«Дело не в возрасте, дорогуша, а в пробеге»
Х/ф «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
LucasArts всегда умели подгадать наиболее удачный момент для выпуска своих игр. В 2023 году отгремел Индиана Джонс и Колесо судьбы – первый фильм во франшизе, не принесший создателям ничего, кроме убытков. Но, несмотря на кассовый провал пятого по счёту фильма, разработчики из MachineGames всё же смогли воспользоваться ситуацией и выпустить успешную Indiana Jones and the Great Circle, позволившую им реабилитироваться в глазах фанатов после неудачных Wolfenstein: Youngblood и Wolfenstein: Cyberpilot. Это был настоящий бальзам на душу изголодавшимся по приключенческим играм геймерам. Так было и в прошлый раз, когда в кинотеатрах крутили Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа. Студия LucasArts подсуетилась и представила миру Indiana Jones (2007) – довольно инновационную на тот момент игру, которая создавалась на базе PlayStation 3 и Xbox 360.
Что именно делало её инновационной? Industrial Light & Magic совместно с LucasArts придумали продвинутый анимационный движок Euphoria, который позволял бы персонажам по разному реагировать на рядовые ситуации. То есть всякий раз, когда Инди стрелял в кого-то, швырял в него камень или лупил хлыстом – воспроизводилась уникальная контекстно-зависимая анимация, прямо как в Grand Theft Auto IV. Всё это авторы хотели дополнить технологией Digital Molecular Matter (DMM), которая подняла бы планку разрушаемости на совершенно новый уровень. Она позволяла различным объектам рассыпаться в труху и делать это по-разному в зависимости от того, на какую часть объекта приходился бы удар. Учитывая, что разработка стартовала в 2004, это должна была быть одна из самых навороченных игр того времени. Даже сейчас, в 2025, далеко не все игры могут похвастаться подобным.
Изначально планировалось, что сюжет Indiana Jones (2007) будет следовать событиям Королевства хрустального черепа, пересекаясь с ним и частично его дополняя, но из-за проблем, вызванных конфликтом используемых в игре технологий, разработка продвигалась очень медленно, да и сам фильм грозился вот-вот показаться на больших экранах. В какой-то момент на горизонте начала маячить куда более привлекательная с финансовой точки зрения Star Wars: The Force Unleashed, на которую была переброшена часть команды (там-то и пригодились вышеупомянутые технологии). Однако окончательный гвоздь в крышку гроба детища LucasArts вбила вышедшая в том же году Uncharted: Drake's Fortune. Детище Naughty Dog оказалось настолько продвинутым и динамичным, что у авторов пропали остатки энтузиазма и они свернули большую часть имевшихся на тот момент работ.
Однако, труды LucasArts не пропали даром, ведь параллельно с версиями для Xbox 360 и PlayStation 3 велось производство альтернативных версий, заточенных под более старые платформы – PlayStation 2, Nintendo Wii и PlayStation Portable. За эти игры отвечали Behaviour Interactive и Amaze Entertainment. Их наработки легли в основу Indiana Jones and the Staff of Kings – совершенно новой игры, сюжет которой был вдохновлён одной из вариаций оригинального сценария Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега. Разработчики хотели было сделать игру про Короля Обезьян, но эта идея категорически не понравилась основателю LucasArts, Джорджу Лукасу (George Lucas), поэтому было решено сосредоточиться на поисках могущественного посоха, который, как потом выяснится по сюжету, некогда принадлежал самому Моисею. Эта версия была одобрена как самим Лукасом, так и его партнёром, Стивеном Спилбергом (Steven Spielberg).
История «Посоха королей» начинается в 1939 году в Судане, когда известный археолог, Генри «Индиана» Джонс, проникает в стены расположенного в каньоне храма. Пытаясь отыскать древнюю реликвию, выполненную в виде бараньей головы, доктор исторических наук сталкивается с нацистами, руководит которыми некий Магнус Веллер. Инди удаётся улизнуть от немцев и даже выбраться живым из храма, однако ему приходится распрощаться с артефактом. Оставшись ни с чем, он возвращается в Штаты только для того, чтобы вновь отправиться в путешествие, ведь с ним связывается старый друг, который утверждает, что кто-то похитил его бывшего наставника – профессора Чарльза Кингстона из Чикагского университета. Когда-то давно Чарльз брал своих студентов в путешествия в Панаму, чтобы вместе с ними отыскать Нефритовую сферу, указывающую на местоположение Королевского посоха, однако никто из них не добился больших успехов. Тем не менее, его похищение указывает на то, что нацисты стремятся заполучить заветную реликвию и с её помощью обрести божественную силу. Не желая оставаться в стороне, Джонс направляется по следу.
За время своего очередного путешествия доктор Джонс успеет побывать в Китайском квартале города Сан-Франциско, где он сразится с бандитами в баре «Lao Che Lounge», посетит антикварный магазин и случайно подожжёт фабрику по производству фейерверков. Затем он доберётся до Панамы, где его будут ждать дикие джунгли, осаждённые наёмниками деревни и древний храм, построенный представителями сгинувшей цивилизации Майя. А после Инди слетает в турецкий Стамбул и непальскую Луклу, где ему представится возможность наведаться в музей и изучить внутреннее убранство султанского дворца, прежде чем его забросит в гималайские горы, в недрах которых спрятан загадочный храм посоха. Так что, да, чисто технически в 2009 году создалась уникальная ситуация, когда в свет вышли сразу две приключенческие игры, действие которых происходит в Непале, однако нетрудно догадаться, какая из них в итоге стала культовой, а какая осталась на задворках истории. Кроме того, в версии для PlayStation Portable есть несколько эксклюзивных уровней, связанных со стамбульскими древнеримскими цистернами, которые, как мы знаем, до сих пор не были досконально изучены современными археологами. Но подробнее об этой версии мы, возможно, поговорим как-нибудь в другой раз.
Поскольку разработка Indiana Jones and the Staff of Kings для старых консолей велась параллельно с версией для новых, разработчики старались не ударить в грязь лицом и добавить в игру как можно больше интерактивности, разрушаемости и зрелищности. Поэтому здесь можно использовать любые подручные средства для того, чтобы швыряться или лупить ими злодеев. В ход могут пойти палки, бутылки, сковородки, крышки от мусорных баков и даже составные части доспехов. Также если начать сражаться с противником рядом с каким-то предметом интерьера – бильярдным столом, аквариумом, кухонной плитой – Индиана может задействовать уникальную анимацию и воспользоваться бытовой утварью, чтобы обездвижить неприятеля. Работает это не так зрелищно, как в The Punisher, но наблюдать за этим всё равно весело. Также герой может использовать свой хлыст, чтобы обрушивать на недругов стеллажи с книгами, люстры и стойки с инструментами, а иногда он и сам не прочь ухватиться за какую-нибудь перекладину и, раскачавшись, заехать неприятелю по голове.
В общем, драться тут весело, хотя вражин хлебом не корми – дай зажать Индиану в углу и в миг опустошить полоску его здоровья одинаковыми атаками. Ещё они любят «примагничиваться» к протагонисту и брать его в захват, из которого очень непросто выбраться, не словив пару-тройку затрещин. Вот почему мы рекомендуем не стоять на месте, использовать любые подручные средства и стараться делать так, чтобы между Джонсом и его недругами всегда находилось какое-нибудь препятствие, чтобы у него было время разобраться с теми, кто стоит к нему ближе всего, прежде чем подтянутся остальные. Помимо кулачных боёв в игре есть шутерные сегменты, которые выглядят довольно стандартно. Герой прячется за укрытиями, ждёт, когда враги отстреляются и уйдут на перезарядку, а затем атакует. Звучит как описание Dead to Rights или Kill.Switch, но на деле всё не так радужно, поскольку стрельба здесь довольно однообразная. К чести авторов, они постарались немного разбавить её с помощью интерактивных элементов: где-то можно обрушить на зазевавшегося неприятеля цветочный горшок, где-то – неоновую вывеску, а где-то и вовсе подорвать ящик с фейерверками.
Есть даже целая битва с боссом, построенная на использовании окружающих предметов с последующим выкуриванием его из-за укрытия. Однако всего этого в игре мало и в большинстве случаев всё будет проходить по стандартной схеме: вынырнул, пострелял, нырнул обратно. Повторить до победного. Исключением является разве что погоня на трамвайном вагончике, которую демонстрировали LucasArts в ходе продвижения Indiana Jones (2007). В том трейлере всё начиналось с того, что Инди отстреливался от преследующих их бандитов, а затем, когда те добирались до вагончика – начиналась осада, постепенно перетекающая в потасовку на крыше движущегося трамвая. В версии для PlayStation 2 всё значительно проще – герой расстреливает догоняющие их автомобили, попутно прячась за постепенно разрушающимся вагоном, в котором образуются дыры и бьются окна. Если он подпустит их слишком близко – самого Инди и его компаньона превратят в швейцарский сыр.
Также тут есть момент, когда Инди цепляется одной рукой за поручень, а другой стреляет в нацистов. Этот элемент геймплея был явно подсмотрен у Uncharted, но поскольку данная сцена встречается всего раз за игру и разворачивается на высоте нескольких тысяч километров над землей, это даже не воспринимается, как заимствование. Вообще, в игре довольно много подобных мелочей, призванных сделать ее чуточку разнообразнее. Например, здесь есть сцена, в которой доктор Джонс садится за штурвал угнанного им немецкого самолёта и громит вражескую авиацию; а ещё та, в которой археолог использует подъёмный кран, чтобы давить нацистов подвешенным за верёвку роялем; а также эпизод в Непале, когда археолог оказывается выброшен среди заснеженных гор и, чтобы выжить, ему необходимо прятаться от бури и разжигать костры. Кроме того, в версию для PlayStation 2 и Nintendo Wii, помимо эпизода в Судане, авторы поместили небольшой сегмент в Панаме, в котором герой может спасти от нанятых Магнусом наёмников индейскую деревню. И ему даже не обязательно мутузить каждого из них лично – достаточно освободить оставшуюся без присмотра живность из загонов.
Индиану Джонса в игре озвучивает Джон Армстронг (John Armstrong), который очень неплохо справился с этой задачей. Однако знакомство с последними играми из серии Uncharted и Tomb Raider сильно изменили наше отношение к озвучке персонажей, а потому становится заметно, что Армстронг озвучивает героя, сидя в студии, отчего его голос остаётся невозмутимо ровным и хорошо различимым при любых обстоятельствах, независимо от того, отбивается ли он от преследователей, находясь в трамвайном вагоне, преследует одного из глав триады на крыше дома или бьётся с нацистами на дирижабле. В вышеупомянутых играх использовалась имитация игровых ситуаций с дальнейшим захватом движений и звука, благодаря чему актёры начинали звучать более естественно. Здесь, разумеется, такого нет и в помине. Да что там говорить, если создателям Indiana Jones and the Staff of Kings было даже лень наложить звук эха на голос героя, который говорит сам с собой, находясь в гигантской пещере?
Вообще, это касается всей работы со звуком, поскольку игра получилась на удивление тихой. Очень многие элементы звукового сопровождения здесь отсутствуют, фоновые звуки природы – грубо зацикленные отрывки, а музыка в битвах с боссами может в какой-то момент просто закончиться, оставив двух сражающихся в тишине мужчин, которые к тому же не особо разговорчивы. Да, что-то похожее было и в старых классических играх про Лару Крофт. Но мы напомним, что Indiana Jones and the Staff of Kings вышла в один год с Uncharted 2: Among Thieves, Assassin's Creed 2 и Tomb Raider: Underworld (версия для PS2), которые гораздо серьёзнее относились к своему звучанию, чем наша сегодняшняя гостья. Хотя сам саундтрек получился отличным и ничуть не уступает ранним фильмам серии. Оно и не удивительно, ведь за него отвечал композитор Горди Хааб (Gordy Haab), который впоследствии напишет музыку к Star Wars: The Old Republic, Star Wars Jedi: Fallen Order и Indiana Jones and the Great Circle.
Помимо странностей со звуком в игре присутствуют кое-какие проблемы с управлением. Да, сам по себе персонаж движется довольно плавно (настолько, насколько позволяют технические возможности PlayStation 2), охотно прилипает к стенам, когда нужно укрыться от пуль или прошмыгнуть в расщелину, и ловко взбирается на возвышенности, но, увы, он далеко не всегда бывает отзывчив. В тех же драках может понадобиться время, прежде чем герой сообразит, что данный конкретный момент от него требуется взять ножку от стула и отоварить ею стоящего подле нациста. Или вместо того, чтобы подняться и пройти по балке, Инди может ни с того ни с сего сигануть в пропасть и, не проронив ни слова, унестись в бездну. Ещё сложнее ситуацию делает фиксированная камера, смена ракурсов которой меняет управление. Это частая проблема приключенческих игр того времени, однако здесь она ощущается более остро, ведь за один короткий сегмент она может смениться несколько раз.
Прицеливание во время стрельбы – ещё одна причина для головной боли, поскольку иногда прицел ползёт по экрану с черепашьей скоростью, а иногда бывает чрезмерно быстр и резок. Очевидно, что система затачивалась под Motion-управление Nintendo Wii, а потому версии для PlayStation 2 достались неудобные костыли, которые никто не потрудился адаптировать под аналоговые стики. В остальном портированная на PlayStation 4 и PlayStation 5 версия, которую мы использовали для разбора, отличается поразительной стабильностью. За всё прохождение мы не встретили ни одного глюка, бага или вылета. Возможно, всё дело в небольшой продолжительности: игру можно легко осилить за 3-4 часа, так что у тестеров наверняка была возможность пробежать её несколько раз перед релизом. Той же Dropship: United Peace Force, учитывая её хардкорность и высокую продолжительность, с этим повезло гораздо меньше. Единственное, что мы бы поправили с патчами – навигацию в главном меню, которая сделана из рук вон плохо, являясь кривой переделкой версии для Nintendo Wii.
Итог: Благодаря невысокой продолжительности, повышенной динамике и разнообразию игрового процесса Indiana Jones and the Staff of Kings проходится практически на одном дыхании, что равносильно просмотру добротного приключенческого фильма. Это линейная, весёлая и пронизанная духом приключений игра, которая способна скрасить пару вечеров тем, кто соскучился по сошедшему на нет расцвету адвенчур, пришедшемуся на вторую половину нулевых. К тому же здесь авторы проделали какую-никакую работу, чтобы немного приблизить своё детище к отменённой Indiana Jones (2007) и учесть опыт коллег, работавших в смежном жанре, так что игра совершенно не выглядит и не ощущается устаревшей. Особенно на современных консолях, где и графика получше, и есть другие современные приблуды, вроде пользовательских видеофильтров, быстрых сохранений и так далее. Нетрудно догадаться, почему у нашей сегодняшней гостьи были столь низкие оценки, учитывая, какие игры вышли по соседству и как далеко жанр продвинулся со времён выхода Indiana Jones and the Emperor's Tomb. Однако мы считаем эту части истории Индианы Джонса незаслуженно забытой и рекомендуем поклонникам приключенческих игр обязательно освежить её в памяти.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.