«Я думаю, что машина это... одно из прекраснейших индустриальных произведений. Признание красоты её форм привело к возникновению такого явления, как автомобильная культура. […] Gran Turismo 7 – разносторонний тайтл, который предлагает несколько способов игры. Не имеет значения, каким вещам вы будете отдавать наибольшее предпочтение – быстрой езде, сбору автомобилей, созданию уникальных схем покраски или производству реалистичных снимков – всё это станет частью вашего погружения в автомобильную жизнь»
Кадзунори Ямаути
Президент и генеральный директор Polyphony Digital Кадзунори Ямаути (Kazunori Yamauchi) – это своего рода Хидео Коджима (Hideo Kojima) от мира гоночных симуляторов. Он настолько предан своему делу и занимается им с такой самоотдачей, что издатель в лице Sony Interactive Entertainment всегда охотно идёт ему навстречу, предоставляя карт-бланш на любые его задумки. За свою карьеру Ямаути много экспериментировал, выпуская самые разнообразные игры от рельсовых шутеров до мотоциклетных гоночных проектов, однако всем этим он занимался в промежутках между выпусками своей основной серии – Gran Turismo.
Таким нехитрым образом геймдизайнер и идейный вдохновитель одного из самых известных гоночных симуляторов на рынке прикрывал свои тылы, ведь если бы один из его экспериментов провалился, он мог бы вернуться с новой Gran Turismo и без особых проблем отбить любые израсходованные им средства. К счастью, каких-то действительно громких неудач у студии ещё не случалось. Бывали небольшие промахи, вроде Gran Turismo для PlayStation Portable, однако, в целом, дела у японцев всегда шли хорошо. Благо, что работать ребята умеют и всегда стараются сделать так, чтобы их продукция была конкурентоспособной.
И, если смотреть на историю студии с такой точки зрения, то в существовании Gran Turismo Sport не было ничего удивительного, однако игровая индустрия всё равно ополчилась против Ямаути и его команды, пророча гибель серии. Даже сам маэстро стал давать какие-то странные интервью, пропитанные упадническими настроениями, утверждая, что за последние несколько лет индустрия сильно изменилась, а публика растеряла интерес к автомобильной культуре. К счастью, Polyphony Digital не стала опускать руки и продолжила наполнять свою игру контентом, добавив режим академии, поддержку PlayStation VR, несколько коллабораций с известными гонщиками, а также сотни автомобилей, трасс и событий.
Всё это в совокупности с уже имеющимся контентом дало возможность превратить гадкого утёнка в прекрасного лебедя. И это, конечно же, не могло не отразиться на продажах, поскольку на сегодняшний день Gran Turismo Sport разошлась тиражом свыше 8 миллионов копий, обогнав свою предшественницу – Gran Turismo 6. Конечно, в тройку самых продаваемых игр серии она не попала, но и не дала утянуть серию на дно, как это часто бывает со многими старыми тайтлами, находящимися на рынке не одно десятилетие. Тем не менее, студия учла свои ошибки и пообещала дать людям то, чего они хотят – полноценную номерную часть с бо́льшим упором на одиночный контент и разнообразие режимов.
Издатель тоже понял, что к чему, и пришёл к выводам, что добиться такого же уровня продаж, какой был во времена Gran Turismo 4 и 5, у студии не выйдет, а непомерно растущие расходы покрывать каким-то образом нужно. Именно поэтому Sony Interactive Entertainment подняла стоимость своих игр на 10 долларов (в нашем случае – евро), попутно сделав в Gran Turismo 7 упор на микротранзакции. Подобное решение не вызвало у публики большого восторга, однако студия будто бы ждала такой реакции и буквально за считанные недели полностью изменила внутриигровую экономику, попутно одарив всех «пострадавших» от несправедливости бонусной валютой, дополнительными выплатами и новыми наградами.
Gran Turismo 7 встречает нас новым режимом – музыкальным ралли, в котором игроки должны ездить по трассам под динамично меняющиеся музыкальные композиции. Для того, чтобы придать происходящему остроты, авторы расставили по уровням контрольные точки, прохождение которых продлевает время. Основная задача – продвинуться как можно дальше за то время, пока играет композиция. На выбор доступно несколько треков, среди которых есть как классическая инструментальная музыка, так и некоторые композиции из предыдущих частей серии, вроде «Green Monster» из оригинальной Gran Turismo или «SURV1V3» из Gran Turismo 5. Здесь также нашлось место для «Vroom» от The FaNaTiX, ставшей частью рекламной кампании Gran Turismo 7.
Стоит признать, что музыкальное ралли – это действительно классный режим, в котором хочется проводить время. Он стал неплохим дополнением к классическому аркадному режиму, который тут тоже имеется, хоть и не совсем полноценным. Дело вовсе не в геймплее или в каких-то других вещах, а в продолжительности. Игрокам хватит всего пары часов, чтобы добиться максимальных результатов в большинстве заездов. Мы надеялись, что Polyphony Digital будет развивать его параллельно с остальными режимами и добавлять треки на ежемесячной основе. Плашка «Coming Soon...» висела в меню музыкального ралли на протяжении последних полутора лет, дожидаясь хоть каких-нибудь изменений, однако пополнить режим новыми треками решились только сейчас. Это немного странно, поскольку наличие подобных вещей – прекрасная возможность пропиарить какую-нибудь молодую группу или свежий альбом, изданный Sony Music. И это уже не говоря о выпуске всевозможных сборников на CD и виниле.
Сразу после знакомства с музыкальным ралли перед нами открывается «сюжетный режим» – GT Café, который переносит нас в некое подобие хаба. В нём можно пообщаться с известными в среде автомобилистов людьми, например, с реально существующими дизайнерами, инженерами, коллекционерами и экспертами, чтобы узнать множество любопытных фактов о тех или иных автомобильных линейках или концернах. Стилизованные под меню кафетериев задания откроют перед игроками широкое разнообразие миссий, от простой мойки автомобиля до победы в мировом чемпионате. Игроки будут часто заглядывать сюда, чтобы взять очередное поручение, забрать награду, услышать дельный совет или полюбоваться на результаты своих трудов – на награды или собранные коллекции автомобилей, припаркованные возле веранды. Всего на старте было представлено 39 таких заданий, однако на сегодняшний день их гораздо больше.
Назвать точную цифру непросто, поскольку они всё ещё продолжают выходить примерно раз в два-три месяца. И, в отличие от тех же событий из Gran Turismo Sport, местные «меню» – это не банальные переделки существующих заданий, а совершенно новые и оригинальные испытания, базирующиеся на свежем контенте – трассах и автомобилях. Сам GT Café очень тесно переплетается с другими внутриигровыми режимами, вроде World Circuits, License Center, Scapes и так далее. И это не просто какие-то отсылки – авторы учат игроков взаимодействовать с внутриигровыми механиками, преподнося их так, чтобы было понятно каждому и при этом не выглядело достаточно навязчиво. Чтобы продвинуться дальше, игрок должен гармонично развивать свои способности, уделяя внимание каждому аспекту Gran Turismo 7. Ему необходимо покупать или продавать машины, получать лицензии, участвовать в соревнованиях, экспериментировать с ливреями, возиться с запчастями и делать множество других не менее увлекательных вещей.
Несмотря на то, что большая часть звуков и стилистических решений досталась Gran Turismo 7 от её предшественницы, разработчики переработали интерфейс и общую навигацию по миру. Однотипные меню и подменю ушли в прошлое. Им на смену прибыла трёхмерная карта, внешний вид которой немного меняется в зависимости от времени суток, погодных условий и совершаемых игроком действий. Из-за этого складывается ощущение, что местный мир действительно живой и что он способен реагировать на различные события. Скажем, если игрок выполнит все условия, необходимые для завершения игры, то его наградят большим красочным фейерверком. Помимо вышеупомянутого GT Café на карте можно обнаружить гараж, магазин запчастей, автомастерскую, учебный центр, трассы мира и многое другое.
Магазинов, в которых можно обзавестись каким-нибудь транспортным средством, теперь три: подержанные машины, автолегенды и Brand Central. Ассортимент во всех трёх будет постоянно меняться. Какие-то машины будут продаваться по скидке, другие – ждать завоза, ну а для приобретения третьих понадобится приглашение от производителя. Иногда для этого потребуется выиграть чемпионат, отдав предпочтение определённой марке. Вообще, взаимодействовать с трёхмерной картой и обновлённым интерфейсом стало приятнее, чем когда-либо. Больше никаких Excel-таблиц с кучей параметров, в которых неподготовленный игрок мог запросто заблудиться. Теперь всё сведено к минимуму и рассредоточено по нужным разделам. Плюс есть разжевывающее всё до мелочей обучение, которое рассказывает о том, что можно найти в этой игре прямо по ходу дела.
И хотя игра претерпела множество изменений и даже упрощений, её основная концепция осталась прежней. А это значит, что новичкам и тем, кто давно не брался за виртуальную баранку, предстоит долгий путь восхождения, от простого любителя до профессионального гонщика. Причём принцип освоения здесь точно такой же, как и в любом другом деле: чем больше прикладывается сил и стараний, тем удовлетворительнее становится результат. К тому же игра охотно поощряет тех, кто готов уделять ей время, и предлагает именно тот тип контента, который рассчитан на регулярные игровые сессии. Каждодневные тренировки, которые здесь зовутся марафоном, позволят существенно улучшить своё вождение, а специальные задания и поэтапное изучение трасс – отработать сложные моменты.
Для тех, кому сложно с ходу запрыгнуть на этот поезд, предусмотрены всевозможные помощники – видеоуроки с советами, призраки гонщиков, а также функции автоматического торможения и противоруления. Все они очень полезны на ранних этапах, однако через какое-то время любопытство и самоуверенность берут вверх, вследствие чего игрок отказывается от любой помощи и учится проходить трассы самостоятельно. Это порождает множество классных моментов, том числе ни с чем не сравнимое чувство, когда после долгих тренировок ты приходишь первым на чемпионате, который оканчивается Нюрбургрингом или Ле-Маном. Вот уж где действительно ощущается рост над собой и уверенность в своих водительских навыках. Ни одна другая серия, кроме, пожалуй, Colin McRae Rally, не дарила столько ярких впечатлений и радости от хорошего вождения.
В конце февраля Polyphony Digital добавила в версию для PlayStation 5 поддержку виртуальной реальности. Студии уже доводилось проделывать подобное с Gran Turismo Sport, однако в те годы это больше походило на небольшой эксперимент, нежели на полноценную реализацию, поскольку технические ограничения PlayStation 4 не позволяли разработчикам развернуться на широкую ногу. Вот почему владельцам PlayStation VR были доступны лишь гонки на время, а также соревнования с участием одного единственного соперника. Это не так сильно впечатляло после Driveclub VR, но всё равно приносило определённое удовольствие, ведь игра всё ещё учитывала реалистичную физику поведения автомобилей и демонстрировала неплохую проработку окружения.
С Gran Turismo 7 вышла совершенно иная история, потому как авторы добавили поддержку всех имеющихся в игре режимов, за исключением совместной игры на разделённом экране. Оно и понятно, ведь технические спецификации PlayStation 5 не позволяют обрабатывать два разных изображения одновременно (если только речь не о небольших аркадных играх). Тем не менее, у пользователей осталась возможность соревноваться друг с другом в сетевой игре, причем не только с владельцами гарнитур, но и со всеми остальными игроками. Таким нехитрым образом японская студия хотела стереть все существовавшие прежде грани между теми, кто предпочитает плоские экраны и владельцами новых периферийных устройств.
И это очень неплохой ход, так как на рынке до сих пор нет ни одного серьезного симулятора с поддержкой виртуальной реальности, если, конечно, не считать экспериментов с Gran Turismo Sport. К тому же авторы пришли к выводу, что если они и станут что-то отбирать у игроков (в данном случае – локальную игру), то им стоит предоставить что-нибудь взамен. И этим чем-то стал эксклюзивный «Showroom VR», который позволяет перемещаться по виртуальному пространству и разглядывать купленные автомобили. Игроки могут насладиться рёвом движка, поглазеть на работу фар, а также переместиться внутрь салона. Конечно, опустить подлокотники, отрегулировать зеркала заднего вида и подергать коробку передач не дадут, но сам факт того, что игрок может изучить полюбившийся автомобиль со всех сторон – это, несомненно, плюс.
Что касается самой виртуальной реальности, то нельзя не отметить, что специалистами Polyphony Digital была проведена титаническая работа по оптимизации и улучшению качества изображения, благодаря чему картинка в шлеме практически не уступает той, что мы можем видеть на плоском экране. За это стоит поблагодарить углублённый рендеринг, который улучшает качество изображения в тех местах, куда устремлён взгляд игрока. Особенно радует, что у шлема есть поддержка HDR, отчего цветовая палитра не выглядит такой блеклой и безрадостной, как в Gran Turismo Sport. Версия для PlayStation VR2 смогла сохранить продвинутую систему освещения, текстуры высокого разрешения и современные эффекты из основной игры, что также пошло ей на пользу.
Помимо достаточно яркой и насыщенной картинки на погружении сказывается виброотклик самой гарнитуры. Как известно, теперь у шлема есть свой собственный моторчик, который активируется в различных ситуациях. Например, в Horizon Call of the Mountain он давал о себе знать всякий раз, когда главному герою прилетало от очередного механизированного монстра или когда какой-нибудь уступ осыпался, вынуждая его срочно искать новую точку для опоры. В Gran Turismo 7 моторчик предупреждает о сближении с соперником, а также сигнализирует о соприкосновении с различными объектами – бортиками, дорожными конусами и чужими транспортными средствами. И это действительно здорово, поскольку находясь в виртуальной реальности, очень трудно фокусироваться на нескольких вещах одновременно. Так что всегда есть шанс упустить что-нибудь из виду. Например, находящегося под боком оппонента.
Минусов у режима виртуальной реальности ровно два. Во-первых, это смазанная картинка. Да, мы уже писали выше, что изображение в PlayStation VR2 практически ничем не уступает обычному, однако мощностей PlayStation 5 всё равно бывает недостаточно для того, чтобы быстро обработать большое количество данных. Особенно когда игрок несётся по трассе со скоростью 400 км/ч. Так что иногда изображение действительно бывает нечётким. Ну а если с ним приключилась какая-нибудь оказия, например, авария или ошибка при выполнении сложного манёвра, приведшая к резкому развороту, то объекты могут и вовсе стать мутными. К счастью, в отличие от той же Horizon Call of the Mountain, здесь не бывает таких ситуаций, когда деревья, кусты и прочие элементы окружающей среды прорисовываются прямо на глазах у играющего. И это тоже плюс.
Во-вторых, это метод ввода. Многие надеялись, что с добавлением поддержки виртуальной реальности авторы смогут раскрыть потенциал новеньких PlayStation VR2 Sense, предоставив пользователям невиданный доселе уровень погружения. Предполагалось, что игроки получат возможность покрутить виртуальную баранку, как в каком-нибудь Mario Kart для Nintendo Wii или Forza Horizon для Xbox 360, однако Polyphony Digital решили, что лучшим вариантом будет остановиться на обычном DualSense. Эта новость разбила нам сердце, поскольку мы уже успели привыкнуть к беспроводному контроллеру и нам хотелось испытать что-нибудь эдакое. Почему разработчики отказались от этой идеи – нам неизвестно. Может быть сказалась низкая ёмкость аккумуляторов, которая вынуждает заряжать парные контроллеры каждые полтора-два часа, или же непривычное управление, ставшее таковым из-за размещения некоторых кнопок. Зато шлем неплохо сочетается с официальными рулями, которые поддерживаются PlayStation 5.
Ещё одним интересным нововведением Gran Turismo 7 стало добавление нового искусственного интеллекта – Gran Turismo Sophy. Он отличается от обычного тем, что его разработкой занимались специалисты из Sony AI. Инженеры добавили его в качестве небольшого эксперимента, подарив пользователям шанс потренироваться с очень умным и невероятно эффективным ИИ. Для этого в игру был введён новый режим – «Race Together», в котором у всех участников заезда выставлены одинаковые параметры автомобилей. Игрок должен пройти серию гонок, сложность которых повышается с каждым следующим заездом. По правде говоря, нам не удалось выиграть ни в одном из них, потому как новенький ИИ, кажется, вообще не совершает ошибок и всегда выбирает наиболее оптимальные и выгодные маршруты.
Для чего нужен такой ИИ, который всех обыгрывает? – спросит недоумевающий читатель. В первую очередь для тех, кто хочет узнать об игре что-то новое, поскольку Gran Turismo Sophy ведёт себя не так, как другие компьютерные болванчики. Внимательно изучая повторы, игрок может обучиться новым трюкам, а заодно выяснить, на каких участках дороги он мог бы добиться лучших результатов. Причём это касается не только киберспортсменов, которые не перестают учиться даже тогда, когда гоняются с обычным ИИ, но и рядовых игроков, желающих подтянуть свой уровень мастерства. Забавно также и то, что по мере движения новенький ИИ выказывает различные эмоции, демонстрируя их с помощью смайликов. Одно только это подталкивает к тому, чтобы понаблюдать за его поведением на дороге. Плохо лишь то, что все ивенты с участием Gran Turismo Sophy носят временный характер. Пока что авторы его отозвали, но обещали вернуть с одним из следующих обновлений.
Кроме того, разработчики вернули динамичную смену погоды и времени суток, происходящую в реальном времени. Эта функция была доступна в Gran Turismo 5 и Gran Turismo 6, однако, по какой-то причине, от неё было решено отказаться в Gran Turismo Sports, где вся эта система была целиком и полностью заскриптована. Поэтому в новой игре условия на трассах будут частенько претерпевать изменения по прошествии какого-то времени, из-за чего может снижаться видимость или меняться поведение автомобиля на дороге. Именно в такие моменты чаще всего игрок вспоминает о существовании специальных комплектов шин, без которых проходить подобные трассы было бы практически невозможно. Местами погодные эффекты и впрямь удивляют. Да, многие видели потрясающую песчаную бурю в Horizon Forbidden West и захватывающую дух снежную метель в The Last of Us: Part II, однако им ещё не доводилось сталкиваться со столь реалистичными ливнями, не говоря уже о том, чтобы бороться за первенство, противостоя не столько соперникам, сколько разбушевавшейся погоде. Ну а когда дождь пройдет и трасса начнёт подсыхать – сцепление с дорогой улучшится, особенно на успевших просохнуть участках.
И, тем не менее, несмотря на огромное количество достоинств, в Gran Turismo 7 нашлась и пара-тройка недостатков, большая часть которых досталась ей от предшественницы. Во-первых, немного смущает необходимость постоянно держать консоль подключенной к сети. Понять, почему авторы пошли на такой шаг, не сложно, особенно когда речь заходит о PlayStation 4. Однако с PlayStation 5 ситуация несколько иная и она не требует подобных ужесточений. Мы вполне допускаем, что Polyphony Digital ввели эту меру превентивно, чтобы предостеречь себя от возможных неприятностей, и всё равно эта идея кажется не очень удачной, так как любые неполадки в работе сети заканчиваются тем, что игра прерывается или отказывается сохранять прогресс. Почему никто не озаботился введением какой-то локальной системы сохранений, которая могла бы отправлять данные на сервер после восстановления соединения, для нас по-прежнему загадка.
Во-вторых, система повреждений. До сих пор очень странно видеть самый реалистичный гоночный симулятор на рынке, в котором машины при столкновении на больших скоростях старательно делают вид, что ничего не произошло. Подобное допущение ещё можно было понять в эпоху Gran Turismo Sport, когда авторы старательно прививали потенциальным спортсменам культуру вождения и всячески поощряли тех, кто не имеет привычки шлифовать своим спорткаром ближайшие бортики, но не в Gran Turismo 7, где акценты сместились в сторону одиночной игры, рассчитанной сугубо на индивидуальный опыт. Немного смущает и то, что имея такую потрясающую стилистику, дизайн и атмосферу, никто из сотрудников Polyphony Digital не подумал о значимости такого элемента, как общая презентация. Конечно, прогресс не стоял на месте и со времён Gran Turismo 5 художественная составляющая многих трасс сильно изменилась. Зачастую – в лучшую сторону.
То тут, то там можно увидеть проплывающие мимо дирижабли, зависшие в воздухе вертолёты или клинья самолётов, распыляющие цветной дым, однако большой погоды они не делают. Нельзя сказать, что трассы в игре ничем не отличаются друг от друга – выглядят и ощущаются они совершенно по-разному. У них своя архитектура, строение и визуальное оформление, что находит отражение не только в общей планировке, но и в различных деталях, вроде уникальных растений, природных явлений или людских сооружений. Так что глазу всегда есть за что зацепиться, будь то какой-нибудь ветряк, грузовая баржа или колесо обозрения. Но, несмотря на это, трассы всё равно выглядят излишне серьёзно и не дарят того ощущения спортивного праздника, которое можно испытать, играя в Forza Horizon, MotorStorm или Dirt. Авторам вовсе не обязательно с головой погружаться в пучины фестивального движения, однако украсить локации яркими билбордами, анимированными экранами и прочими элементами декора им бы точно не помешало. Хотя бы там, где уже есть разноцветные подсветки и фейерверки.
И раз уж серия действительно решила вернуться к истокам, то было бы неплохо вновь погрузиться в нашумевшие режимы, демонстрирующие непреодолимую тягу авторов ко всему, что имеет четыре колеса и мотор. Например, в улучшенный и доработанный режим «B-Spec» из Gran Turismo 4, который давал пользователям возможность очутиться в шкуре лидера спортивной команды, указывающего гонщику, как он должен вести себя на дороге и когда ему следует съехать с трассы, чтобы подзаправиться и сменить шины. Или в «Kart Racing» из Gran Turismo 5, где все желающие могли окунуться в мир маленьких извилистых трасс, огороженных использованной резиной, и крошечных автомобилей с открытыми колёсами. Однако больше всего нам бы хотелось вернуться в кабину лунохода Lunar Rover Vehicle LRV-001 ’71 в «Moon Circuit» из Gran Turismo 6. Нам было бы интересно взглянуть на то, что получилось бы у авторов, используй они современное железо, улучшенный физический движок и режим виртуальной реальности.
Попытка воспроизвести путешествие, совершенное экипажем Аполлона-15, стала настоящим праздником для тех, кто интересуется историей. Поэтому мы были бы безумно рады, если бы Polyphony Digital продолжила копать в этом направлении, «оживляя» интересные эпизоды из мира автомобилестроения. И хотя последние две игры дали нам понять, что авторы стали намного чаще смотреть в будущее, углубившись в создание потрясающих концепт-каров, они по-прежнему не забывают о прошлом. Так что помимо внутриигрового музея, где рассказы об истоках автомобильных концернов соседствуют с интересными фактами из мира науки и техники, в игре нашлось место для множества заданий, рассчитанных на тех, кто интересуется ключевыми вехами в автомобилестроении. Именно для них в игру были помещены гонки на микроавтобусах Volkswagen Sambabus Typ 2 '62, армейских внедорожниках Willys MB '45 и миниатюрных Fiat 500 F '68, которые за свою распространённость и доступность по праву считаются «народными автомобилями».
Как уже говорилось выше, Polyphony Digital действительно перелопатила внутриигровую экономику, сделав её более дружелюбной, однако награды по-прежнему являются больной темой для большинства поклонников Gran Turismo 7. Причина кроется в системе, которая всё ещё очень скупа, когда дело касается распределения наград. Дело в том, что игра частенько одаривает пользователя лотерейными билетами, действие которых строго ограничено по времени. В отличие от пресловутых лутбоксов, «лотерейки» предъявляют весь перечень призов сразу, прежде чем выдать один из них. И мы готовы поклясться, что эта система имеет мало чего общего с обыкновенным рандомом. За всё время, что мы провели в Gran Turismo 7, нам так и не удалось забрать главный приз. В 95% случаев – это просто минимальная сумма денег, равная 5 или 10 тысячам кредитов. Завсегдатаи прекрасно знают, что этого едва ли хватит на покупку колпачков для мотора, не говоря уже о чём-то более серьезном.
Ещё 4% – это рандомные детали для случайных автомобилей. Учитывая, что их число в игре давно перевалило за четыре сотни (и оно продолжает расти), вероятность того, что игра выдаст нужную деталь для имеющегося у игрока спорткара, близка к нулевой. Ну а оставшийся процент – это более значимая сумма, которая может быть равна 100 или даже 500 тысячам, однако выдача такого числа кредитов может случиться всего раз или два за игру, так что рассчитывать на неё особо не приходится. В таком случае, возникает вопрос: а для чего вообще нужны эти лотерейные билеты? Не проще было бы сразу же выдавать игроку заслуженную прибавку, равную тем самым 5 или 10 тысячам кредитов, а не дразнить его наличием крупных призов, вроде дорогущего автомобиля или здоровенной горы денег? Это ведь не приводит ни к чему, кроме раздражения и ощущения, что над играющим просто потешаются. Хвала богам, что с недавних пор у игроков появилась возможность продавать свои машины. Без этого собрать те же редкие коллекционные автомобили, необходимые для трофеев, было бы попросту нереально.
Несмотря на то, что Gran Turismo 7 стала первой кроссплатформенной игрой в серии, выйдя не только на старом, но и на новом поколении консолей, она по-прежнему является одной из самых красивых и технических совершенных игр на сегодняшний день. Версия для PlayStation 5 смотрится прекрасно в 4K и с поддержкой HDR, демонстрируя великолепную по нынешним меркам картинку. Особенно хорошо удался свет, который постоянно меняется в связи с динамичной погодой и временем суток. Поэтому стоит приготовиться к тому, что на втором или третьем круге трасса начнёт выглядеть несколько иначе, так как из-за переменной облачности солнце будет то выглядывать из-за облаков, то вновь прятаться за ними. По прошествии времени на город могут начать опускаться сумерки, после чего на смену естественному освещению придёт искусственное. Игрокам, которые привыкли к различным визуальным ориентирам, служащим триггерами к сбрасыванию скорости или смене позиции, придётся отказаться от использования подсвеченных участков, так как с новой системой это потеряло всякий смысл.
Жаль только, что Polyphony Digital так и не придумали, как сделать так, чтобы игроки могли наслаждаться игровым процессом с включенной трассировкой лучей. Понаблюдать за реалистичными отражениями можно лишь на повторах и в собственном гараже. Во всех остальных режимах трассировка лучей отсутствует. С одной стороны, это не такая уж большая потеря, учитывая, что во время заездов игрок чаще всего сосредоточен на дороге и крайне редко вертит головой по сторонам, а с другой – ощущения от езды с видом от третьего лица могли бы стать намного ярче. Что касается виртуальной реальности, то, как уже говорилось выше, в шлеме игра выглядит прекрасно и не особо уступает своей основной версии, демонстрируя весьма ощутимые улучшения по сравнению с оригинальной PlayStation VR. Единственное, на что бы мы посоветовали разработчикам обратить внимание, так это на виртуальные комнаты в «Showroom VR», так как в настоящий момент они выглядят излишне стерильными. Очевидно, что всё внимание игрока должно быть приковано к автомобилю, но раз уж авторы действительно заморочились с созданием разнообразного окружения, то почему бы не сделать его более детализированным?
Итог: В отличие от большинства современных игр, выпущенных из-под пера PlayStation Studios, Gran Turismo 7 не паразитирует на славном прошлом, а действительно движется вперёд, меняясь и подстраиваясь под требования современной аудитории. Больше никаких рутинных однообразных заданий или уклона в спорт. Им на смену пришла полноценная одиночная кампания GT Café, которая неспешно знакомит игрока с основами и помогает ему в освоении всех внутриигровых режимов. Больше никакого чувства незавершённости, высокого порога вхождения и вечной нехватки средств. Даже виртуальный режим, который прежде служил лишь небольшим дополнением к игре, стал полноценной альтернативой привычному взаимодействию с миром Gran Turismo, а это именно то, о чём владельцы гарнитур мечтали больше всего. Да, игра не идеальна и всё ещё страдает от некоторых проблем, которые достались ей от Gran Turismo Sport, однако авторы демонстрируют удивительную по меркам современной индустрии гибкость, продолжая полировать игру и наполнять её впечатляющим контентом. Учитывая, каких успехов Polyphony Digital добилась за последний год, нам не терпится узнать, что будет ждать нас в дальнейшем. Но даже того, что есть сейчас, вполне достаточно, чтобы поставить Gran Turismo 7 в один рад с лучшими играми для PlayStaton 5.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.