Игровой индустрии пришлось изрядно постараться, чтобы видеоигры наконец-то официально признали видом искусства. Как и любому творческому направлению, интерактивным развлечениям потребовалось несколько десятилетий, чтобы проекты с детально проработанным миром, глубоким сюжетом и качественной актерской игрой поставили в один ряд с другими выдающимися творениями человечества. Но ведь до этого погрузиться в игру и насладиться процессом не мешало даже то, что нужно было запоминать множество деталей, осваивать запутанный микроменеджмент, прописывать вручную команды, примерять ролевой отыгрыш и мириться с довольно высокой сложностью, свойственной большинству ретро-играм, и многими другими подобными вещами. Несмотря на все условности, разная степень свободы творчества уже тогда имела место, и пытливые игроки находили способы для самовыражения, будучи погружены в свое увлечение. Как следствие, на каждом этапе существования игровой индустрии целевую аудиторию интересовали определенные аспекты, которые выходили на первый план и делали те или иные игры популярными. Благодаря любителям внутриигровой свободы, разработчики все же решились раскрыть четвертую стену, пустив нас на свою территорию.
Игроки оказались способны на большую самостоятельность и хорошо восприняли подобные нововведения, благодаря чему массово распространились игры в жанре tycoon’ов, песочниц, симуляторов бога, в которых разработчики создают площадку, предоставляют инструментарий и оставляют в этом пространстве игрока. Мы попали в ту эпоху, когда ролевые игры и песочницы постепенно теряют свою аудиторию, толи из-за массовости, толи из-за отсутствия инноваций и нововведений или же просто игроки устали от бесконечного потока того и другого, а потому в последние несколько лет на первый план выходят конструкторы. Классическая и интуитивная модель успела сформировать целое направление, чьи игры не требуют прописанного в подробностях сюжета, а игроки получают удовольствие, встраивая обстановку по своему усмотрению. Не исключено, что пройдет время, и появится новый жанр, который подарит возможность по-новому реализовывать творческие порывы, но пока процветают такие проекты, как Minecraft и Besiege, а анонсированные на этот год Lego Worlds и Birthdays the Beginning уже приковывают внимание публики и постепенно набирают обороты в прессе и социальных сетях.
Вот почему многие современные студии стараются создать свой собственный мир, в котором игрокам было бы интересно проводить время, или же добавляют новомодные функции строительства к уже существующим вселенным, что, в конечном счете, выливается в постройку жилища в Fallout 4, хижины в The Elder Scrolls: Skyrim или целой военной базы в Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Глядя на успешные проекты конкурентов и их хорошие продажи, Square Enix, всегда уверенно вступающая в разного рода эксперименты, решила подключиться к этой идее и явить игрокам по всему миру собственный конструктор. Японская компания и раньше проводила опыты над своими популярными франшизами – Lara Croft, Hitman, Final Fantasy уже успели примерить новые амплуа, но ни одна из них не подходила под роль конструктора, который сочетал бы в себе элементы крафтинга, сражений с применением оружия ближнего боя, всевозможных монстров и средневековый антураж. А вот хорошо известная всем любителям ролевых игр серия Dragon Quest как нельзя лучше подошла под эту роль, ведь именно она отвечает всем перечисленным критериям, и в результате мы получили оригинальный спин-офф Dragon Quest Builders, который покорил владельцев PS4 и PS Vita в прошлом году.
Традиционно для игр серии Dragon Quest тактика всегда была на первом месте. Лишившись этого, казалось бы, основополагающего аспекта, Dragon Quest Builders доказала, что у серии с многолетней историей есть и другие сильные стороны: запоминающиеся персонажи, готовые поделиться заданиями для главного героя, сказочный мир, полный всевозможных монстров, и интересный сеттинг. Дух приключений, свойственный всем играм франшизы, никуда не делся, благодаря чему и новый проект ощущается как часть единого целого. Эти игры ведут за ручку одних и дают полную свободу действия другим, не заставляя слепо следовать сюжету и позволяя при желании погрузиться в выполнение побочных квестов.
Если для Naughty Dog конец света представляет собой глобальную пандемию, а Firaxis Games пророчат земному шару космический апокалипсис, создатели Dragon Quest Builders попытались уйти от трагического реализма и представили свое – более безобидное – видение судного дня. Коварный Повелитель Драконов (Dragonlord) отнял у человечества возможность создавать и строить, и теперь здешний мир Алефгард (Alefgard) разрушается и неминуемо движется к концу по той причине, что среди его обитателей не осталось никого, кто умел бы восстанавливать свои жилища. Смирившись с этим, люди остались жить в полуразрушенных зданиях, посчитав руины своим домом. В столь мрачное для человечества время на горизонте появляется протагонист, который удивляет всех забытым умением строить и вселяет в окружающих надежду на светлое будущее. Для еще большего погружения в эту атмосферу разработчики предоставили возможность персонализации главного героя: теперь помимо возможности одарить персонажа собственным именем, игроки могут выбрать его пол, чтобы стать частью рассказанной истории и собственнолично ощутить себя героем.
Ничего не помнящий и не понимающий, где находится, легендарный строитель слышит голос, который наводит его на некое поселение, а вернее на то, что от него осталось. Там герой впервые встречает местного жителя – девушку по имени Пиппа (Pippa), которая сообщает ему, что он избранный, и со свойственной представительницам прекрасного пола непосредственностью берет новоиспеченного спасителя мира в оборот, попутно начиная засыпать игрока всевозможными поручениями. Привычное для главного героя серии Dragon Quest задание предотвратить неминуемую катастрофу разработчики попытались преподнести в совершенно новом контексте, погрузив игрока в заботы о восстановлении домов несчастных обитателей сказочного мира.
С этого момента начинается обучение основам строительства. Вначале нам предстоит восстановить разрушенные стены здания, укрепив их недостающими блоками, и построить небольшую уютную комнатку, добыв очаг и лежанку. С помощью подобных маленьких деталей игрок будет постигать более сложное мастерство, и весь процесс обучения преподносится очень удобно и динамично, становясь неотъемлемой частью прохождения. На первых этапах все необходимые ресурсы находятся буквально под ногами: земляные блоки вырубаются из почвы, древесину можно раздобыть в ближайшем лесу, а отправляясь в новые локации, игрок, вполне ожидаемо, сможет найти другие, доселе невиданные материалы для строительства. Со временем протагонисту предстоит покинуть пределы маленького поселения, чтобы спасти других жителей, которые присоединятся к его начинаниям. И с каждым новоприбывшим гостем будет расти список заданий для строителя, ведь все они захотят по своему навести уют и улучшить жизнь в деревушке, удовлетворяя свои потребности.
Невольно подмечаешь, как отчетливо прослеживается связь с основной серией, в которой главный герой так же проводит много времени, выполняя различные поручения местных жителей. По мере того, как растут потребности персонажей, усиливается желание игрока открывать что-то новое и творить. Бесконечное строительство не превращается в рутину, ведь для каждого нового материала хочется найти наиболее эффективное применение. Персонажи, нуждавшиеся в помощи, окажутся благодарными сожителями и научатся самостоятельно создавать необходимые предметы, но при этом всегда придумают дополнительное задание для героя, не давая тому заскучать. Простые сюжетные задания Dragon Quest Builders основаны на приметном аспекте серии – непродолжительные квесты, которые можно поставить на паузу в любой момент. Каждое очередное поручение призвано обучить чему-то новому, но помимо этого у игрока при любом удобном случае появляется возможность подробнее изучить местность и отправиться пополнять запасы сырья.
Первичным оборудованием, необходимым для строительства, является верстак, именно с его помощью игрок сможет создавать различные материалы из добытых ресурсов, а также инструменты и экипировку. Последние имеют свойство изнашиваться по мере использования, поэтому всегда нужно иметь в запасе пару нелишних предметов, которые можно сменить в специальном меню, где указывается степень их износа. Из оружия на начальном этапе доступны дубинка, молот, меч – их можно выполнить из разных материалов, чтобы сделать прочнее. Конечно, это не весь список экипировки, также можно повысить оборону героя с помощью одежды и щита, сделав его более устойчивым перед натиском противника. В зависимости от предназначения, с одними инструментами очень удобно добывать определенные ресурсы, другие незаменимы в схватках с врагом.
Добытые ресурсы попадают в строку меню быстрого доступа внизу экрана, которое на первых этапах ограничено количеством ячеек. Позже игрок смастерит вместительный сундук, в котором можно хранить все доступные предметы и обращаться к нему в любое удобное время. Примечательно, что миниатюрные комоды можно устанавливать в каждой комнате, однако оставленные в них предметы не суммируются и не добавляются в общий инвентарь, как в какой-нибудь Resident Evil, что показалось немного странным решением со стороны разработчиков. От количества различной мебели и прочего убранства в комнатах зависит уровень героя, а следовательно увеличение здоровья и выносливости. Эта неочевидная с первого взгляда взаимосвязь воплотилась в оригинальную задумку создателей Dragon Quest Builders, которая не встречается в других играх подобного жанра. Сами комнаты можно строить по рецепту либо по чертежу. Первый вариант подразумевает наличие определенных предметов в комнате, благодаря которым помещение станет функциональным: кухней, кузницей, гардеробной или спальней. Строительство по чертежу предполагает точное следование планировке, которая ложится на землю в виде шаблона. За счет усовершенствований на базе игрока можно довольно скоро добиться высоких показателей, но следует помнить, что разрушение предметов или комнат ведет к неминуемому понижению этого уровня, поэтому важно пресекать акты вандализма со стороны противников и своевременно заниматься постройкой оборонительных сооружений.
Немаловажная роль была отведена приему пищи, так как еда повышает выносливость протагониста, ее можно брать с собой, заблаговременно приготовив на костре из собранных грибов и овощей, к примеру. Кухонная утварь будет совершенствоваться и позволит создавать разные кулинарные шедевры, а также выступит в роли гончарной печи, что поможет расширить арсенал игрока в несколько раз. Так, только после появления печи персонажи смогут обрабатывать руду и выплавлять металлические изделия. Создание некоторых предметов подразумевает целый алгоритм: из медной руды не получится сразу выплавить меч, для начала придется обработать горную породу, получив совершенно новый материал – чистую медь; а для постройки деревянной мебели необходимо произвести обработку древесины.
Приятной мелочью станет динамическая смена дня и ночи: в темное время суток наступает наплыв противников, схватки с которыми отнимают много сил. Конечно, это время можно переждать, уложив спасителя мира спать, заодно поправив его здоровье. Если же игрок окажется противником силовых методов и решит с честью защищать свои владения, не стоит удивляться повышенному вниманию к его персоне со стороны всевозможных неприятелей, начиная от безобидных капелек и заканчивая каменными великанами: многие из них будут готовы ринуться главному герою навстречу с другого конца карты. Иногда враги будут нападать предумышленно, и игра будет настаивать, чтобы игрок победил определенное количество противников, в противном случае он не сможет продвинуться дальше по сюжету. Соратники легендарного строителя с отвагой и честью будут поддерживать его, но они, как и протагонист, не бессмертны, поэтому заранее продуманная тактика может сохранить здоровье персонажа, а выверенное расположение оборонительных сооружений – крепких каменных стен и мощных пушек – время, потраченное на возведение базы. Во время сюжетных столкновений противники нападают волнами, что оставляет возможность для кратковременного отдыха, но зачастую они бывают довольно настойчивы и не дают игроку спуску. В случае, если ночных набегов покажется недостаточным, игрок всегда волен отправиться на соседние острова, дабы помириться силами с местными боссами: рыцарями, скорпионами, драконами и прочей нежитью.
Следуя сюжетным заданиям, герою предстоит отправиться практически на другой конец света, используя порталы или перекидывая мосты. Кубические элементы, из которых состоит мир Dragon Quest Builders, предполагают повсеместную разрушаемость, которая обошла стороной только единичные, особо важные для основной истории постройки. Однако, выяснилось, что бывают и исключения. С головой окунувшись в поиск материалов для укрепления собственной базы, игроки рискуют пропустить побочные задания. Так, на одной из ранних локаций главному герою предстоит посетить замок, который начал разрушаться от времени и запустения. По желанию игрок может посвятить время восстановлению сооружения, добавив выпавшие кирпичи в стены, построив высокую лестницу и застелив пол. Там же находится небольшая оборонительная стена, охраняемая молчаливым рыцарем. Если разобрать ее на каменные блоки, предварительно не пообщавшись с человеком в доспехах, игрок не сможет выполнить побочный квест, в котором от него требовалось добавить в это укрепление недостающие блоки, дабы затем устоять перед натиском противников. Попытки восстановить постройку в первозданном виде с нуля и восстановить задуманный разработчиками ход событий на возымеют успеха. Что мешало не давать игроку разрушать знаковые сооружения до ознакомления с заданием, остается загадкой.
Конечно, это маленькое недоразумение является скорее исключением из правил, ведь во всем остальном сохраняется дух авантюризма и жажда приключений. Непродолжительные задания, которые можно поставить на паузу в любое удобное время, прекрасно смотрятся в портативном формате. Так называемый режим свободного строительства открывает перед игроком бескрайний потенциал и позволяет погрузиться в творческий процесс, сопровождаемый заводной музыкой и очень приятным арт-дизайном. Визуальный стиль спин-оффа тонко перекликается с традиционным видением основной серии, созданный легендарным Акирой Ториямой. В целом художественное оформление Dragon Quest Builders оставляет приятное впечатление и удачно дополняет общую приключенческую атмосферу.
Вердикт:
Предоставляя разработчикам безграничное пространство для творчества, современные видеоигры попутно выполняют и другую, не менее важную задачу – они дают игроку инструментарий, чтобы он мог найти способы для самовыражения. Популярные игры-конструкторы, среди которых обсуждаемая сегодня Dragon Quest Builders, позволяют сразу погрузиться в медитативный мир через понравившееся занятие. Square Enix смогли создать такую обстановку, которая придется по нраву любителям видеоигр всех возрастов. Был ли это реверанс в сторону другого популярного в Японии западного проекта, или желание сделать что-то новое в полюбившемся многим сеттинге, этот проект получился довольно интересным и очень подходящим для карманной консоли благодаря непродолжительным сессиям, к которым всегда хочется возвращаться. Окунитесь в яркий мир приключений вместе с Dragon Quest Builders, и, возможно, вы откроете в себе новые таланты.