Иногда оказывается, что самыми хорошими проектами оказываются далеко не самые популярные и разрекламированные. Одна из таких "незаметно подкравшихся" игр - это как раз-таки Zero Escape: Virtue's Last Reward для PS Vita, которая уже вышла в Америке и вскоре посетит Европу - уже 16 ноября. Крупнейший игровой портал IGN не поскупился на довольно-таки большую рецензию, которую я для вас любезно перевёл на великий и могучий.
[Перевод местами вольный. Я немного упростил текст, но он всё ещё иногда сложно читается. Такой уж стиль у автора с IGN]
СОТРУДНИЧАТЬ ИЛИ ПРЕДАТЬ?
Двух человек арестовывают за совершение серьёзного преступления. Так как они сообщники, полиция
разделяет их для допросов и не даёт им связаться друг с другом. Детектив подходит к каждому преступнику
и говорит следующее:
"Если никто из вас не признается, вы оба получите по два года. Если он будет играть в молчанку, а ты
расколешься - ты получишь один год, а он пятнадцать, но если ты будешь сидеть тихо, а он сдастся, тогда
уже ты сядешь на пятнадцать лет, а он на один. Предполагаю, что ты сейчас думаешь: "Хорошо, а что если
мы оба сдадим друг друга?". Очень просто, приятель: вы оба получите по десять лет."
Это называется "Дилемма заключённого". И это - основа игры Zero Escape: Virtue's Last Reward.
Два года назад компания Aksys Games была шокирована неожиданным успехом своей, казалось бы, не
слишком приметной игры "999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors". Они рисковали, выпуская игру в
Америке, так как она принадлежала к жанру, практически не существующему в этом регионе - текстовая
адвенчура или "визуальная новелла". Такие игры примерно похожи на чтение книги на вашей консоли. Они
содержат гораздо больше текста, чем непосредственно интерактивного геймплея. Даже в комбинации с
загадками типа "выберись из комнаты" (которые у нас как раз довольно популярны) не было похоже, что
эта игра хоть немного понравится западным игрокам.
Но она понравилась - потому что история, спрятанная во всём этом море текста, была просто непревзойдённа. 999
рассказывала о приключениях девяти незнакомцев, оказавшихся вместе на круизном лайнере, наполненном
загадками и запертыми дверями, и вынужденных играть в "игры разума" как совместно, так и друг против
друга, чтобы сбежать менее, чем за девять часов. Потому что, если бы они не сбежали, все бомбы,
имплантированные в их тела, попросту взорвались бы, убив их всех.
С большим количеством концовок, зависящих от решений игрока, и добротным количеством циничного
насилия (независимо от того, какой путь выбирал игрок) 999 была смелой, оригинальной и незабываемо
интенсивной игрой. И после нескольких распроданных партий картриджей за эти
два года количество игравших стало гораздо больше, чем Aksys могла хотя бы предположить.
Zero Escape: Virtue's Last Reward - это прямое продолжение 999. Когда игру анонсировали, люди были не
совсем уверены, будет ли она так называемым "идейным наследником" или чем-то вроде этого. Но нет.
События, рассказанные в первой игре, ведут прямо к истории, рассказанной здесь.
Что приводит меня к моей первой рекомендации - сначала пройдите 999. Нет, вы не обязаны, так как VLR
может восприниматься отдельно, но если вы правда хотите вжиться в серию, почему бы не начать сначала?
Никто не решает купить популярный книжный цикл, беря с полки второй том перед чтением оригинала. Так
что, если вы ещё не прошли 999 полностью (и не получили истинную концовку) - вперёд, прекратите
читать сейчас же и сделайте это. Этот обзор и эта новая игра будут ждать вашего возвращения. И вы
насладитесь ей гораздо больше, если будете играть с соответствующим контекстом.
[В нашем случае можно хотя бы воспользоваться эмулятором DS для ПК, ибо игра того стоит]
Хорошо, с этим разобрались, давайте продолжим. Было очень важно упомянуть первую часть - не только
для убеждения пройти её, но и потому, что она даёт нам стандарт, с которым можно сравнивать
относительное качество второй части. 999 была шикарна, да, но она не была идеальна. У неё было немного
проблем, которые сиквел должен был решить.
И Virtue's Last Reward делает именно это.
Одна из жалоб игроков по поводу 999 касалась использования исключительно 2D-графики - персонажи выглядели
бледно, они были заключены в рамки небольшого набора выражений лица и эмоциональных реакций. VLR
существенно улучшает визуальную составляющую, так как теперь всё изящно отрисовывается в 3D. Хоть вы
и увидите те же выражения и телодвижения не один раз во время прохождения, критические моменты
сюжета поданы в виде полноценных анимированных роликов. Это графическое исполнение уходит далеко
вперёд от ограничений первой части для DS.
Другая претензия к первой игре касалась большого количества текста, который было утомительно листать
во время длинных сюжетных моментов. Конечно, это неотъемлемая часть жанра, да. Но VLR была улучшилась
и в этом плане, получив полную озвучку. Ваш подконтрольный персонаж всё ещё нем как рыба, но все
остальные честно зачитывают свои предложения (только когда вы не на уровне с побегом). Работа актёров
озвучки тут тоже на высшем уровне - одна из лучших, которые я когда-либо слышал в игре, точка. И вы
даже можете выбрать оригинальную японскую озвучку.
И последняя проблема оригинала, с которой я больше всего согласен - утомительность многократного
переигрывания. 999 имела шесть разных концовок, но увидеть их все можно было только пройдя игру с
самого начала шесть раз. Это означало, что все головоломки и испытания, которые игрок уже решил и прошёл,
были сброшены, так что надо было решать их снова и снова, даже если вы уже знали правильное решение.
Это сбивало темп истории.
Забудьте про это. Разработчики из Chunsoft профессионально подошли к этому вопросу, добавив систему
"FLOW" (ПОТОК), которая позволяет игроку перемещаться между временными отрезками и
альтернативными версиями событий когда и где угодно. Вам больше не придётся решать одну и ту же
головоломку дважды, а, когда вы видите повторяющийся текст, вы можете быстренько пропустить его.
Система FLOW - это удобство, добавленное, чтобы решить проблему 999, но Chunsoft не остановилась на
этом - разработчики вплели её использование прямо в сюжет игры. Вы помните "дилемму заключённого",
с которой мы начали? Это классическая загадка. С одной стороны, вы и ваш партнёр были бы в куда
лучшем положении, если бы вы могли доверять друг другу - вы оба получили бы по два года в тюрьме, а
затем вышли бы на свободу. С другой стороны, если бы вы точно знали, что другой парень играет в
молчанку, почему бы не заговорить? Тогда ваш срок был бы вдвое меньше. Да, другой парень был бы в
очень хреновой ситуации, но вам-то какое дело? Всего через год вас ждал бы свежий воздух.
И вот ведь незадача: он мог рассуждать точно так же...
Virtue's Last Reward вертится вокруг динамики "дилеммы заключённого" на протяжении всей истории.
Девять незнакомцев опять похищены и опять вынуждены решать головоломки, чтобы выбраться с закрытой
территории - прямо как в 999. Но в игру добавлен ещё один элемент. Ваш персонаж иногда должен решить,
хочет ли он "сотрудничать" или "предать" своего партнёра. При этом вы с партнёром разделены и не
можете связаться, а перед ним ставят такой же выбор. Если вы оба решите "сотрудничать", вы оба получаете
по два очка. Всего для побега на волю нужно девять очков, так что можно вполне успешно играть
"по-хорошему", чтобы все двигались вперёд.
Но если вы выберете "предать", вы продвинетесь быстрее. Успешное предательство равно трём очкам, а ваш
партнёр в таком случае теряет два. Но нам плевать на них, да? Они изначально не должны были быть
такими тупыми, чтобы решить "сотрудничать".
Конечно же, иногда вы обнаружите себя по другую сторону этого уравнения, потеряв очки, когда кто-то
подорвёт ваше доверие.
Ах да, если ваши очки упадут до нуля, вы умрёте.
Так как я уже рассказал про систему "FLOW", вы можете предположить, что толика напряжения может
улетучиться во время критических моментов, когда нужно сделать выбор. Если вы выбрали "сотрудничать",
а кто-то вас предал, вы можете просто открыть это меню, вернуться во времени к моменту ДО решения и
выбрать другой вариант. Так что ключ к привлекательности VLR - это не напряжение от сложного выбора
между жизнью или смертью. Это сам факт того, что этот выбор всегда есть.
Вот когда в дело вступают "линии времени". Во время принятия любого критически важного решения игра
будто разделяется. Появляются две новые ветки времени. В одной из них вы выбрали "сотрудничать", а в
другой - "предать". Другие решения разветвляют историю ещё больше. Например, моменты, когда вы
должны выбрать, с кем вы хотите исследовать территорию. И каждый раз после вашего выбора создаются
новые параллельные вселенные, в которых вы сделали противоположный выбор.
Позже вещи становятся пугающими на уровне научной фантастики, так как после прохождения нескольких
веток и возвращения назад для выбора другого варианта ваш персонаж начинает вспоминать вещи. Вещи,
которые он никогда не делал. Вещи, которые он никогда не видел - только ВЫ видели их, несколько часов
назад, когда вы проходили другую ветку. В этом есть что-то потустороннее, в духе Психо Мантиса,
читающего сохранения с вашей карты памяти в MGS. И всё это ведёт к такой сложной, мозговыносящей и
доставляющей истории, что я не посмею больше ничего сказать про неё.
Перед окончанием упомяну ещё пару вещей. Головоломки "выберись из комнаты" здесь такие же
увлекательные, как и в 999, а поиск вещей в запертых комнатах вкупе с решением загадок помогает
разбавить большое количество монологов и диалогов. То, что вы увидите в эпизодах с побегом, тоже
помогает связать воедино и укрепить историю, так что в игре нет ничего, что казалось бы лишним или
ненужным.
Персонажи тоже подобраны крайне удачно. Я специально избегал их обсуждения, чтобы сберечь эти
открытия для вас самих. Вы познакомитесь с каждым из них и узнаете их тайны сами, а я просто скажу, что
вы будете более, чем удовлетворены, тем, как каждый игрок развивается на протяжении 30 часов, которые
вы с ними проведёте.
О да - 30 часов! Рассчитывайте провести хотя бы столько времени с игрой, если не больше. И планируйте
провести пару бессонных ночей.
Наконец, небольшое сравнение двух версий игры. 999 была эксклюзивом для DS, так что выбора у игроков
особо и не было, но Virtue's Last Reward, в свою очередь, вышла сразу на Nintendo 3DS и на Вите. По
наполнению игры полностью идентичны. Ни в одной нет дополнительных глав или чего-то подобного. В
оформлении, однако, различия есть.
Графика в версии для Виты, конечно, лучше, так как дисплей высокого разрешения на консоли от Sony
добавляет чёткости как внутриигровому окружению, так и тексту, а текста тут много. Версия для 3DS
поддерживает фирменный стереоэффект (3D), но за все проведённые с игрой часы ваши глаза успеют
устать от него не один раз. Качество аудио тоже выше на Вите, так как озвучка на 3DS ужата в меньший
битрейт.
Однако, консоль от Nintendo побеждает в другом ключевом аспекте - добавлении заметок. Стилус и
сенсорный экран 3DS гораздо легче использовать для записывания подсказок и других важных вещей,
которые надо запомнить. Водить пальцами по экрану Виты, пытаясь записать даже простейшие заметки,
очень утомительно. (Ёмкостный стилус, если он у вас есть, может снизить градус раздражения).
В конце концов, обе версии превосходны, так что вы можете без страха покупать игру для вашей любимой
консоли.
ВЕРДИКТ
Два года назад Aksys была шокирована успехом 999. В этом году они не должны удивляться, когда VLR
догонит, а затем и перегонит своего предшественника. Вторая часть получилась более лихо закрученной,
более брутальной и более запоминающейся, чем первый том, и она укрепила существование Zero Escape как
серии. Это великолепно проведённое время, которое я рекомендую любому геймеру - если вам есть 18 и вы
уже прошли 999. Virtue's Last Reward строит незабываемую историю на одной дилемме: Будете ли вы
"сотрудничать" или же предпочтёте "предать"? Однако, выбора не должно быть, если вы выбираете, купить ли
игру или нет. Сделайте это. Купите её сейчас. В мире не должно быть такой версии развития событий, в
которой нет вас, играющих в эту игру.
___________________________________________________________________________
Оценка: 9.5
999 была невероятной. А Virtue's Last Reward оказалась ещё лучше. Дайте шанс этой серии - прямо сейчас.
Плюсы:
+ Умопомрачительная история
+ Шикарная графика
+ Отличная озвучка
Минусы:
- Вы потеряете сон
- Ожидание третьей части убьёт вас
Перевёл MaXXXimuZ специально для PSVHome.ru. Убедительная просьба не копировать.