Ни для кого не секрет, что студия Naughty Dog за все 20 лет работы с Sony Computers Entertainment создала не одну первоклассную игру. Лицом каждого поколения платформ от Sony обязательно становилась одна из серий игр данного именитого разработчика. Так, например, у PlayStation это был Crash Bandicoot, у PlayStation 2 - это Jak и Daxter, а у PlayStation 3 – серия игр Uncharted и её главный герой Nathan Drake, а также Joel из The Last of Us. Что станет лицом PlayStation 4 – пока загадка. Однако сегодня я хочу вернуться вместе с вами в 2004 год, когда трилогия Джека и Декстера подошла к своему финалу, а до выхода следующей трилогии оставалось ещё очень много лет, чтобы узнать прошла ли игра проверку временем, а заодно выяснить за что так высоко оценили критики финальную часть приключений наемника Джека и его верного спутника Декстера.
Рассказывать обо всей трилогии, ответвлениях и продолжениях я не стану: не только потому, что с момента выхода первой части прошло 14 лет, и многие наверняка успели ознакомиться с этой замечательной серией, но и по той причине, что это заняло бы непростительно много времени и места в рецензии. Кроме того, я взялся за прохождение игры, так как упустил её в свое время и лишь благодаря цифровому релизу в PlayStation Network решил наверстать упущенное. Обозреваемая игра проходилась на PlayStation Vita, в дальнейшем я отмечу несколько аспектов, связанных с портированием игры на портативную консоль, но сильно углубляться в это не буду. На этом я думаю можно закончить с вступлением и перейти непосредственно к самой игре.
Jak 3 начинается ровно там, где закончилась вторая часть. Оно и немудрено, ведь разница между выпуском Jak II и Jak 3 составила всего год. Сюжетная арка начинается с того, что Джека, как опасного для общества длинноухих то ли эльфов, то ли инопланетян индивида, изгоняют из Райского Города, потому как выяснилось, что в его жилах течет таинственная темная сила Эко. Недолго думая, высшее руководство Совета бросает нашего длинноухого героя и его юркого товарища, представляющего собой наполовину выдру, наполовину куницу, на произвол судьбы в непригодной для жизни Пустоши. Однако перед тем как корабль Совета отчалил, Эшлин, начальница штаба сопротивления, успевает отдать Джеку маячок. Благодаря этому самому маячку полуживых героев находят местные Фримены во главе с их вождем, который страстно желает по возвращению в город проверить навыки спасенных на смертельной арене, дабы те могли доказать, что они достойны жить в Пустоши.
Так и начинается заключительное, полное опасностей приключение двух полюбившихся всем героев. На протяжении практически 20 часов Джеку предстоит не раз доказать, что он достоин называться жителем Пустоши, а заодно подтвердить свою невиновность и значимость в предотвращении глобального конфликта, в котором учувствуют сразу несколько фракций. Помимо вышеупомянутой расы эльфов, а также роботов и жуков, которые претендуют на звание доминирующего вида на планете и стремятся всеми возможными способами сократить генофонд своих соседей, в конфликт внезапно вступают Темные Творцы. Последние грозят не только принять участие в конфликте, но и стереть с лица планеты все живое. Вскоре наши герои узнают кое-что об этих мрачных существах. Древние силы поведают, что когда-то давно Темные были частью Предтечей, населявших данный голубой шарик много веков назад. Однако Темные, поддавшись силе темной энергии Эко, были изгнаны с планеты Предтечами, которые отправили неугодных бороздить пространство в надежде, что те погибнут и останутся в анналах истории. Но Темные не тратили времени зря, бороздя эфиры, путешествуя от одной планеты к другой в поисках темной энергии Эко, ради которой они стирали целые цивилизации. И лишь глупость конфликтующих фракций, пробудивших неконтролируемую темную силу Эко, заставила этих сокрушительных Творцов обратить свой взор в сторону родного дома, который они не видели целые тысячелетия.
Что касается сюжета, то тут с этим все очень сложно. С одной стороны чувствуется размах, эпичность и претенциозность финала, однако сюжет, продвигаемый в одночасье до смешного короткими видеороликами с дерганой анимацией, в основном сводится к краткому брифингу перед очередным вычурным заданием, что сильно рушит целостность восприятия материала. Было бы гораздо лучше, если бы персонажи общались между собой в ходе выполнения различных заданий или прогулок между ними, рассказывали о своем отношении ко всему происходящему, делились переживаниями. Это могли бы делать и другие герои, населяющие Пустошь и Райский Город. Вместо этого мы приходим к главнокомандующему штабом сопротивления или вождю местного племени Фрименов и просто получаем краткий и невероятно пафосный диалог, который, по сути, является ничем иным, как «пойди туда-то и сделай то-то, никто, кроме тебя это не сделает». Нелепо на этом фоне выглядит попытка извиниться за содеянное перед Джеком и Декстером со стороны руководства Райского Города. Или внезапное отношение вождя племени к Джеку, как к собственному сыну. Все это бывает настолько неожиданно, необоснованно и притянуто за уши, и совершенно не помогает раскрыть персонажей и их взаимоотношения.
Плюс мне совершенно непонятно, почему видеоролики, которые должны отыгрывать здесь роль рассказчика и подогревать интерес, настолько быстрые, сами персонажи будто находятся под экстази - они очень быстро верещат, не выдерживают пауз, забавно дергают конечностями и гримасничают. Никто в 2004 наверняка и подумать не мог, что компания разработчиков, посчитавшая все вышеописанное хорошей идеей, через несколько лет сделает игру с практически идеальной, захватывающей, безупречно анимированной и поданной трагической историей. Также хочется отметить другой аспект, являющийся отличительной чертой серии – якобы уморительные диалоги между персонажами во время кат-сцен. Тут на самом деле все просто: Джек и второстепенные персонажи с важными лицами о чем-то говорят, а Декстер на заднем фоне пытается пошутить. Меня никогда особо не забавлял этот тип юмора, а Декстер для меня всегда являлся главным раздражителем, цель которого – снизить заданный градус пафоса и свести любую тему к абсурду. Я понимаю, что по давней традиции у любого героя должен быть свой «смешной» дружок, раздражающий своим присутствием практически в любой сцене, при этом по всем канонам он не должен затыкаться ни на секунду. Декстер, конечно, не Джа-Джа Бинкс, иногда его шутки и ужимки и впрямь заставляют улыбнуться, но это совершенно точно не «уморительный тандем героев» и не «золотой цитатник шуток», о которых, брызгая слюной, наперебой нам рассказывали западные журналисты.
Единственным и самым сильным преимуществом игры является её геймплей. Не то, чтобы он был каким-то особенным… Скажем так, он дарит весьма необычные ощущения, особенно это заметно в эпоху однотипного геймплея и длиннющих кат-сцен. Jak 3 – прямая противоположность данных игр. Нужны примеры? Что ж, представьте себе, что в одной и той же игре вы можете: кататься на ховерборде, сопровождая до запертых ворот поезд, начиненный взрывчаткой; стрелять из турели по гигантским десантирующимся с небес инопланетным вторженцам; учувствовать в смертельных гонках по бездорожью; лазать по уступам и решать платформенные загадки; защищать гражданских в перестрелке с роботами и жуками; гоняться за гигантскими червями (отсылка к Дюне?); убегать из пещеры, заполненной газом и прущими из всех щелей жуками (невероятно похожих на Потоком из Halo); летать на ракете по городу, пытаясь набрать скорость, или улепетывать что есть мочи от самонаводящихся ракет, пытаясь их сбросить с хвоста, а также взламывать компьютер с помощью местной интерпретации знаменитого Pac-Man. Как вам такое? Поразительно, но этой игре удается дать под дых многим популярным новинкам своим разнообразием геймплея, который на каждом шагу преподносит сюрпризы.
Хваленая свобода действий, которую так любят упоминать как игроки, так и журналисты, как правило, дает играющим лишь свободу перемещения. Локации в игре действительно большие и просторные, однако делать на этих самых локациях практически нечего, разве что выполнять однотипные побочные задания, в основном сводящиеся к пробежке через кольца на манер Superman для Nintendo 64 или к поиску скрытых желтых яиц. На дворе был 2004 год, в этот же самый год за месяц до выхода Jak 3 на полках магазинов появилась Grand Theft Auto: San Andreas, и я уверен чуть более, чем полностью, что кто-нибудь из Naughty Dog играл хотя бы в одну из трех доступных на тот момент частей трехмерных симуляторов бандита в открытом мире, которые отличились целой кучей побочных заданий, магазинов, интересных и не очень способов занять себя во время изучения локаций. Понятно, что обозреваемая игра не про бандитов, а про спасение мира, но раз Джек способен тратить часы на сборы коллектиблсов, отдыхая от своих геройских обязанностей, то почему бы не сделать это времяпрепровождение более занятным? Получается, что единственное развлечение в игре – это сюжетные задания и никакая свобода действий не заставит игрока просто так бегать туда-сюда практически без цели.
Хотя, я не буду врать, в изучении локации смысл все же есть. Во время сюжетных заданий Джек собирает желтые кристаллы, выпадающие из горшков и некоторых типов монстров, эти кристаллы можно потратить у древних статуй, расположенных в городе Спаргус и окружающих его пустошах или у информационных столов в Райском Городе. Желтые кристаллы откроют доступ к заунывным мини-играм, прохождение которых, в свою очередь, пополнит копилку игрока красными яйцами. Красные яйца игрок волен тратить в отдельном меню «Секреты», где за определенную сумму собранных красных шариков Джеку позволят приобрести апгрейды для оружия, разблокировать новый вид транспорта, улучшить обмундирование и открыть дополнительные материалы для местной галереи.
И ещё один нюанс, касающийся свободы действия. Из-за обилия способностей у Джека в некоторых местах разные пути можно было бы пройти различными способами, которые просто напрашиваются, но игра, к сожалению, не приемлет креативного мышления, разрешая выполнить определенную задачу только одним способом. Например, участок с вентиляторами, расположенными на заводе по производству роботов. Здесь вполне можно было бы замедлить время и проскочить мимо лопастей, но вместо этого игра предлагает более сложный путь – запустить Декстера в трубу, дабы тот, преодолевая преграды, дошел до рубильника и отключил механизм. Зато заметно, что некоторые участки игры перепутали местами и пройти их с новыми способностями не составит труда. К примеру, задание в канализации, где нужно добраться до компьютера, чтобы взломать его и получить артефакт. В канализации игра явно хочет, чтобы игрок скакал по исчезающим в воде платформам, однако этот уровень можно очень быстро пройти, достав из загашника ховерборд. Такая вот вариативность и свобода действия.
В отличие от любой другой номерной части серии, в Jak 3 довольно таки обширный арсенал вооружения. Основных орудий уничтожения по-прежнему четыре вида, однако у каждого есть по три модификации, существенно отличающихся друг от друга, правда открываются последние модификации слишком поздно, оттого не получается как следует насладиться ими. Но и без оружия Джеку есть чем ответить своим врагам, так, к примеру, герой может сшибать недругов своим ховербордом, давить колесами, разъезжая на каком-нибудь багги, а то и вовсе наподдавать ударом с разворота или смачным хуком справа. Но и это ещё не все. В арсенале нашего героя имеются две силы – светлая и темная. Светлая сторона поможет герою в преодолении различных препятствий замедлением времени или даст ему возможность воспользоваться крыльями, а то и вовсе восполнит шкалу здоровья. Темные силы, как и следовало ожидать, направленны на массовое уничтожение. Активация темной стороны Джека наносит урон всем стоящим поблизости монстрам, позволяет быстро перемещаться между недругами и рвать их когтями, а если противник оказался вне радиуса действия когтей, то Джек при определенной сноровке способен создать сгусток темной материи разрушительной силы и направлять её в любую сторону, сея страх и смерть.
Что касается технических данных, то с этим у Jak 3 все очень даже грустно. Цифровой релиз в PlayStation Network обзавелся картинкой в 720p и улучшенной графикой, которая, как по мне, выглядит вполне достойно даже 10 лет спустя. А вот дальность прорисовки оставляет желать лучшего. Чтобы сэкономить память консоли разработчики исхитрились забить большую часть локаций бесконечно генерирующимися мирными жителями и врагами, которые исчезают, стоит только от них отвернуться. Эта вещь будет очень сильно раздражать практически всю игру, особенно во второй половине, когда злобные роботы и мелкие жуки будут без конца и края восстанавливаться и исчезать, будучи недобитыми, не давая пройти и пяти метров, не вступив в бой. Все вышеописанное усугубляется сильной просадкой fps, когда на экране множество событий, а на заднем фоне много мелких деталей и эффектов в виде вспышек взрывов, клубящего пара и т.д. Насколько мне известно, точно такие проседания кадров были и в оригинале, что мешало исправить этот недочет – остается загадкой.
Ну и наконец, перейдем к проблемам, связанным с релизом на PlayStation Vita. Главных проблем, делающих игру на карманной системе от Sony практически непроходимой, ровно три. Во-первых, это управление – управление персонажем и транспортом в игре осуществляется с помощью стиков, оно довольно резкое и само по себе архаичное, веет приветом из 2004 года. Все становится гораздо сложнее, когда от игрока требуется прицелиться во что-то с помощью левого стика или точечно пробежать через ряд светящихся колец, разбросанных по городу. Сопровождение корабля, начиненного взрывчаткой и гонка на ящерицах по узеньким улочкам города Спаргус – по времени и нервозатратам для многих игроков сродни заданию с радиоуправляемым вертолетом в Grand Theft Auto: Vice City. То есть у современного игрока очень велик шанс забросить игру на этих двух местах, причем гонка приходится на начало игры, а сопровождение произойдет почти в самом финале. Безусловно, есть возможность целиться с помощью сенсорного экрана консоли, но это катастрофически неудобно, чтобы во что-то попасть - нужно удерживать палец на цели, тем самым закрывая от самого себя львиную долю экрана. К тому же если елозить пальцем по экрану, то прицел двигается ну ооочень медленно. Но и это ещё не все. За неимением двух задних шифтов игра предлагает пользоваться задней сенсорной панелью, активируя множество полезных функций, например: ускорение в транспорте, вид от первого лица, мгновенную активацию ховерборда, превращение в темную или светлую сущность. Было бы странно, если бы разработчики брали пример с Tearaway или Uncharted в плане удобства работы с панелью, которая зачастую живет своей жизнью, либо не реагируя на нажатия, либо отправляя благодаря случайному касанию героя в пропасть, после такого задание, как правило, начинается с начала.
Во-вторых, это камера. Камера в игре по-прежнему работает очень странно, позволяя смотреть только вокруг себя, выбирая странный ракурс, фиксируясь на каком-то моменте, отказываясь показывать снующих туда-сюда противников. Отчего практически всегда приходится палить в пустоту, совершать «прыжки веры», а то и вовсе искать безопасный угол, вставать, активировать режим от первого лица не без помощи задней сенсорной панели и крутить головой. И это нужно делать в платформере! Что мешало прикрутить полноценное управление камерой на второй стик – решительно непонятно. И наконец, последняя, третья проблема – проседания fps. Выше я уже писал о том, что оригинальная игра сама по себе плохо справлялась с большим количеством объектов и эффектов, творящихся на экране, но это не идет ни в какое сравнение с тем слайд-шоу и последующими вылетами, которыми отличилась версия для PlayStation Vita. Пройти особо масштабные сражения зачастую становится, мягко говоря, непросто. Если кто-то все же прошел игру на PlayStation Vita, то этот подвиг был совершен, скорее всего, от сильной любви к франшизе. В противном случае игра имеет все шансы быть удаленной с карты памяти.
Итог: Несмотря на все свои недочеты Jak 3 оставляет далеко позади последующую трилогию Uncharted, просто потому, что является концентрированной помесью самых разных жанров и не дает скучать ни минуты. Если серия игр Uncharted, будучи, как по мне, сильно переоцененной, может одними своими однообразными карабканьями и перестрелками усыпить каждого, кто возьмется её проходить, то серия Jak and Daxter, в частности последняя часть трилогии, своим геймплейным разнообразием способна подарить играющему целый букет эмоций. От игры все время ждешь чего-то нового, только начинаешь замечать, как что-то начало приедаться - тут же игра делает «финт ушами» и преподносит сюрпризы. Обе вышеупомянутых серии роднит лишь клишированный сюжет и персонажи, что не идет им обеим в плюс. Jak 3 – это определенно лучшее, что делали разработчики до того, как на свет появилась The Last of Us. Купите эту игру, пройдите её, если вы до сих пор этого не сделали, но не тот ленивый порт, что предоставили Mass Media Inc. для PlayStation Vita, а поищите оригинал для PlayStation 2 или прикупите цифровой релиз для PlayStation 3, который все та же Mass Media Inc. сделала на порядок лучше.
На этом я с вами прощаюсь, всем спасибо за внимание. Ждите новых материалов в самое ближайшее время.
P.S. И да, верните нам перезапуск Jak & Daxter!
Концепт-арты отмененного Jak & Daxter от Naughty Dog выглядят просто потрясающе! Кто и зачем отменил эту игру? После выпуска Uncharted 4: A Thief End разработчики просто обязаны вернуться с этой задумке. Очень уж хочется видеть крупнобюджетный блокбастер про полюбившихся всем героев.
Ссылка на арты: http://www.unseen64.net/tag/jak-daxter/