«Я верю в то, что есть их сторона и наша, а где добро и где зло — об этом судить тем, кто выживет. В мире людей редко бывает так, чтобы под одним знаменем стояли сплошь светлые личности, а под другим — темные».
Глен Кук. Черный отряд.
Приветствую вас, дорогие друзья. Февраль-месяц был однозначно богат на релизы. Согласитесь, что с The Order: 1886 на полях игровой журналистики получилась довольно интересная ситуация. Не смотря на то, что абсолютно все журналисты знали, что студия Ready at Dawn практически всю свою карьеру делала ответвления чужих франшиз для портативных консолей от Sony, они ждали от дебютного самостоятельного проекта студии чего-то необычного. Не знали? Хорошо, а чем занимались журналисты весь 2014 год, когда студия публиковала информацию об игре, ездила на выставки и показывала все то, что мы видим в финальной версии игры? Спали? Так как же так получилось, что куда ни посмотри, практически везде синдром неоправданных ожиданий и искреннее удивление? Или все дело в том, что люди ждут на консоли текущего поколения эксклюзивы, хиты, новые IP и революцию, а получают в итоге невнятные Knack, Ryse, Zombie U и тому подобные проекты? Разумеется, ждут. Но это не повод делать удивленные лица и рассуждать с таким видом, будто игру до сего момента никому не показывали. Я тоже считаю, что никакой революцией в случае с The Order: 1886 и не пахнет, и да, это не хит. Но игра совершенно точно не провал. Я бы даже сказал, что она рассчитана на широкую аудиторию и в то же время является проектом на любителя. И чтобы не быть голословным, я предлагаю разобраться вместе с вами, какой она вышла – The Order: 1886.
Действие The Order: 1886 разворачивается в альтернативной вселенной Англии Викторианской эпохи. История, рассказанная в игре, берет свое начало, как нетрудно догадаться, в 1886 году. Рыцари круглого стола, регулярно налегающие на таинственную черную жидкость (своим происхождением подозрительно напоминающую фильм Tales from the Crypt: Demon Knight 1995 года выпуска), делают ставшую к тому времени обыденной вылазку на улицы Лондона, чтобы отбить очередную атаку сепаратистов. Почему обыденной? Потому, что стычки с революционерами, которые недолюбливают власть в лице королевы, стали для рыцарей Ордена делом постоянным, однако в этот раз все пошло не по плану, сепаратисты захватили местную лечебницу и освободили большую часть пациентов, вручив им оружие; другую, не менее буйную, но, по всей видимости, генетически подходящую группу душевнобольных, и вовсе заразили мифической болезнью Ликантропией и пустили пиршествовать на узенькие улочки Лондона. Болезнь в этой вселенной является вполне себе реальной и представляет немалую угрозу для человечества, причем таинственный Орден и её доблестные рыцари борются с её распространением не одно столетие. С этого момента начинается сюжетная арка лишь одной главы из истории таинственного Ордена, рассказывать о которой я не стану, и предлагаю оценить её самостоятельно, так как она определенно этого заслуживает.
Разумеется, сама идея закрытой организации, вроде вышеупомянутого ордена, на протяжении столетий пытающегося противостоять опасной угрозе, далеко не нова. Но здесь она реализована смехотворно, и вовсе не потому, что такая мощная организация с новейшим техническим оснащением и государственной финансовой поддержкой не может скоординировать свои действия, столкнувшись с трудностями, она ещё и имеет конкретные проблемы с дисциплиной. В игре никто не слушается ничьих приказов, практически все главные герои в любых вопросах отталкивают логику, поддавшись эмоциям, действуют согласно собственным убеждениями и руководствуются какой-то своей, непонятной играющему, мотивацией. Да что там приказов?! Члены ордена просто друг друга не слушают. На протяжении всего прохождения игры поражаешься такому подходу и задаешься вопросом, как этот Орден ещё не развалился? Организация, просуществовавшая не одно столетие, фактически отдельная вертикаль власти, даже не имеет своего твердого устава, от которого бы отталкивались её представители. Не удивительно, что противники всегда опережают рыцарей короля Артура, они всегда на шаг впереди благодаря своей сплоченности и скоординированности. Сделали ли авторы это нарочно или это просто плохой сценарий - совершенно непонятно. Однако я больше склоняюсь ко второму варианту, как минимум потому, что среди главных героев фигурируют реальные исторические личности, которые в самой игре являются чуть ли не самыми клишированными и штампованными персонажами, и нет ни намека на выдающиеся качества или харизму, которые у них, несомненно, были. Некоторые упоминаются лишь вскользь. Поэтому уповаю на то, что показать себя они смогут в продолжении, которое возможно когда-нибудь да будет.
The Order: 1886 является прекрасным образчиком смеси различных жанров технопанка с его альтернативным видением истории. Примечательно, что происходящее в игре нельзя толком отнести к определенному жанру, тут есть немного от стимпанка, со свойственной ему техникой, викторианской эпохой, местной архитектурой и визуальным построением мира. С мидлпанком игру роднят рыцари, закованные в броню, Орден и традиции, которые фигурируют в повествовании и, судя по всему, пронизывают многовековую историю Ордена. Однако доминирующим направлением все же является теслапанк, вдохновлённый изобретениями Николы Тесла. В игре его изобретения фигурируют неоднократно, как и сам господин Никола, а это значит, что технологий на основе пара в игре будет не так много, гораздо большее внимание будет уделено электричеству.
Несомненно, важной частью, практически ядром The Order: 1886, является её атмосфера. И она тут определённо хороша. На протяжении всего прошлого года разработчики в каждом своем интервью, в каждой статье на европейском блоге PlayStation регулярно твердили, что при создании проекта они хотели сотворить как можно более правдоподобный мир и отразить все задуманное в видеоигре. И у них получилось, с точки зрения дизайна и стилистики игра выглядит потрясающе и очень правдоподобно, как если бы наука и техника действительно пошли по тем стопам, что были продемонстрированы в игре. Помогает Ready at Dawn в этом деле собственноручно написанный движок, который и впрямь выжимает все соки из приставки. Хотя нельзя не отметить, что мир в The Order: 1886 получился не таким колоритным и зачастую безумным, как в Dishonored, Bioshock, Wolfenstein: The New Order или Thief, в которых, к тому же, забавно послушать чужие разговоры и аудиозаписи или почитать записки, вставленные в вышеперечисленные игры с целью раскрытия устройства той или иной альтернативной вселенной.
Отдельно хотелось бы похвалить авторов за весьма оригинальное устройство мира. Как я уже упоминал выше, получился у них в итоге не Bioshock какой-нибудь, но ведь никто нам не обещал гротескной пародии на отдельные течения политической и философской мысли? В любом случае необычный антураж способствует внедрению в игру интересных личностей. Так, например, в The Order: 1886 засветился сам Никола Тесла, который выступает придворным изобретателем Ордена, а также мельком упоминается его конкурент Томас Эдисон. А это значит, что не обошлось без диковинных орудий и прочих изобретений. Вот только с применением на практике всех этих наработок знаменитых ученых вышло все довольно прозаично. Например, необычное оружие, аналогов которых не существует и по сей день, за игру дают всего раз покрутить в руках, да пострелять минут пять. В остальное время придется бегать со стандартными винтовками, автоматами и дробовиками. Другие изобретения, коих, как и уникального оружия, в игре довольно мало, также найдут свое применение в ходе прохождения, правда в виде мини-игр, например, настукивание морзянки для передачи сигнала и отключение электричества с помощью незатейливой игры с зажатием ртутных шариков, скачущих вверх и вниз по стеклянным сосудам.
Ещё одним большим достоинством игры стал тот факт, что The Order: 1886 подарила игрокам совершенно новую франшизу, со своим уникальным миром и историей с заделом на будущее. Это смелый шаг в наши дни, когда крупные компании живут на одних лишь продолжениях осточертевших франшиз. У меня нет фактов на руках, можете назвать этой геймерским чутьем, однако история The Order: 1886 вовсе не скомкана, как считают в прессе. На мой взгляд, напротив, она вполне размеренно берет свое начало, ставит правильные вопросы, интригует и имеет собственную кульминацию, которая не раскрывает все карты. Да, под конец игры, судя по количеству кат-сцен на квадратный метр, складывается ощущение, что Sony очень торопила разработчиков с релизом, но надо отдать должное, Ready at Dawn постарались на славу. The Order: 1886 наталкивает на определенные догадки касательно многих аспектов игры: черная вода, происхождение которой может быть как-то связано со Священным Граалем; тоталитарное государство, в котором проблемы решаются зачастую силовыми методами; и королева во главе, которую давненько никто не видел, но кто-то, тем не менее, продолжает руководить страной. От всего этого в голове зарождаются любопытные мысли, свидетельствующие о том, что игра поднимает глубокие темы, которые не успевают полностью раскрыться из-за короткого «хронометража». С другой стороны, публика, ознакомившаяся с историей The Order: 1886, безусловно, права. Сюжетная часть несколько слабовата, особенно если учесть, что эта игра должна стать основой для целой вселенной, эдаким стержнем всех тех событий, которыми эта вселенная будет обрастать в дальнейшем. Хочется верить, что Ready at Dawn ещё проявят себя в будущем, учтут все ошибки и выпустят продолжение, которое ответит на большую часть вопросов и позволит игрокам ещё больше погрузиться в придуманный разработчиками мир.
Вся ситуация вокруг The Order: 1886 напоминает мировую премьеру Steamboy 2004 года выпуска, срежиссированного непревзойденным Кацухиро Отомо (Katsuhiro Otomo). Действие мультфильма происходит в XIX веке, в Англии. Молодой парень Рей Стим, начинающий изобретатель, получает от родного дедушки Ллойда Стима посылку. Дедушка Рея ученый, которому удалось изобрести «паровой шар», его-то родственник в посылку и вложил. Однако стареющий ученый, в силу возраста не сообразил, что этим своим единоличным решением он втягивает своего внука в серьезные неприятности, так как за шаром охотится американский консорциум О`Хара, желающий применить новое изобретение в военных целях и продемонстрировать на Всемирной выставке свое влияние и могущество. Поневоле этой самой организации и будет противостоять младший изобретатель Стим, а заодно он спасет столицу Британии от угрожающей ей техногенной катастрофы.
Забавно, но мультфильм находился в производстве целых восемь долгих лет, для него было сделано 180 000 рисунков, 400 сцен с использованием компьютерной графики, на производство было потрачено 22 миллиона долларов. А вот мировые сборы составили всего 19 миллионов, да и рейтинги мультфильма были не высоки. Похоже, что у The Order: 1886 и Steamboy довольно много общего, как минимум потому, что оба проекта являются в первую очередь любопытными образчиками стиля.
В список положительных моментов можно добавить, что практически все в игре работает как надо и вообще не вызывает нареканий. Если бы у The Order: 1886 были технические проблемы, она бы провалилась на рынке и все о ней моментально забыли. Однако детальная проработка всего и вся и вылизанная механика лишь говорят о том, что авторы с любовью подошли к своей работе и старались всеми силами не упасть лицом в грязь. Тем не менее, это вовсе не говорит о том, что у игры нет проблем с технической частью, они есть, но они совершенно не мешают при прохождении. Самым большим недостатком, сугубо на мой взгляд, является расплывчатость изображения во время прицеливания, что вроде как должно быть реалистичным, но на деле делает главного героя близоруким и лишь раздражает игрока. К другим мелким огрехам можно отнести отсутствие отражений в зеркалах, одинаковые лица большинства персонажей, кинематографичные черные полосы сверху и снизу, скудность цветовой палитры и малую интерактивность объектов на уровнях.
А вот что явно бросается в глаза сходу – ввиду малой продолжительности игры, – это то, что из финальной версии исчезла разрушаемость. На различных выставках в течение всего прошлого года нам регулярно показывали ролики, в ходе которых тут и там все время что-то взрывалось, сыпалось, обваливалось и вообще напоминало великолепную Battlefield: Bad Company 2. Какого же было удивление, когда на полки магазинов поступила версия, в которой все разрушения сугубо заскриптованы, что очень сильно разочаровывает, особенно когда игра на некоторое время дает вам в руки какую-нибудь M86 Thermite Rifle, но не позволяет как следует насладиться стрельбой и ощутить всю её разрушительную мощь.
Не лишним будет отметить, что Викторианская эпоха (1837—1901) часто становится декорацией для научно-фантастических сюжетов, чаще всего жанрово объединяемых в стимпанк. Собственно, это неудивительно, ведь для Англии этот исторический период стал одним из самых значимых и важных, в первую очередь благодаря интенсивному развитию инфраструктуры и строительству железных дорог. Технологические сдвиги и промышленная революция изменяли мировосприятие людей, провоцировали быстрое развитие научной мысли, и, говоря научным языком, «самодисциплинирование» человеческой личности. В обществе царила Викторианская мораль, обязывающая придерживаться определенных моральных принципов, которые объединялись в строгом кодексе поведения с нетерпимостью к его нарушениям и сильной этике.
Другой особенностью The Order: 1886 стали переходы между действием и кат-сценами, сделанными на движке игры, все происходит плавно и без каких-либо загрузок. Конечно, мы уже видели подобное раньше, но хотелось бы, чтобы такие вещи чаще заглядывали в современные игры на консолях текущего поколения, тем более что мощности приставок это позволяют. Правда, хоть авторы и освоили бесшовные переходы между роликами и геймплеем, то вот плавным переходам между разными типами геймплея их явно не учили. Зачастую все действие на локации делится на строго отведенные под различный тип геймплея участки, что делает игровой процесс несколько комичным. Например, на одном участке главный герой замедляет ход и у игрока отбирают способность быстро перемещаться, а это значит, что настало время разглядывать декорации и искать интерактивные предметы. А если попали на большой и открытый участок локации с понаставленными тут и там коробками, бочками и прочими укрытиями – это означает, что в ближайшие несколько минут игрокам дадут немного размять пальцы и придется пострелять. Эти куски уровней объединяют видеоролики, которые подгружают каждый следующий кусок уровня.
Что касается самих боев, то львиную долю игры стычки с противниками проходят довольно простенько и скоротечно: перестрелки от третьего лица, с укрытиями и перекатами. Все интуитивно и просто, без сюрпризов. На среднем уровне сложности, к примеру, враги периодически умудрялись выкуривать меня с насиженного места гранатами, заходить за спину и просто не давали высунуться из-за укрытия, ведя непрерывный огонь по моей позиции. А под конец разработчики даже стали комбинировать различные типы врагов, стараясь задавить количеством и вынуждая отступать. Да, интеллект недругов явно не дотягивает до F.E.A.R. или Halo, он скорее на уровне ранних частей Resistance или Uncharted, что для дебютного проекта студии не так уж и плохо. Видно, что авторы очень осторожничали и пытались угодить массовой аудитории, которая, судя по отчетам Sony Computers Entertainment, не имела дел с современными консолями до покупки PlayStation 4.
Как я уже писал выше, сюжет игры наталкивает на занятные мысли относительно устройства её мира. На происхождение Черной Воды намекают очевидные и не очень подсказки: так, например, в одной из сюжетных сцен показано, как вода смешивается с кровью рыцарей Ордена. При этом один из действующих персонажей игры называет ее Граалем, что отсылает нас к чаше, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя. История гласит, что рыцари Круглого стола в свободное от своих обязанностей время посвящали себя поискам Святого Грааля, дарующего его обладателю вечную жизнь и прощение всех грехов. Однако реликвию средневековые рыцари так и не нашли, что в дальнейшем сделало словосочетание «Священный Грааль» синонимом какой-либо недостижимой цели.
Касательно продолжительности, о которой в сети уже сложилось определенное мнение. Мое прохождение на средней сложности заняло полных 10 часов, что я считаю вполне неплохим результатом для кинематографичного шутера. Есть масса других хороших видеоигр с небольшой продолжительностью, что не делает их хуже. Например, малая продолжительность сказалась на оценках в прессе великолепной Murasaki Baby, что лишь подтверждает мои размышления на тему того, что людям не нужна великолепная атмосфера и необычный геймплей, им нужна вымученная продолжительность в 100 часов, высосанная из пальца история и мультиплеер, и тогда звание GOTY игре обеспечено. Я понимаю недовольство игроков, так как даже за эти 10 часов не происходит ничего необычного, концептуально нового, а история, как уже упоминалось выше, крайне нетороплива и все выглядит, как вступление для большой эпической саги.
Завершая обзор, хочется сказать пару слов о русской версии игры. Во-первых, у игры отвратительная русская локализация. Мало того, что голоса актеров вообще не соответствуют их персонажам, так ещё и актерская игра, видимо, не была оплачена издателем. История, львиную долю которой занимают эмоциональные переживания героев, превращается в цирк. Всем, знающим английский язык, исходя из собственного опыта, советую сменить язык консоли и только после этого запускать игру. Не то, чтобы сами по себе диалоги были какими-то высокопарными, захватывающими или хоть сколько-нибудь содержательными, но все же это спасает от неуместных интонаций, отстраненности от ситуации или переигрываний. Во-вторых, это цена. Цена, на которую жалуются игроки, и впрямь высока. Однако не стоит забывать, что сама игра в этом не виновата. В конце концов, никто не заставляет покупать The Order: 1886 в магазине на старте, для этого существуют распродажи и вторичный рынок, готовые порадовать вас приемлемыми ценами.
Итог: Исходя из всех вышеперечисленных плюсов и минусов, мне видится The Order: 1886, как начало эпичной и интригующей истории, наделенной потрясающей правдоподобной атмосферой и неплохим задатком для сюжета, в котором ещё можно сделать несколько интересных, напрашивающихся сюжетных поворотов. А пока что первый блин, как говорится, вышел комом. Однако игра совершено точно не провал, и я советую её оценить практически всем обладателям PlayStation 4, купив игру на распродаже, скажем за полцены. Если не ради потрясающей атмосферы, то хотя бы ради графики, так как на сегодняшний день это один из самых технически продвинутых движков, который и впрямь дарит ощущение реалистичности происходящего не хуже какого-нибудь Fox Engine. А на этом я с вами прощаюсь. Всем спасибо за внимание и до скорых встреч!
Дополнительные скриншоты:
Трейлер: