«Экспериментальный центр напоминает Вам о том, что кубы не умеют разговаривать. В том случае, если грузовой куб все же заговорит, центр настоятельно рекомендует Вам игнорировать его советы»
GLaDOS, «Portal»
Вы знаете, довольно таки сложно критиковать игру, которую сделал один человек. Нельзя, к примеру, глядя на малополигональный визуальный ряд или запутанную структуру повествования, сказать, что здесь довольно слабо потрудились геймдизайнеры, художники, кодировщики или сценаристы, потому что ты осознаешь, что никакой команды нет, всю игру от и до делал один человек. И благодаря этому ты как будто бы ведешь с ним диалог и получаешь тот игровой опыт, который он хотел тебе передать. В этот момент становится непросто понять: было ли так задумано или у творца просто не хватило навыка, чтобы сделать какой-то из аспектов игры чуть более комфортным для восприятия. Я думаю, что многие испытали нечто подобное, ознакомившись с нашумевшими Volume, Cave Story, Axiom Verge или нашей сегодняшней гостьей – Small Radios Big Televisions, которая разрабатывалась в недрах студии Fire Face для персональных компьютеров и PlayStation 4. Как бы там ни было, создана ли та или иная видеоигра небольшой творческой командой, мега-корпорацией или стараниями одного единственного человека, если она способна вас завлечь хотя бы на несколько часов, то уже как минимум становится достойной приза зрительских симпатий, разве нет?
Small Radios Big Televisions безмолвно встречает вас у порога некой фабрики, чадящей дымом на фоне красного как кровь заката. Таких фабрик в игре пять, каждая в форме разных геометрических фигур: от простого квадрата и до большого восьмиугольника. Очень скоро вы обнаружите, что у каждого здания есть вход и выход, а то и сразу несколько, и определить, какая из дверей вам нужна, можно лишь сходив на разведку, благо за проявленное любопытство тут награждают, а вовсе не наказывают. Внутри промышленных зданий расположены геометрически выверенные коридоры, масса дверей, а также огромное множество следов человеческой деятельности. Однако никаких людей в округе нет, лишь кричащие послания, оставленные на стенах, пропагандистские рекламные плакаты, обещающие светлое будущее всем и каждому, или технические предостережения, вроде «Вход только для персонала», «Осторожно, биологическая угроза» и все в таком духе. И это довольно занятное зрелище, так как игра не пытается вас напугать: вы не встретите изувеченные трупы, размазанные по полу следы крови или развешенные по стенам лабораторий внутренние органы, но она всё равно вызывает стойкое ощущение дискомфорта.
И если вы уже представили в голове возможный вариант произошедших на первой фабрике событий, то следующее здание, которое откроется для изучения, лишь спутает все мысли, так как записки и рисунки на стенах будут отличаться от предыдущих, то дополняя общую картину, то противореча тому, что вы себе вообразили. В любом случае, изучая посыл автора, трудно не задаться вопросом – в чем смысл всего происходящего? Что я тут делаю? Что произошло? Каким целям служат эти фабрики? Кто оставил эти таинственные послания? Почему мы ищем кристаллы в записях на пленке? Каким образом мы можем перетащить их в реальный мир и использовать их в качестве проводников для различных механизмов? Что вообще такое – эти кристаллы? И почему фабрики выполнены в форме геометрических фигур? Что ж, кое какую информацию вы получите, прослушивая в радиоэфире диалог двух неизвестных, которые будут намекать на некоторые вещи. Например, на то, что записи на пленках – это то, каким был мир до вмешательства человека. А одна из пленок прямым тестом говорит вам, что в Small Radios Big Televisions не обошлось без научных экспериментов с разумом человека, кассетными записями и виртуальной реальностью.
Попытавшись определить жанр Small Radios Big Televisions, вы, скорее всего, решили бы, что это «галлюциногенный трип» – ввиду отсутствия четкого осознания того, что вы вообще забыли на покинутых фабриках, наличия кислотного визуального ряда при просмотре пленки и очень странного музыкального сопровождения, которое сложно классифицировать, но нет, это приключенческая «point-and-click» игра. Вы елозите курсором по помещениям, открываете двери, решаете механические головоломки, собираете предметы и тщательно выискиваете спрятанные на уровнях кассетные записи. Будет ли это игра с тенями и светом в попытках обуздать распоясавшиеся растения, скукоживающиеся под лучами любых источников освещения, или же война с неподдающимися вентилями, спускающими воду на нижних уровнях, – местные загадки довольно просты в освоении и легко проходятся со второй или третьей попытки. Пленки, как я уже говорил, хранят в себе небольшие образы и позволяют созерцать различные красоты природы, полюбоваться на склоны с вершины горы, спуститься по течению, проплыв под мостами, прогуляться по лесной опушке или осмотреть со всех сторон многолетний золотистый дуб. Все эти образы хранят в себе особые зеленые кристаллы, без которых вас не пустят на следующие уровни, так как многие запертые автоматические двери требуют наличия изумрудных камешков.
Следовательно, вашей основной задачей будет прослушивание всех без исключения кассет, которые воспроизводятся с помощью портативного магнитофона. Причем на пленку можно воздействовать благодаря специальным механизмам, которые намагничивают или размагничивают ее, отчего визуальный ряд вкупе со странной музыкой начинает напоминать самый настоящий приход. И пока вы обдумываете происходящее, недоумевая, что творилось в офисе или дома у господина Овена Диири (Owen Deery), когда он создавал эту игру, перед вами на экране будут хаотично мельтешить малополигональные объекты, значение и присутствие которых в кадре не поддается объяснению, яркие цвета обратятся в негатив или инверсию, а музыка, которая и до этого походила на перезаписанную помногу раз кассетную запись, станет обрывистой и будет напоминать эффект зажеванной пленки. И да, музыка постоянно транслируется прямо через динамик Dualshock 4, который начинает при этом светиться всеми цветами радуги. Зачем нам это показывают? – спросите вы. Я думаю, что у тех, кто собственноручно опробовал Small Radios Big Televisions, однозначно есть одна или даже несколько теорий на этот счёт, главное, что нужно делать игроку во время изучения подобных пленок – это искать кристаллы. Если таковые не обнаружились в обычной записи, то достаточно намагнитить или размагнитить пленку, и зеленый камушек обязательно обнаружится, если вы, конечно же, будете достаточно внимательны.
Проделав все вышеперечисленные манипуляции, вы вернетесь в убежище или что бы это там ни было, где вас всегда будет ждать радиоприёмник и странный механизм, вокруг которого расставлены четыре крепления. Туда, как выяснится, нужно поместить четыре линзы, преломляющие свет прямо в центр бесцветного кристалла, парящего посередине. Эти линзы можно отыскать на фабриках в различных укромных уголках – в вентиляционных шахтах, например, и найдя их все, вы сможете создать свой собственный ключ. Тот самый, каким вы до этого отворяли другие двери. И этот ключ вам понадобится для доступа в конечную локацию и получения трофеев, которых немного ввиду короткой продолжительности игры. Её можно одолеть за какие-то два часа – при условии, что вы озаботились поиском всех четырех линз. Конечно же, никто об этом заранее не сообщит, ведь игра вообще остается безмолвной по отношению к игроку на протяжении всего прохождения. Любители головоломок, привыкшие к повсеместным подсказкам даже в самых казуальных играх, могут удивиться подобному подходу разработчиков, и благодаря такому обстоятельству прохождение может затянуться на некоторое время. Ведь о том, что именно требовалось найти, игрок узнает опосля.
В современных конкурентных условиях с большим изобилием приметных инди-игр, трудно однозначно рекомендовать кому-либо такую непродолжительную игру, учитывая ее стоимость. И это, пожалуй, главный ее недостаток, если откинуть в сторону высокую чувствительность управления, так как по мере продвижения между богом забытыми фабриками Small Radios Big Televisions начинает набирать обороты и хочется, чтобы она заняла вас больше, чем на один вечер. Она определенно обладает потенциалом и во многом напоминает великолепную Portal с ее научными экспериментами и безлюдной обстановкой, но, к сожалению, представленной атмосфере не хватает смелости бросить настоящий вызов разуму игрока. Впрочем, как я уже говорил, без пищи для размышлений человек, сидящий по ту сторону экрана, не останется, но и полностью удовлетворен, скорее всего, тоже не будет. Но если вы ценитель продуманных головоломок с длинным шлейфом поводов для раздумий после прохождения, вам определенно стоит обратить на нее внимание.
Итог: Будучи игрой приметной, Small Radios Big Televisions использует на полную катушку весь имеющийся в наличии визуальный ряд, постоянно переключаясь с двухмерной картинки на трёхмерную, играясь с цветами, подачей и музыкальным сопровождением, дополняющим всё происходящее. У игры довольно приятная обволакивающая атмосфера, которая местами жутковата, как какая-нибудь Inside или та же Portal, местами хаотична, в остальном – успокаивающе созерцательна, как Everybody’s Gone to the Rapture. Вообще, это относится ко всей игре, так как она явно не считает, что сложные загадки – это то, что нужно игроку, вернувшемуся домой после тяжелого дня на работе и севшему за прохождение новенькой приключенческой игры. Так что за ней можно провести часик-другой, блуждая по коридорам исследовательских центров, фабрик и промышленных конструкций, разыскивая очередную порцию галлюциногенных образов, за просмотр которых вас отблагодарят кристаллами и, пытаясь собрать из разрозненных кусочков мозаики цельную историю. Это описание лишний раз подчеркивает экспериментальность и узкую направленность данной игры, так что если вам не жалко времени и средств, то обязательно обратите свое внимание на новый проект, выпущенный благодаря поддержке Adult Swim Games. Что, я разве не сказал вам о том, что короли всех самых наркоманских и сумасшедших игр взяли под своё крыло труды господина Диири?
А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.