выполнить смертоносный трюк, не поджарившись до золотистой корочки. И да, огонь здесь убивает моментально, словно Логан состоит не из воды, как большинство людей, а из керосина. На этой особенности простроены не только некоторые уровни, в ходе прохождения которых герой должен найти выход и спастись, но и разновидности противников, например, супостаты, вооружённые огнемётами, или горящие недруги, несущиеся с диким воплем прямо на спецагента.
Впрочем, все эти акробатические этюды и плохо различимые уступы – это лишь половина беды. Другая кроется в миссиях с сопровождением субъектов, ощущения от которых были бы не столь болезненными, если бы эти самые субъекты не лезли под пули всякий раз, когда Логан пытается устранить угрозу. Пользоваться автоприцелом, активирующимся при переходе к виду от третьего лица, становится банально невозможно. Приходится проявлять чудеса сноровки и реакции, постоянно переключаясь с одного вида на другой, а также маневрировать, потому как сопровождаемые субъекты никогда не стоят в сторонке, а всегда лезут на рожон, медленно, но верно превращаясь в решето. Однако самой хардкорной частью игры многие считают подземные тоннели, в которых Логан случайно отключил подачу электроэнергии, когда пытался перезагрузить генератор. Как итог, персонажу приходится перемещаться по кишащей противниками пещере в кромешной тьме, стараясь лишний раз не высовывать ручной фонарик, дабы не привлекать к себе нежелательного внимания. Лучшими друзьями героя в такой ситуации станет снайперская винтовка Драгунова с прицелом ночного видения и особый сканер, с помощью которого можно смотреть сквозь стены. Но даже они не сделают прохождение уровня проще, потому как опасности поджидают героя буквально на каждом шагу, а прятаться от вражеских пуль в столь узких проёмах банально негде.
Однако не стоит думать, что Syphon Filter была знаменита только своими спорными дизайнерскими решениями и сомнительным искусственным интеллектом напарников, для своего времени игра была передовой и сумела завоевать внимание публики, даже несмотря на конкуренцию с таким мастодонтом жанра, как Metal Gear Solid, вышедшим незадолго до премьеры нашей сегодняшней гостьи. Чего только стоит миссия в Алматах, в ходе которой нам продемонстрируют разборки между наёмниками ФарКома и людьми Ромера. Пока на улицах городка идут ожесточённые бои между двумя группировками, главный герой должен отыскать все заражённые объекты и пометить их, чтобы специалисты по борьбе с химической угрозой могли изолировать источники распространения вируса. Увидеть нечто подобное в те годы было чем-то из ряда вон выходящим. Впрочем, даже сейчас шпионские боевики не могут похвастаться обилием подобных миссий, в ходе которых игрок на поле боя должен был бы выполнить задачу, избегая прямых столкновений с противником. Даже популярная серия Metal Gear Solid позаимствовала эту идею и смогла её реализовать лишь в 2008 году с выходом Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots.
Так как в Syphon Filter нет опции, позволяющей выбрать уровень сложности, разработчики постарались сделать так, чтобы трудности, с которыми сталкивается игрок, нарастали постепенно, давая ему возможность обучиться основным механикам и освоиться с управлением. На начальных уровнях враги постоянно мажут и обладают довольно ограниченным радиусом видения, благодаря чему можно практически безнаказанно подбегать к ним и расстреливать их в упор, однако со временем ситуация изменится в диаметрально противоположную сторону. Здесь необходимо отметить, что создатели Syphon Filter придумали свою уникальную систему, отвечающую за получение урона. Заключается она в наличии шкалы «опасность», которая заполняется всякий раз, когда Логан попадает в перекрестье чьего-то прицела. Если шкала станет полностью красной, то герою не миновать ранения. В начале игры недруги прицеливаются очень неуверенно, часто мажут и вообще способны потерять агента из виду, если тот выполнит кувырок и нырнёт за ящик, однако со временем террористы станут гораздо смышленее и будут мастерски выцеливать оперативника, стоит ему высунуть нос из своего укрытия. В такие моменты, к слову, очень сильно помогает возможность выглядывать из-за угла, с помощью которой можно не только укрываться от града пуль во время стрельбы, но и разведывать обстановку.
Также разработчики изо всех сил старались удивить владельцев первой PlayStation придуманной ими физикой повреждений. Стреляя по разным частям тела, можно заметить, как конечности или туловища неприятелей обагряются красным, сигнализируя о том, что пуля достигла цели. Аналогичная ситуация с протагонистом и другими персонажами: по их внешнему виду можно определить текущее состояние героя и его напарников, а также усилить бдительность, если количество кровоподтёков превышает все допустимые нормы. В зависимости от выбранного оружия меняется и так называемый импакт, то есть тела противников совершенно по-разному реагируют на выстрел из дробовика, гранатомёта или пистолета-пулемёта. Безусловно, анимация умирающих супостатов сугубо заскриптована, так как это была эпоха, когда кукольная анимация ещё не имела широкого распространения, а потому, чтобы произвести на игроков впечатление, авторам нередко приходилось «режиссировать» стычки с врагами таким вот нехитрым способом. До кучи в игре имеется в наличии частичная разрушаемость, благодаря которой игроки могут отстреливать лампы в фонарях; разбивать витрины в магазинах; выводить из строя вражеские прожекторы; сносить ворота складов выстрелом из ракетницы; и даже подрывать бочки с горючим, превращая всех, кому не посчастливилось оказаться рядом, в горстку угольков. А ещё Syphon Filter была одной из тех немногих игр, которая не стеснялась оставлять зияющие дыры от пуль на стенах после эпичных перестрелок. Со временем дыры исчезали, но положительный эффект на тогдашних игроков это новшество определённо производило.
Для записи движений главного героя авторы использовали технологию Motion Capture, что для тех лет удовольствием было весьма недешевым. Так сотрудники Eidetic пытались всеми силами придать происходящему на экране максимальную достоверность и реалистичность. И, если посмотреть на выкрутасы Гейба в наши дни, то можно смело сказать, что они ничуть не уступают движениями большинства героев из современных боевиков, поскольку персонаж движется вполне естественно и, что немаловажно, правдоподобно. Пожалуй вишенкой на торте Syphon Filter станут стычки с боссами, к каждому из которых требуется особый подход. Большинство из них погибают от обычного оружия, но только при условии обнаружения уязвимых мест. Например, Антона Гирдекса, вооруженного огнемётом, можно вывести из строя, расстреляв бак, висящий у него за спиной, а террористку Мару Арамову, которая пытается скрыться от Логана в подземных тоннелях метро, ранить в голову. Кстати, погоня за Марой напомнила нам эпизод с поимкой другой злодейки в дополнении «The Heist» из недавнего хита Marvel’s Spider-Man, правда там это было выполнено не настолько впечатляюще, как в игре, которой в этом году исполняется 20 лет.
Важно отметить, что все диалоги в Syphon Filter были озвучены, пусть и не совсем профессиональными, но, тем не менее, актерами, что в итоге вылилось в переговоры между действующими лицами посредством микронаушника. Игрокам частенько придётся наблюдать за тем, как Логан обменивается репликами, обсуждая текущие задачи со своей напарницей, однако эти разговоры зачастую очень скоротечны и лишены тех эмоций, которые герои могли бы проявить, делясь своими впечатлениями и наблюдениями. По сравнению с переговорами по кодеку, которые осуществлялись в Metal Gear Solid, местные беседы звучат очень сухо и не приносят того удовольствия, какое могло бы быть, если бы авторы озаботились проработкой данного аспекта. Впрочем, в те годы, когда Syphon Filter находилась в активном производстве, создатели не знали о существовании хита, придуманного японцами, и лишь на последних этапах разработки им довелось воочию увидеть творение Konami. К этому времени большая часть работы уже была проделана и переделывать что-то было уже поздно. К тому же ориентиром для всей команды была вовсе не MGS, как это принято считать, а GoldenEye 007, ставшая в 1997 году украшательством библиотеки Nintendo 64.
Помимо всего прочего американцы были очень сильно ограничены бюджетом, а потому ролики в игре получились крайне непродолжительными и далеко не самого высокого качества. Руководитель проекта Джон Гарвин (John Garvin) по поводу качества видео сказал следующее: «Наш девиз был таков: лучше с плохими роликами, чем вообще без них». И, возможно, это было лучшим решением, поскольку Syphon Filter – игра сюжетно-ориентированная, без роликов смотрелась бы совсем блекло и не смогла бы рассказать ту историю, которую задумали сценаристы Eidetic. Зато создатели шпионского боевика очень постарались, чтобы каждое оружие при стрельбе издавало свой уникальный звук – для игр тех лет подобный подход к звукозаписи ещё не был обыденным и лишь благодаря подобным проектам на рынке начали формироваться определенные стандарты. Ну и, конечно же, нельзя не отметить великолепный саундтрек, написанный Чаком Даудом (Chuck Doud), без которого атмосфера игры не была бы настолько насыщенной и густой. Господин Дауд умудрился написать несколько уникальных композиций для каждого из этапов, которые сменяют друг друга не только, когда игрок достигает определенного прогресса, но и когда меняется ситуация на поле брани. Тревожная музыка активируется всякий раз, когда Гейб вступает с кем-то в схватку, ну а после того, как с врагами будет покончено, затихает, уступая место куда более спокойным мотивам.
Итог: За свою долгую карьеру студия Eidetic, ныне известная, как SIE Bend Studio, приложила руку к созданию большого количества игр, начиная с Uncharted: Golden Abyss и заканчивая Resistance: Retribution, поэтому наверняка поклонникам творчества данного коллектива будет интересно узнать, какой была их первая экшен-игра. И вышедшая в декабре прошлого года PlayStation Classic предоставляет такую возможность. Syphon Filter – это прекрасный образчик шпионских боевиков конца прошлого столетия. Он не только знакомит с истоками серии, но и дает представление о том, чего можно ожидать от американской студии. Несмотря на все свои недостатки и спорные решения, игра выдержала проверку временем, потому как проходить её сегодня так же интересно, как и двадцать лет назад. С нетерпением будем ждать апрельского релиза Days Gone, в разработке которого принимала участие SIE Bend Studio, и следить за успехами американцев. Ну а вам мы напоминаем, что это лишь первый обзор из грядущего цикла, поэтому запаситесь терпением и ожидайте новых статей в ближайшие месяцы.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.