«Друзья зовут меня Крутой Тренч. Мама зовёт меня КТ. А мой брат меня не зовёт и не звонит, и вообще этот мешкоштанный кусок... Ладно, я итак сказал слишком много, ведь они могут нас подслушивать...»
Из разговора Деза и Крутого Тренча
В последние годы шутеры от первого лица, выполненные в ретро-стилистике, стали расти и множиться, словно грибы после дождя. Их развелось так много, что для них даже стали выделяться целые сегменты в рамках летних прямых трансляций и пресс-конференций. Правда, большинство из них всё равно остаются незамеченными, как, например, Apocalyptic Vibes или Selaco, однако бывают и исключения. К наиболее нашумевшим за последнее время можно отнести Cultic, WRATH: Aeon of Ruin и Ion Fury. Помимо известного издателя, их объединяет то, что все они так или иначе переполнены немотивированной агрессией, бессмысленным насилием и жаждой крови.
Озлобленные на весь мир культисты, озверевшие в край демоны и потерявшие всякие берега кибернетизированные террористы – всё это недруги, которых можно встретить лишь в видеоиграх. А ведь каждый божий день мы сталкиваемся с куда большей угрозой – отсутствием банального вкуса. Взять хотя бы ребят, которые разъезжают по дорогам на своих электросамокатах в ярких, как обложки игр начала нулевых, футболках, и норовят наехать на кого-нибудь из прохожих, увлёкшись разговором по телефону. Или молодых людей со спущенными до колен штанами, тёмными очками и неизменно носимыми задом-наперёд бейсболками.
Ну а уж про горделиво расхаживающих по городу туристов, носящих длинные носки поверх сандалий, парящих в лица прохожих вейперов, а также экзальтированных женщин, радующих всех и каждого своими непревзойдёнными музыкальными вкусами с помощью портативных колонок, даже говорить не стоит. С такими сталкивался каждый. И что же со всеми ними делать? Что ж, у разработчиков из Mopeful Games есть ответ – сформировать Полицию Моды, которая будет вершить закон и, не отходя от кассы, приводить его в исполнение. Прямо как уличные судьи из серии комиксов Судья Дредд, только без крови и кишок.
И такое подразделение действительно было создано, оно успешно справлялось со своими обязанностями и дарило людям радость, пока в какой-то момент на улицы Тредополиса не стали высыпать так называемые МСК, то есть Мужчины в Серых Костюмах, вооружённые кожаными портфелями и окружённые тусклой рекламой, испускающей ауру стресса и тоски. Вернуть жителям города былую радость был отправлен сержант Дез – молодой оперативник, вооружённый ружьём с краской. Его задача – оживить рабочие кварталы, ну а заодно выяснить, кому пришла в голову светлая идея начать распространять вокруг себя серость и уныние, а главное – для чего.
В ходе расследования Дез успеет побывать в самых разнообразных местах, от залитых солнцем пляжей, где ведутся показы мод, до горнолыжного курорта, расположенного прямо внутри гигантского лайнера. Локации в Fashion Police Squad очень яркие, красивые и безумно весёлые, поскольку все они создавались с единственной целью – пробудить в игроках интерес к исследованию. Так что не стоит удивляться, если внутри ничем не примечательного вагона метро вдруг обнаружится сауна, в которой здоровенные мужики в плавках будут охотиться за героем, размахивая полотенцами. Для игры, в которой есть снайперская винтовка, способная менять причёски и подшивать костюмы, подобное – в пределах нормы.
Помогать сержанту в его нелёгком деле будет миловидная, но старающаяся держаться подальше от «грязной работёнки» офицер Кейли и легендарный Крутой Тренч. Последний выступает кем-то вроде нуарного детектива. Он всегда появляется из ниоткуда, окружённый туманом, даёт герою несколько дельных советов, а затем уходит в никуда. И хотя действующих лиц в этой игре совсем немного, каждый из них отыгрывает свою роль на 100%, зачастую становясь участником немыслимых событий. В этой игре столько смешных, трогательных и просто забавных моментов, что через какое-то время улыбка и вовсе не перестаёт сходить с лица.
Взять хотя бы недоверие Кейли к Крутому Тренчу. На протяжении всей истории она будет подозревать его в двойной игре, несмотря на то, что он всю дорогу только и делал, что помогал Дезу. В какой-то момент выяснится, что она была не так уж и неправа. Подозрительный детектив, ведущий своё независимое расследование, действительно заводит героев в ловушку, но, ввиду того, что Тренч никогда не показывал своего истинного лица, становится непонятно, был ли это он сам или его просто подставили. В такие моменты возникает неподдельный интерес к тому, каким будет финал этой истории. Хочется выяснить, кто оказался настолько умён, что смог обставить самого Тренча?
Всех карт мы, пожалуй, раскрывать не будем, но намекнём, что в этой истории много неожиданных твистов, которые порой переворачивают всё с ног на голову. Всякий раз, когда кажется, что разработчикам больше уже нечем удивить – они выдают на гора что-нибудь эдакое и вновь пробуждают интерес к происходящему. И хотя сам по себе сюжет абсурден и смешон, он достаточно весел и не напряжен, чтобы вызвать у игрока добродушную улыбку. Похожие чувства мы испытывали разве что при виде суровых тайных агентов из Elite Beat Agents, помогавших людям справиться с их проблемами с помощью музыки и танцев.
Впрочем, какой же шутер от первого лица может обойтись без убийств? Fashion Police Squad – вот какой. Но, несмотря на отсутствие гор трупов и рек крови, стрельбы в игре очень и очень много. Правда, стрелять игрок будет не пулями, а краской, швейными иглами, гномами и даже целыми гардеробными шкафами, позволяющими привести в надлежащий вид сразу целую свору нерях. Особенность местной «боевой системы» заключается в постоянном переключении между разными типами вооружения, использовании альтернативных режимов стрельбы и изучении поведения противников. Если простому МСК для преображения достаточно получить пару зарядов краски в лицо, то Мистеру Плавки, вина которого заключается в том, что он носит жуткого вида исподнее, этого явно не хватит.
Сперва нужно набросить на него ткань, затем приказать ручному гному стащить с него плавки, а после довершить начатое с помощью швейной машинки. На выходе мы получим жизнерадостного мужчину, одетого в стильные фиолетовые шорты, зелёную рубашку без рукавов, чёрные солнцезащитные очки и бежевую шляпу. Никаких следов пивного брюха и торчащих из-под него красных труселей. Иными словами, игрок должен сменить три типа оружия, чтобы одолеть одного единственного противника. А их, как правило, десятки. Это часто создаёт путаницу, когда Дез оказывается в окружении большого количества недругов – приходится на ходу вспоминать, какой должна быть правильная последовательность действий.
Было бы чуточку проще, если бы Mopeful Games ввели в игру больше универсальных пушек, способных разделываться с несколькими типами нарушителей. Это избавило бы игрока от изнуряющего жонглирования имеющимися устройствами. К счастью, всё оружие в игре, за исключением местного аналога BFG, бесконечное, а это значит, что экономить снаряды и переживать из-за лишних промахов не придётся. Единственное, чего не хватает – какого-никакого разнообразия. Ведь несмотря на то, что авторы действительно проявили креативность, создав водяную пушку, которая не только смывает краску с излишне яркой одёжки, но и даёт возможность скользить по мыльной воде, общее количество устройств в арсенале Деза не превысит и полдюжины. Учитывая солидную продолжительность игры, этот набор можно назвать весьма скромным.
А вот в чём недостатка ощущаться точно не будет, так это в количестве противников. Их в игре действительно много и все они очень колоритны. Тут есть парни, носящие БДСМ-костюмы, которым совершенно бессмысленно причинять какую-либо боль, поскольку это делает их сильнее, и молодые тусовщики в помятой одежде, употребляющие энергетики и носящиеся с безумными глазами по всей округе. Эти любители куража двигаются так быстро, что единственный способ остановить их – поймать момент, когда они закладывают взрывчатку, и набросить на них ткань. Ну а дальше дело за малым – включить швейную машинку и показать этим наглецам, у кого тут самый непревзойдённый вкус. И хотя авторы будут выдавать новые разновидности противников практически до самого финала, стычки с ними начинают через какое-то время немного приедаться.
Особенно это чувствуется на поздних этапах, где врагов становится так много, а свободного пространства так мало, что приходится постоянно балансировать между жизнью и смертью, проявляя чудеса маневрирования и акробатики. Спасает только то, что к этому времени у игрока появляется БМП (Большая Модная Пушка), которая позволяет одним выстрелом разделываться с большими группами неприятелей. Есть в игре и некий аналог ближнего боя, за который в Fashion Police Squad отвечает Ремень Правосудия – стильный аксессуар, одинаково полезный как в бою, так и для достижения труднодоступных мест. Дело в том, что удар ремнём ненадолго оглушает противников, а в некоторых случаях, вроде тех, в которых задействованы парни с вечно спущенными штанами, он достаточно быстро приводит людей в чувства (ха-ха!).
Его также можно использовать для перемещения по крышам, цепляясь за флагштоки, люстры и другие выпирающие предметы. В игре даже есть целые платформенные секции и испытания, завязанные на подобного рода перемещениях, так что игроки смогут почувствовать себя настоящими супергероями, летая между небоскрёбами и приземляясь преступникам на головы. Также с его помощью можно находить секреты – модную одежду и бирюльки, которые здесь выступают бронёй, и изображения Деза в облике хорошо узнаваемых героев. Например, в костюме волшебника из Хогвардса или механика из Final Fantasy XV. Правда, с ними также связан весьма печальный баг – если какой-то из костюмов не был найден при первом прохождении, но был успешно обнаружен при втором, то игра может его не признать.
Да, он будет отображаться в каталоге секретов, но учитывать его при разблокировке трофеев система, конечно же, не станет. Повторное прохождение этапов в данном случае совершенно никак не влияет на ситуацию. Единственный способ хоть как-то это исправить – сбросить сохранения и пройти игру заново. Поэтому мы с вынуждены признать, что это один из тех редких случаев, когда для получения платины лучше использовать готовые солюшены, поскольку одна единственная ошибка может стоить большого количества времени. А ведь это не единственные баги, которые можно встретить в данной игре. В версии для PlayStation 5 обнаружились исчезающие объекты, багующие текстуры и поверхности без коллизии, через которые можно провалиться и застрять в местном аналоге игрового лимбо.
Также обнаружилось несколько досадных ошибок в русской локализации. По какой-то причине в отечественной версии были поменяны местами «миссии» и «испытания», из-за чего создаётся впечатление, что в игре всего три основных задания и тринадцать побочных. Кроме того, текст в некоторых кат-сценах, например, в самой финальной, накладывается друг на друга, делая его совершенно нечитаемым. Из-за этого немного смазывается восприятие концовки, которая должна поведать о судьбах героев. Учитывая, что патч первого дня уже вышел и никаких обновлений с тех пор не появлялось, надеяться на то, что что-то из вышеперечисленного будет исправлено, мы бы не стали. Тем не менее, сама по себе локализация получилась отличной. Авторы проявили оригинальность, стараясь адаптировать местный юмор, строящийся на отсылках к модным брендам, культурным явлениям и просто хорошо известным событиям. И это уже не говоря об игре слов, которая в русской версии отражена точно так же, как и в английской.
Отойдя немного от технической составляющей, хотелось бы поговорить о наполнении игры. По меркам других ретро-шутеров наша сегодняшняя гостья доверху напичкана контентом. Кроме сюжетной составляющей, в ней нашлось место для не особо требовательных испытаний, забавных мини-игр и полноценных битв с боссами. Мини-игры в Fashion Police Squad такие же обескураживающие, как и методы, используемые Полицией Моды для борьбы с «преступностью». Здесь есть свой аналог Hitman Sniper Challenge, требующий всячески оберегать важное фешенебельное мероприятие от неухоженных людей и вредителей с помощью специальной снайперской винтовки. Также не обошлось без миссии со стрельбой из пулемёта. Правда стрелять придётся не с какого-нибудь бронетранспортёра, поезда или вертолёта, а прямо из салона Ламборгини. Так что стычка будет вестись на очень высоких скоростях и с учётом наличия у врагов летающих дронов.
Всяких новомодных фишечек, вроде того же дэша, в игре нет. Но есть невероятно могущественная Перчатка Стилеща, с помощью которой можно перемещаться в пространстве и моментально наказывать тех, кто перестал за собой следить. Правда, для её активации необходимо заполнить специальную шкалу, старательно верша правосудие. Единственные, на ком она не работает – это боссы. Кстати о них. В игре их не очень много, однако все они запоминающиеся. Как правило, битвы с ними поделены на несколько фаз и требуют от игрока повышенной концентрации, моментальной реакции и не дюжей смекалки. Всё происходит настолько динамично и быстро, что игроку придётся то скакать по платформам, стараясь дойти до финишной прямой за ограниченный промежуток времени, то уворачиваться от летящих снарядов, а в иной момент и вовсе перебирать оружие, к которому у босса может обнаружиться уязвимость. Одно из сражений, к примеру, заканчивается ритмичным музыкальным номером, что является своего рода наградой за приложенные игроком усилия.
И раз уж речь зашла о саундтреке, то стоит сказать, что он очень неплох. Большинство мелодий, написанных Ласси Вихко (Lassi Vihko) и Томми Вихко (Tommi Vihko) из студии Geem Audioworks, были навеяны старыми ретро-играми, благодаря чему они очень неплохо вписываются в общий антураж. Однако помимо фанка, синтвейва и диско здесь также нашлось место для вокальных композиций с использованием хора, электронной музыки и ремиксов узнаваемых мелодий. Настоятельно рекомендуем к прослушиванию «At BAUSS's Gate», «Oldtown Funk», «Tailormade Fray» и забавную переделку «Astronomia», которая получила название «Press F to Funk». Сама игра выглядит красиво и стильно, доказывая одним своим существованием, что для создания весёлого атмосферного шутера вовсе не обязательно зацикливаться на мрачных кулуарах космических станций, западноевропейских замков или полуразрушенных мегаполисов, и постоянно держать игрока в кромешной тьме. Мы это видели ещё в DOOM: The Golden Souls 3, однако Fashion Police Squad окончательно расставляет все точки над «ё» в этом вопросе.
Итог: Fashion Police Squad – великолепный образчик шутеров от первого лица, навеянных такой классикой, как DOOM и Quake, но при этом активно высмеивающий укоренившиеся жанровые клише. Он отходит от гротескной жестокости, депрессивного сеттинга и антиутопического сюжета, чтобы подарить игрокам светлое, яркое и очень нетипичное развлечение, способное не только удивлять и веселить, но и смешить. Возможно, игра стала бы ещё лучше, если бы разработчики придумали больше креативного и разнообразного оружия, добавили массу интересных ситуаций, в которых игрок мог бы проявить свои боевые способности, а также отполировали игру перед её выходом. Даже хардкорные игроки, привыкшие к повышенным требованиям, могут быстро устать от необходимости постоянно менять оружие и подбирать стратегию под каждого встречного-поперечного противника. Это не только утомляет, но и сбавляет достаточно высокой темп игры. Очень надеемся, что авторы исправят этот недочёт в своей следующей игре, если таковая, конечно, появится. Обязательно поддержите Mopeful Games рублём, лирой, тенге или чем вы там сейчас оплачиваете свои покупки, поскольку парни этого явно заслуживают.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.