«— Тогда надо украсть коня разбойника, — заявил Морис, как будто ночь, в которой ничего не было украдено, можно считать проведённой зря. — Украсть что-то у вора — это не настоящая кража, а компенсация».
Терри Пратчетт, «Удивительный Морис и его ученые грызуны».
2002 год был невероятно богат на релизы. Наверное, игроки, активно играющие на консолях в те года, были самыми счастливыми людьми на свете, так как именно в этом году вышел самый первый Splinter Cell, The Legend of Zelda: Wind Waker, Soul Calibur II, Grand Theft Auto: Vice City и конечно же Sly Raccoon от тогда ещё малоизвестной Sucker Punch Productions. Первая часть теперь уже серии произвела настоящий фурор среди игроков и прессы, покорив их сердца своей красочной графикой, интересным геймплеем и забавным сюжетом. Надо ли говорить, что продолжение не заставило себя долго ждать? И уже через два года, в 2004, на свет появилась Sly 2: Band of Thieves, которую фанаты до сих пор считают лучшей в серии. А ещё через год студия выпустила Sly 3: Honor Among Thieves, не ставшую, как ожидали фанаты, шедевром на все времена, однако собравшую немало хвалебных отзывов в свой адрес.
Затем пять лет тишины, пока Sucker Punch Productions создавала совершенно новую историю про Коула МакГрата, который боролся с Проводниками и силовыми структурами где-то на улицах Нью-Йорка и Нового Орлеана, пытаясь определиться, как же ему поступить со своими силами, где-то в недрах Sanzaru Games готовился сборник-переиздание всех трех игр серии для PlayStation 3. Ещё через три года этот же сборник вышел для PlayStation Vita. Время шло, а Sucker Punch Productions, кажется, совсем позабыла о своем детище, увлекшись похождениями Делсина Роу, носящегося с огромной скоростью по крышам Сиэтла. Однако спасти франшизу на радость фанатам хитрого полосатого воришки и его друзей вызвалась все та же студия Sanzaru Games, ответственная за переиздание трилогии и, заручившись поддержкой Sony Computer Entertainment, студия взялась за создание продолжения знаменитой серии, которое в конечном итоге вылилось в Sly Cooper: Thieves in Time. Именно о ней мы сегодня и поговорим.
Очередная глава в истории енота Слая Купера начинается в Париже, где наш полосатый воришка коротает время со своей возлюбленной лисицей Кармелитой Фокс, которая ещё к тому же является агентом ФБР. Старина Слай давно отошел от дел, стараясь как можно больше времени проводить в компании своей спутницы, но прошлое нарушает покой полоскуна и дает о себе знать. В гости к Слаю внезапно наведывается черепах Бентли, в прошлом занимавший роль изобретателя в банде Слая, весьма обеспокоенный исчезновением своей напарницы мыши Пенелопы. Мало того, что его ассистентка без вести пропала, так ещё и всякие странности стали происходить с Енотусом-воришкусом – древней книгой, в которой хранятся все приключения, секреты и хитрости славной династии Куперов. Страница за страницей из книги начали исчезать слова, что не могло не обеспокоить наших героев. Похоже, что кто-то вознамерился уничтожить Слая Купера, стерев его и его историю с лица земли.
Как оказалось, все время пока Слай крутил роман к Кармелитой Фокс, ведя законопослушный образ жизни, Бентли со своей ассистенткой работал над машиной времени, именно ей он предлагает воспользоваться, дабы отправить в прошлое и узнать, кто стоит за уничтожением истории Куперов. Однако прежде чем начать свой долгий путь наши друзья заглядывают в гости к бегемоту Мюррею, который благодаря своей не дюжей силе обычно в команде Слая всегда брал на себя работу вышибалы. Старина Мюррей занялся гонками на выживание, где за рулем микроавтобуса он разносит своих противников в щепки на специально отведенных под это дело аренах, однако когда тот узнал, что его друзья в беде, он бросил все свои дела и отправился вместе с ними на поиски артефактов. Старые реликвии необходимы нашим друзьям, чтобы положить их в машину времени, которая поможет им попасть именно в тот промежуток времени, к которому относится данный артефакт. А это значит, что настало время для воровства.
Такова сюжетная завязка игры. Четверо друзей, Бентли, Мюррей, Кармелита и Слай путешествуют во времени и посещают совершенно разные исторические эпохи, помогая вызволить предков Слая из беды, а заодно разобраться со злодеями, каждый из которых стремиться получить признание и власть в той эпохе, в которой им посчастливилось оказаться. Всего игрокам предстоит посетить шесть различных эпох, включая наши дни. Каждая из них отличается своей собственной хорошо оформленной тематической локацией. Практически всегда интересно узнать, куда же на этот раз занесет Слая и его банду, как будет выглядеть и вести себя тот или иной предок Куперов, каковы его способности и чем на сей раз нас удивят разработчики. А удивлять они будут. Сюжет Sly Cooper: Thieves in Time – один из главных плюсов игры, за ним всегда интересно следить. По славной традиции он подается красивыми рисованными роликами, которые создают впечатление, что смотришь хорошо нарисованный мультфильм полный здорового юмора, к тому же выполненный в стиле Нуара. Игра возвращает нас во времена, когда очередной ролик – это награда игрока за победу, видеть их хочется как можно больше и как можно чаще. Не это ли достойная награда?
Первым делом после просмотра роликов игрокам, как и положено настоящим ворам, предстоит разведать местность, тихо и скрытно перемещаясь по деревьям, тянущимся во все стороны веревкам и узким улочкам, стараясь не привлекать к себе внимание охранников, которые патрулируют как сами улицы, так и крыши домов, бдительно выслеживая нарушителей спокойствия. Каждая большая тематическая локация – это связующий уровень для всех последующих на той или иной локации приключений Слая и его друзей. Любое задание начинается именно с такой вот большой локации, на которой между сюжетными миссиями можно собирать бутылки с записками, открывающими сейфы с наградами, витающие в воздухе маски Слая и разыскивать сокровища, которые Слай должен доставить к себе в убежище. Бутылок в игре по 20 штук на каждую из пяти тематических локаций, следовательно, сейфов на всю игру всего пять. Достать бутылки крайне непросто, особенно в начале игры, когда у игрока нет специального датчика, отслеживающего их звон, спрятаны они весьма хорошо, а некоторые из них и вовсе не достать без умелого применения костюмов Слая, подробнее о которых я расскажу ниже.
Что касается масок, то их в игре всего 60, спрятаны они по всей игре. Собирая маски, игроки открывают дополнительные костюмы для персонажей, камуфляжи для парашюта Слая, а также бонусное оружие. А вот с сокровищами все совсем непросто, чтобы заполнить сокровищницу на 100%, игрокам придется как следует попотеть, отыскивая хорошо спрятанные экземпляры и заучивая наизусть самые короткие маршруты до убежища, чтобы успеть доставить сокровище до того, как истечет время. Честно говоря, последнее является не самой увлекательной частью игры, так как сокровищ много, некоторые из них доставить до убежища очень нелегко, и особенно утомляет то, что каждый раз, когда игрок сделает ошибку, ему придется возвращаться, чтобы начать процесс сначала. В Jack & Daxter поиск золотых яиц тоже утомлял, но там хотя бы можно было моментально переиграть задание. Для тех, кто не любит гонку со временем, а я знаю, что таких игроков много, есть радостная новость – собирать сокровища не обязательно, однако в то же время придется этим заниматься, если вдруг захочется взять платиновый трофей к игре. Так как собранные на 100% сокровища открывают в каждом из пяти убежищ игровой автомат, игрокам необходимо выбиться в списки лидеров, набрав наибольшее количество очков в каждом из них.
Но то сторонние развлечения, которые способны скрасить игроку времяпрепровождение в Thieves in Time, а теперь перейдем непосредственно к главному блюду – основному геймплею. Как я уже говорил, главная задача игроков – избегать столкновения с патрулями, обходить их стороной и выполнять различные задачи, которые входят в часть плана Бентли. Да, Бентли, как мозговой центр команды, по-прежнему занимается планированием любых заданий. Игрокам придется освобождать предков Слая, собирать части машины времени, украденные пингвинами, танцевать на столе перед охраной, переодевшись в гейшу, кататься на вагонетке и расстреливать препятствия, проходить тренировки Мюррея, сделанные в стиле монтажа из 80-х, подслушивать чужие разговоры, уничтожать странные механизмы, взламывать защиту компьютеров, рисовать граффити и т.д. Количество и разнообразие заданий впечатляет, разработчики из Sanzaru Games постарались сделать все так, чтобы игра не наскучивала, всегда интересно следить за тем, что на этот раз нам предложат авторы. Не менее любопытным элементом игры являются битвы с боссами, к некоторым из них жизненно необходимо подбирать тактику. Иногда для победы достаточно выиграть в специальной мини-игре, иногда сражение с финальным боссом уровня может представлять собой чистой воды платформинг, а иногда в ход может пойти грубая сила вперемешку с ловкостью. Сложность битв варьируется от «прошел за пять минут» до «переигрывал по пять раз», но одно могу сказать точно – встреча с ними всегда увлекательна.
Какие же это были бы воры, если бы у них не было специальных гаджетов, с помощью которых можно упростить себе жизнь? Справиться с этой задачей поможет «воровская сеть», в которой можно на собранное или украденное золото покупать всякие улучшения, вроде бесшумного перемещения для Слая, силовых кулаков для Мюррея или дистанционно взрывающихся бомб для Бентли. Да, играть придется за каждого из четырех основных героев, а также предков Слая, каждый из которых обладает своими уникальными способностями. Старина Бентли будет заниматься взломом вражеских компьютеров и подрывной деятельностью, Мюррей в свойственной ему манере будет раскидывать врагов направо и налево, Кармелите предстоит пострелять из своего бластера, а Слаю и его предкам – воровать, избегая попадания во вражеские ловушки. Разумеется, одними улучшениями авторы решили не ограничивать игроков, ведь наш енот настоящий мастер маскировки. Поэтому каждая новая эпоха пополнит гардероб полоскуна новой тематической вещью, которая в свою очередь одарит своего хозяина новыми способностями, например, способностью стрелять из лука или прицельно прыгать на своих врагов, сбивая их с ног. Костюмы и их способности также обязательно пригодятся для добычи сокровищ и решения загадок, поэтому применение их достаточно велико. Очень часто игрокам придется возвращаться на прошлые уровни, чтобы применить ту или иную полезную способность, благо в игре можно переиграть абсолютно любой уровень и посетить уже знакомые места, что является большим плюсом для всех любителей собирать трофеи.
Поговорим о минусах игры. Стоит упомянуть, что для обзора была выбрана версия для PlayStation Vita, как обстоят дела у версии для PlayStation 3 мне неведомо. Первое, с чем столкнутся игроки во время прохождения Sly Cooper: Thieves in Time – камера. Авторы, конечно, старались сохранить дух оригинальной трилогии приключений банды Купера, однако им явно не стоило быть в этом вопросе настолько консервативными. Камера периодически дергается, не позволяя комфортно разместиться за спиной главного героя, особенно если позади него стоит стена, иногда камера выбирает не очень удачные ракурсы, ограничивая игрока в обзоре, и не давая как следует разведать местность, что чаще всего случается на уровнях с платформингом. Тем не менее, проблемы с камерой не сильно мешают прохождению, так как подавляющее большинство необходимых для прохождения объектов всегда находятся в поле зрения, лишь иногда попадаются моменты, когда тот или иной секрет спрятан где-то высоко над головой, но это практически единичные случаи. Также хочется отметить, что картинка на PlayStation Vita явно не блещет детализацией при всей её общей простоте, не может игра похвастаться и дальностью прорисовки. Если противника видно где-то вдали, то тот, как правило, либо стоит на месте и ждет, пока подойдет игрок, тем самым приводя в действие анимацию супостата, либо потешно дергается, так как мощностей приставки явно не хватает на то, чтобы охватить большие пространства и десятки патрулей, разгуливающих тут и там. При большом скоплении противников на одном экране или на особо огромных локациях периодически случаются проседания кадров, что на самом деле не критично и никак не сказывается на отзывчивости в управлении главных героев, то есть не мешает играть и получать удовольствие от процесса.
А вот что явно можно отнести к проблеме обеих версий, так это скомканную концовку. По количеству и разнообразию заданий, встречающихся в начале игры и в конце, можно предположить, что разработчики очень торопились с релизом, либо у них просто-напросто кончились идеи. Первые уровни проходятся на одном дыхании, поражая длительностью, разнообразием и креативностью авторов, последние же напротив пробегаются быстро, а количество повторяющихся заданий немного сбавляет тот темп, который выдерживали авторы на протяжении первой половины игры. Однако четвертая игра серии проходится достаточно быстро и вряд ли успеет хоть кому-то надоесть, а полученных за время прохождения первой половины игры впечатлений с лихвой хватает, чтобы перетерпеть повторяющиеся уровни и насладиться финалом.
Так как для обзора была выбрана версия для PlayStation Vita, то не лишним будет отметить, что все особенности платформы также были включены в игру – сенсорный экран, гироскоп и задняя сенсорная панель. Все в этом плане сделано как надо, все прекрасно работает и не вызывает никаких нареканий. Для тех, кто обеспокоен вопросом случайной активации задней сенсорной панели – на неё авторы повесили ненавязчивый компас, указывающий путь и даже добавили специальный трофей для тех, кто регулярно касается панели. Sly Cooper: Thieves in Time – яркий пример того, как нужно использовать возможности приставки. Озаботились авторы и добавлением специальных возможностей, активирующихся при взаимодействии обеих версий игры для PlayStation Vita и PlayStation 3, которые позволяют воспользоваться функцией «X-Ray Goggles», с помощью которой игроки по всему миру могут искать запрятанные сокровища не без помощи дополнительной реальности, конечно же.
Композитором игры снова выступил Питер МакКоннел (Peter McConnell), который писал музыку для предыдущих частей серии. Музыка в Sly Cooper: Thieves in Time без каких либо сомнений хороша, однако хотелось бы немного разнообразия, особенно на тематических связующих уровнях, которые встречают Слая и его банду в каждом временном промежутке. Для тех, кто решил собрать все сокровища, маски и бутылки, проводя кучу времени на том или ином связующем уровне, музыка может стать раздражающим элементом, ведь она зациклена и как только очередная композиция заканчивается, она тут же начинает играть заново, тихо сводя игрока с ума. Благо её тут можно убавить или отключить, что не идет атмосфере игры на пользу. Странно, что авторы решили поступить так, а не иначе, имея на руках человека, который писал музыку для большей части игр, вышедших из-под пера LucasArts.
Sly Cooper: Thieves in Time была полностью переведена на русский язык и сделана локализация превосходно. Не обошлось, конечно, без мелких ошибок, да и адаптация текста местами режет уши, однако в целом все на высшем уровне. Потрясающий юмор, которым наполнена игра, был заботливо сохранен разработчиками и передан отечественными локализаторами. Смутило лишь отсутствие русских субтитров во время игрового процесса, что заставляет надевать наушники, дабы не упустить нить происходящего. Также раздосадовала одна весьма печальная ошибка в переводе подсказок, которые регулярно всплывают на экране загрузки между уровнями. Одна из подсказок гласит – для того, чтобы выполнить специальный прием, которым обладают только Купер и его предки, нужно последовательно нажать сначала квадрат, а потом треугольник. На деле же оказалось все наоборот. Ваш покорный прошел почти всю игру, и только под конец, по чистой случайности, узнал, что таким образом в игре выполняется скрытное убийство. У тех, кто недавно прошел трилогию и у кого память ещё свежа – таких проблем быть не должно.
Итог: Потрясающе. Одна из лучших игр для PlayStation Vita. Если вы обладатель консоли, но до сих пор её не купили – бегом в магазин. Оправданием в таком случае может стать лишь сильная нелюбовь к играм в прятки и аллергия на умышленно детский сюжет, который, на мой субъективный взгляд, в игре подан великолепно. Да, игра не без недостатков, мелкие ошибки в локализации, проблемы с камерой и скомканная концовка имеют место, однако все это сущие мелочи по сравнению с тем удовольствием, которое приносит Sly Cooper: Thieves in Time. Что же касается вопроса о том, является ли данная игра лучшей в серии – я не могу ответить на этот вопрос, так как считаю, что у Sanzaru Games получилось сохранить дух оригинала и передать атмосферу предыдущих игр, да и геймплей все также увлекателен и разнообразен. Не обошлось и без заимствований из предыдущих игр при достаточно малом количестве нововведений, так как авторы, получив все карты на руки, вероятно, очень боялись напортачить и вызвать гнев публики. Но все это, как я уже говорил – мелочи. Очень надеюсь, что Sanzaru Games бросит уже заниматься всякими Sonic Boom и возьмется за создание новой главы в истории Слая Купера. К тому же в сети уже не первый год ходят слухи об экранизации. Чем черт не шутит, вдруг идея связки игры с фильмом, как в случае с Ratchet & Clank сработает, и Sony Computer Entertainment всерьез возьмется сделать нечто подобное с полосатым вором и его бандой? Надеюсь, что так и будет.
А на этом у меня все. Всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.