«Поймите, публике приедается все, кроме одного — борьбы, состязания, с их вечной сменой неожиданных положений и неизвестностью финала»
Александр Беляев, «Ариэль»
Доводилось ли вам слышать о Boomfire Games? Бьёмся об заклад, что нет, поскольку этот молодой коллектив из испанского городка Кордова еще не успел сделать ничего выдающегося за свою непродолжительную карьеру. Три года назад в качестве пробы пера ребята выпустили мобильный Beat ’Em Up под названием Kick or Die, а сразу после этого приступили к созданию платформера с элементами метроидвании Furwind, о котором сегодня и пойдёт речь. Премьера игры состоялась осенью 2018 года на персональных компьютерах, где она даже сумела завоевать несколько наград, соревнуясь за звание инди-игры года на некоторых профильных ресурсах.
О переезде на консоли авторы задумались лишь весной 2019. Попутно анонсированный релиз на физических носителях был распродан по предзаказам задолго до официального старта продаж. Судя по тому, как в последнее время на импортных торговых площадках разлетаются картриджи для PlayStation Vita, складывается впечатление, что коллекционерам вообще без разницы что покупать. Но в данном конкретном случае хорошо продались и Blu-Ray диски для PlayStation 4, которые по сравнению с картриджами берут не так охотно. Значит ли это, что Furwind действительно достойна внимания или же перед нами очередная инди-поделка, которую втюхивают коллекционерам под закат портативного гейминга? Об этом мы сегодня и поговорим.
Сюжетная канва повествует о древнем божестве, известном как Дархун, выбравшемся из многовекового заточения, дабы очернить сердца лесных обитателей. Отголоски черной магии достигли маленькой деревни Мунтейл, из которой один за другим начали пропадать обитатели. Глава деревни Уайтклав обращается к своему лучшему войну Фурвинду и просит спасти деревню от полного вымирания, одолев чудовищного Дархуна и его слуг. Чтобы исполнить своё предназначение, лисёнок должен пройти через множество испытаний, заполучить силу трёх могущественных артефактов и с их помощью изгнать злобное божество обратно в подземный мир.
Эта классическая история о борьбе добра со злом служит фоном для странствий храброго лиса по сказочному лесу, а потому не стоит ожидать от неё каких-то откровений и сложных сюжетных перипетий. Структурно Furwind поделена на три небольшие главы, в каждой из них – пять основных заданий и восемь испытаний. Все обязательные к прохождению задания делятся на несколько типов, чередующихся при переходе от одной главы к другой. В базовых миссиях от протагониста требуется исследовать древние руины, выискивая местоположение мини-боссов, без победы над которыми путь к спасительному порталу ему будет заказан.
Следующий тип заданий отличается тем, что герой оказывается в пещере в кромешной тьме. Освещать путь Фурвинду будут крохотные светлячки, постепенно теряющие свои силы и разлетающиеся в разные стороны. Чтобы не оказаться в полной темноте и не отправиться на корм голодным тварям, герой должен искать места обитания насекомых и тщательно продумывать маршрут. Третий тип представляет собой классический платформинг, где лису нужно осторожно этаж за этажом подниматься к вершине башни, избегая ловушек, сражаясь с противниками и решая головоломки.
Четвёртый тип уровней – это нечто вроде сайдскроллерного раннера, в котором главный герой должен мчаться вперёд, удирая от преследующей его тьмы, попутно преодолевая множество препятствий. Пройдя все четыре типа заданий, игрок откроет последний, пятый, который является ничем иным, как битвой с боссом. По сравнению со всеми трудностями, что сваливаются на головы игроков в Furwind, боссы несут в себе наименьшую угрозу, поскольку паттерны их действий в крайней степени незамысловаты, а уязвимости лежат на поверхности.
Сложность в игре нарастает постепенно, не позволяя игрокам расслабиться, а разнообразие уровней – заскучать, однако подобная разноплановость игрового процесса далеко не всем придётся по вкусу. Руины и пещеры очень сложны и запутанны, они представляют собой полные опасностей лабиринты, проходить которые нужно вдумчиво и неторопливо. Эти размеренные и даже в какой-то степени медитативные секции однозначно понравятся тем, кто души не чает в «метроидваниях», но вот два других типа уровней, то есть карабканья по башням и догонялки с силами тьмы, из-за своей суматошности и чрезмерной требовательности скорее всего не вызовут у данной прослойки геймеров большой радости.
Эта разница становится особенно очевидной ближе к финалу, когда сложность возрастает до предела, вынуждая превозмогать в одних секциях, чтобы затем насладиться игровым процессом в других. Безусловно, найдутся ценители подобных авторских решений, нас же порадовало то, что игра заканчивается ровно тогда, когда её формула, базирующаяся на чередовании нескольких разновидностей игрового процесса, полностью себя исчерпывает. Чтобы немного увеличить продолжительность игры, в неё добавили два с лишним десятка испытаний, получить доступ к которым можно лишь раздобыв спрятанные на уровнях свитки. Одни испытания предлагают разгадать пространственные головоломки, требующие найти и разрушить установленные Дархуном тотемы, а вторые зациклены на сражениях с монстрами и спасении жителей Мунтейла. И те, и другие довольно сложны, поэтому для их прохождения потребуется грамотное использование всех навыков и умений, которыми лис обзаведётся в ходе своих приключений.
В арсенале Фурвинда имеются акробатические способности, позволяющие лису выполнять двойные прыжки, а также его пушистый хвост, взмах которого гарантированно отправляет слабеньких недругов к праотцам. Сделать героя сильнее нельзя, но зато можно повысить его здоровье и выносливость, предварительно вызволив из заточения ворона Корво. В Мунтейле у ворона открыта лавка, где тот принимает собранные на уровнях драгоценные камни, а взамен увеличивает количество применений тех или иных способностей, даруемых волшебными артефактами. Благодаря торговцу Фурвинд сможет бросать больше взрывных желудей, чаще совершать рывки и самоисцеляться.
Конечно, немного странным выглядит стремление авторов ограничить число применений подобных навыков, тем более, что пользоваться ими на исследовательских уровнях придётся довольно часто, а восполнять их можно только убивая недругов и разбивая бытовую утварь. Это как если бы базовые способности Самус Аран из вселенной Metroid – умение сворачиваться в морфо-сферу и устанавливать бомбы – требовали постоянной подзарядки. Наверняка, число игроков, способных похвастаться прохождением классических Metroid'ов, в таком случае сильно бы сократилось. Учитывая, что большая часть врагов в Furwind умирает раз и навсегда, а количество разбросанных по уровням предметов строго ограничено, возникает совершенно лишний и неуместный микроменеджмент ресурсов, отвлекающий от исследовательского процесса. Впрочем, это касается только тех, кто действительно хочет открыть все спрятанные на уровнях секреты и одолеть каждое испытание, поскольку основные этапы успешно проходятся без применения дополнительных навыков.
Портированием Furwind на консоли занималась JanduSoft, которая неплохо справилась со своей задачей. Правда, между версиями для PlayStation 4 и PlayStation Vita обнаружились кое-какие различия, говорящие не в пользу карманной системы. Например, специальный световой эффект, позволяющий определить траекторию движения блоков, оказался в портативной версии настолько тусклым, что понять, что он вообще в игре есть можно далеко не с первого раза. Особая дымка, клубящаяся вокруг оживших скелетов и меняющая цвет в зависимости от их состояния, почему-то исчезла, как и пчёлы, стерегущие своих ещё не родившихся сородичей возле гигантских ульев. Велика вероятность, что данные ограничения продиктованы желанием разработчиков хоть как-то снизить нагрузку на портативное железо и сократить число просадок смены частоты кадров.
Да, не смотря на то, что перед нами простенькая пикселизированная игра, которая должна не просто запускаться, а летать на PlayStation Vita, она каким-то образом умудряется тормозить. Совсем до слайд-шоу не доходит, но нередко возникает ощущение, что лисёнок движется в слоу-мо, особенно при большом скоплении противников на экране. По всей видимости карманная система от Sony настолько стара, что все технологии по адаптации игр под железо 2012 года были безвозвратно утеряны и позабыты, а потому авторам всё время приходится изобретать велосипед, пытаясь подружить свои проекты с данным артефактом предтечей. Впрочем, странные замедления процессу особо не мешают, а порой даже позволяют лучше контролировать героя в воздухе, но хотелось бы, конечно, чтобы с первыми патчами в портативную версию завезли нормальную оптимизацию.
Итог: В случае с Furwind ситуация сложилась двоякая: с одной стороны хочется искренне порадоваться, что перед нами не очередная двухчасовая халтура, порожденная современной инди-сценой, а проект, созданный с любовью и фантазией, с другой – поругать авторов за скачущую сложность, спорные решения и средний по качеству консольный порт. Последний пункт в основном касается версии для PlayStation Vita, потому как разработчики не удосужились поискать специалистов, умеющих работать с архитектурой портативной системы. Как бы там ни было, мы бы хотели порекомендовать Furwind всем любителям приключенческих игр, которые хотят отправиться в очередное путешествие, но не располагают большим количеством свободного времени, а также тем, кому по душе формат коротких миссий, построенных на незатейливом, но очень увлекательном игровом процессе. Будем надеяться, что Furwind не станет последней игрой Boomfire Games и испанцы смогут направить свой потенциал на создание новых захватывающих игр.
А на этом у нас всё. Всем спасибо за внимание, ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.