В 2010 году на полках Западных магазинов появилась неприметная Японская игра под названием 999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors, позже переименованная в Zero Escape: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors. Игра потрясла игровую общественность, получила признание по всему миру за крайне запутанную и интересную историю, харизматичных персонажей и необычный геймплей. Игру скупали, как горячие пирожки, чего создатели никак не ожидали. Сюжет вертится вокруг 9 человек, похищенных и заточенных на огромном корабле. Zero, владелец корабля, заставляет героев играть в игру (Nonary game), где ставкой являются их жизни. На руке каждого из участников часы, отображающие их очки. В часах бомба. Чтобы выбраться надо набрать 9 очков. Те, кто достигнет 0 очков автоматически погибает. Протагонистом игры является Джунпэй, молодой студент, у которого откроется своеобразная способность - видеть и использовать знания, полученные в различных версиях происходящих событий. То есть пройдя игру до конца он мог вернуться во времени и начать сначала, зная о том, какие события последуют за тем или иным решением. В конце игры определенная часть персонажей выбирается на поверхность и обнаруживает две вещи:
Прошел год. 25 Декабря, канун Рождества. Главный герой, молодой студент по имени Сигма выходит из здания университета в 3:00 и садится в свою машину. После нескольких попыток завести ее он обнаруживает, что дверь заперта. Через пару мгновений машину заполняет странный газ, который усыпляет Сигму. Последнее, что он видит - фигура человека в противогазе позади машины. И вот он оказывается в бункере глубоко под землей, на руке часы с цифрой 3. С ним еще 8 человек: Две странно одетые девушки, которые явно давно знакомы, дед с мальчиком (одет в странную шапку), остроумный и слегка стервозный мужчина в цилиндре, дружелюбная женщина, разбирающаяся в медицине, мужчина в огромной броне робота, который потерял память и, собственно, Фай (девушка, с которой главный герой проснулся в одной камере). Забавный искусственный интеллект, именуемый Zero III рассказывает им, что все они стали участниками Nonary Game (получившей приставку Ambidex Edition) и один из них - настоящий Zero. Естественно, персонажи начинают подозревать друг друга. Доверять нельзя никому. Вот так и начинается эта история.
Приставка Ambidex Edition добавлена не с проста. Посреди огромного помещения стоят 6 комнат Ambidex. Это своеобразные кабинки для голосования. Персонажей 9, они делятся на три пары и троих одиночек, это объясняет наличие всего 6 комнат. Теперь о самой системе голосования: вариантов всего 2: Сотрудничество и Предательство (Ally или Betray). Оппонентом является тот, с кем вы зашли в специальную дверь (перед каждым раундом голосования команды из трех человек должны разделиться в поисках ключ-карт к Ambidex комнатам. Затем пара играет против одиночки из данной группы). Если каждый выберет Ally, то все трое получат по 2 очка. Если оба выберут Betray, то никто ничего не получит, очки не изменятся. Если же один выберет Ally, а другой Betray, то первый потеряет 2 очка, а второй получит 3. Поведение персонажей невозможно предсказать, так что придется взвешивать в голове все возможные варианты. Изначально персонажи кажутся забавными и весьма неинтересными. Но по ходу сюжета вы поймете, что у каждого есть скелет в шкафу, а то и два. У игры огромное количество концовок, основывающихся на выборе оппонентов и решениях. Но чтобы увидеть полную картину событий и открыть настоящую концовку вам придется пройти по каждому пути, как бы некоторые из них омерзительны не были. Но все это не будет напрасно, Сигма, как и в свое время Джунпэй, помнит все, что происходило с ним в различных сценариях. Иногда нельзя пройти определенную часть ветви из-за того, что Сигма еще не видел чего-то в других сценариях. Такое называется "замком", который нужно открыть. В подобном случае вам просто покажут надпись To Be Continued и предложат сохраниться. Вы можете вернуться сюда в любой момент. История запутана еще покруче, чем в первой части, так что будьте готовы к нескольким ночам без сна. Различные решения могут привести к совершенно разным поворотам сюжета.
Игра делится на две части - повествование и режим побега. События игры мы видим исключительно от лица главного героя. Повествование подразумевает огромное количество диалогов (я не считаю, что это плохо). О нем больше нечего сказать. Режим же побега является основной геймплейной частью игры. Вас забрасывают в закрытую комнату с сейфом. К сейфу есть два пароля - синий и зеленый. Один дает вам спасительный ключ, другой дает бонусный файл. Бонусный файл может быть как серебряный, так и золотой, все зависит от уровня сложности (На EASY персонажи будут давать всяческие подсказки). Прохождение всех комнат на HARD также нужно для открытия настоящей концовки. Так вот, вы обыскиваете комнату на предмет полезных вещей, решаете сложные головоломки. Сам процесс увлекателен, пользование гайдом просто его убьет. Вас никогда не ограничивают во времени, так что можете начинать спокойно думать над разгадкой. Единственное, что можно посчитать недостатком - не совсем удобная камера в режиме побега, а неудобная система письма пальцем на PS Vita, с которой отлично справляется стилус 3DS. Но это все - мелочи.
Игра сильно изменилась графически, чтобы соответствовать уровню портативных платформ текущего поколения. Вместо артов мы наблюдаем великолепные 3D модели персонажей на фоне 3D локаций. Огромное количество жестов и выражений лица прилагаются. Детализация комнат и объектов шикарна, слов нет. Появилась и озвучка, правда Японская (В европейской версии в отличие от американской нельзя поменять озвучку на английскую), но все равно лучше, чем сухой текст (ничего не имею против игр с сухим текстом). Музыка отлично справляется со своей задачей, поддержанием атмосферы (а атмосфера здесь неподражаема и проглатывает с головой), а также с ее нагнетанием.
Но одной из главных черт игры является привязывание игрока к персонажам, переживание за них. Увидев концовку Луны и зная, что для настоящей концовки надо увидеть все варианты развития событий, я не мог себя заставить предать ее, слишком уж это было мерзко. В зависимости от своего выбора вы можете обрести/потерять доверие некоторых персонажей, что аукнется вам в будущем. А будущее в данной игре в свою очередь воздействует на прошлое.
Итог
Это крайне сложный, запутанный и жестокий по отношению к игроку шедевр. Вы будете страдать от бессонных ночей, проведете часы в поисках решения головоломок и не сможете сдержать слезы, наблюдая концовку. Это неповторимо. Данную игру сможет понять не каждый, она не для всех, так что не стоит покупать ее только из-за высоких оценок. Нет, она не плоха, просто любителям "промотать диалоги, чтобы поскорее увидеть геймплей" она придется не по душе. Также она может не понравиться противникам Японской игровой индустрии, которые аниме на дух не переносят. Если вы считаете, что способны понять игру, владеете достойным уровнем английского языка и большим количеством свободного времени - эта игра для вас. Она по праву занимает место одной из лучших игр для консоли PS Vita наряду с Persona 4 Golden. Вот только ожидание следующей части может оказаться жестоким испытанием. Игра доступна в версиях для PS Vita и 3DS.
Финальная оценка - 9.7 из 10