«— Мёртв. Отравление тяжёлыми металлами.
— Это как?
— Три меча в брюхо».
Терри Пратчетт, «Интересные времена».
Согласитесь, что в последние годы в игровой индустрии независимых студий стало очень много, ежегодно выходят сотни инди-игр, либо выбравшиеся из раннего доступа, либо же попавшие в какую-то программу поддержки, которую проводит тот или иной консоледержатель, а то и вовсе проспонсированные на каком-нибудь Kickstarter. Во всем этом немудрено запутаться, и чтобы хоть как-то понимать, кто есть кто и на что стоит обратить внимание на рынке инди-игр, надо прямо таки всерьез ими увлекаться и не забывать периодически поглядывать на новые творения различных независимых студий. Зачем это делать? Это уже другой вопрос, так как каждый относится к данному рынку по своему, но, как правило, все сходятся во мнении, что среди ежегодного нескончаемого потока инди-игр нередко можно найти для себя что-то новое и впечатляющее. Например, небольшая шведская студия Zoink Games в позапрошлом году выпустила нашумевшую Stick It To The Man!, после которой журналисты стали всерьез называть разработчиков второй «Double Fine», а ведущего сценариста студии Зака Уэйнера (Zach Weinersmith) чуть ли не прозвали вторым Тимом Шейфером (Tim Schafer). Так как данный платформер отличался от своих конкурентов достойным черным юмором, хорошим сюжетом и необычной стилистикой. Мне, к великому сожалению, в него поиграть не довелось, но, чтобы хоть как-то наверстать упущенное, сегодня мы рассмотрим другую игру студии, вышедшую в этом году – Zombie Vikings, а заодно попробуем понять, так ли хороши разработчики на самом деле, как о них говорят.
Итак, история зомби-викингов начинается где-то в Вальгалле, в месте, куда после смерти попадают души умерших викингов. Игроки застают стареющего предводителя асов – Одина, комфортно расположившегося в кресле у камина и натирающего свой посох (и это не то, о чем вы подумали). В этот момент к нему в комнату врывается Локи – бог хитрости и лжи, а затем обманом забирает у старейшины его единственный оставшийся глаз и… дает деру. Ослепший, но полный праведного гнева Один выбирается из дома и призывает души своих лучших воинов – некогда умерших викингов, которые обретают телесную оболочку для выполнения указаний своего бессмертного предводителя. То есть становятся зомби. Один объясняет четверке всю плачевность ситуации, вручает ключи от своего корабля и отправляется восвояси. Вокруг поиска глаза и строится весь сюжет игры, так как от самого начала и до конца игроки будут гоняться за Локи, который все время будет на шаг опережать великих воинов.
Несмотря на то, что Zombie Vikings представляет собой Beat’em up, авторы сделали ставку на сюжет, которого тут и впрямь много, чего никак не ждешь от представителя данного жанра. На первый взгляд это кажется интересным экспериментом, но на самом деле это палка о двух концах, так как люди, собравшиеся дружной компанией и севшие просто бездумно постучать по кнопкам, вряд ли будут просматривать десятки кат-сцен, пусть и добротно выполненных, и вникать во все перипетия сюжета. Поэтому большинство роликов, скорее всего, просто будут пропущены в угоду игровому процессу. С другой стороны, если за игру сядут люди, которым интересно не только лупить вражин, но и понимать причину происходящего, то игра покажет себя во всей красе. Для усидчивой аудитории авторы приготовили тонны черного юмора, так как в Zombie Vikings постоянно происходят десятки событий: кому-то вечно нужна помощь; какая-то разъяренная толпа постоянно гонится за зомби-викингами, желая их смерти; а на фоне всего этого Локи готовит очередной коварный план, с помощью которого он попытается сбросить с хвоста назойливых преследователей.
Игрокам доведется побывать в самых необычных и живописных местах, например, в мире червей, котов и даже прогуляться по пряничному домику, который оказался не таким уж и маленьким, каким его описывал Шарль Перро. Все это обыграно довольно забавными сценками, озвученными актерами. Например, ведьма, живущая в пряничном домике, будет оберегать Локи, так как тот, в поисках прибежища решил составить компанию одинокой старой женщине, лестью и обманом втершись к ней в доверие. Поэтому игрокам при посещении связанной с данной тематикой локации доведется лицезреть несколько кат-сцен, в которых ведьма попытается всячески затащить Локи в свой… котел. А первый же встречный второстепенный персонаж, или правильнее будет сказать, часть персонажа, попросит викингов вернуть ему его тело, которое было украдено сыном Короля Червей. После победы над кольчатым неприятелем сам Король обрадуется тому, что теперь у него не один сын, а целых четыре, ведь он всегда хотел большую семью, но как только до него дойдет, во сколько ему обойдется обучение всех четырёх сыновей в колледже, он тотчас бросится за нашей четверкой викингов в погоню. В общем, как вы понимаете, юмор тут специфический и если вам нравятся подобные вещи, то дальше будет только больше. Очевидно, что авторы при создании игры вдохновлялись работами Тима Бёртона (Tim Burton) и Тима Шейфера (Tim Schafer), так как многое в игре пропитано отсылками к современным культурным событиям, загробной тематикой и все это нарочито утрировано в угоду черного юмора. Каждому мало-мальски важному персонажу будет уделено время, причем ровно столько, чтобы вкратце изложить ситуацию и опустить несколько забавных шуток. При этом авторы не забыли придать всему этому своего уникального лоска, что, несомненно, запомнится тем, кто возьмется за прохождение игры.
Всего на выбор доступны четыре оживших викинга, а именно: злобный викинг-полурослик Hedgy; высокий воин Seagurd, в котором живет дружелюбный осьминог; невысокая представительница прекрасного пола Caw-kaa, которая в душе своей ворона; и довольно таки любвеобильная воительница Gunborg, объемы которой превышают все мыслимые размеры. Каждый из них отличается не только внешностью, но и характером, реакцией на происходящее, атаками, владеет своим персональным оружием и при этом обладает уникальными навыками. Например, Caw-kaa умеет превращаться в ворону и нападает на своих недругов сверху, Seagurd может отравлять врагов и умело орудует не только мечом, но и щупальцами поселившегося в нем осьминога, уникальным навыком Gunborg является возможность притягивать к себе врагов и взрываться, а Hedgy крутится словно синий еж японского производства, что, возможно, является ещё одной отсылкой, и плюется взрывоопасными костями. Более того, игрокам доведется попробовать в деле каждого из них, так как игра периодически принуждает брать в партию кого-нибудь из четырех героев. Делается это нарочно, так как в игре есть тематические локации, раскрывающие те или иные подробности о жизни нашей четверки, а игрокам, соответственно, доведется посетить те места, в которых бывали герои, когда ещё не были ожившими мертвецами.
Разумеется, все это приводит к довольно забавным ситуациям и вносит разнообразие в игровой процесс: игрокам не только доведется узнать, почему Caw-kaa наполовину ворона, встретившись с её родителями, но и поиграть в футбол, так как Gunborg при жизни была легендарным футболистом. Футбольный матч вообще отдельная тема, так как он сопровождается грубой сатирой и общим безумием, творящимся в игре. Представьте себе, как Локи использует глаз Одина, точнее его чудодейственные слезы, демонстрируя ему грустные фотографии котов, для того чтобы вражеская футбольная команда во время матча втоптала в землю команду игроков, вкусив слезы предводителя асов. При этом ослепший Один, сидящий в VIP ложе, начнет грустить о котятах, приговаривая «Kittyyyyy!». Спонсором матча является компания, продающая в Вальгалле энергетический напиток, сделанный из мухоморов, который рекламирует непревзойденный Тор, бог грома, сияющий белоснежной улыбкой. Какой же это был бы футбол без ведущих? Поэтому игрокам не забудут показать двух комментаторов в костюмах, у которых вместо галстуков веревки похожие на те, что используют висельники, причем один из комментаторов явно бывший спортсмен, любая его фраза сказана невпопад, а ужасная песня Тора, в которой рифмы нет даже в зачаточном состоянии, растрогала здоровяка до слез. Заканчивается футбольный матч сожжением символа вражеской команды Бабочек – человека, одетого в костюм гусеницы, так как Один, прознав, что на матче присутствует Локи, начинает в гневе махать посохом и вслепую швыряться огненными шарами. И все это безобразие игрокам покажут за десять-пятнадцать минут!
На разнообразие тактик влияют не только навыки самих персонажей, но и та экипировка, которую разрешается взять с собой на то или иное задание. Новое оружие можно приобретать за золотые монеты, которые чаще всего хранятся в спрятанных ящиках и сундуках, сменить снаряжение – мечи и магические руны дозволено либо перед заданием, либо у специальных магазинов. Мечей в игре довольно много, часть из них привязаны к некоторым персонажам, иные можно приобрести в магазине, но большую часть уникальных мечей можно заполучить в свое распоряжение лишь выполнив какое-нибудь побочное задание. Причем за право обладать таким мечом игрокам натурально придется драться, оставшиеся с носом герои смогут потом выкупить новинку, если позволят финансы, так как деньги тут не делятся поровну на всю команду. Честно говоря, львиная доля всех мечей выполняет сугубо декоративную функцию, так как описание экипировки здесь сатирическое и в большинстве случаев не несет никакой полезной информации, проверка оружия на практике также не дает никаких результатов. Конечно, есть и видимые эффекты, которые не ускользнут от глаз игроков, так как дорогущий меч, прозванный Байкл Мэй, как от него и ожидалось, провоцирует на возникновение взрывов при столкновении с чем-либо, палка с привязанной к ней котом способна ненадолго застопорит врагов, а чья-то оторванная нога создает взрывоопасные черепа из воздуха. Но вот полезные эффекты большинства других орудий умерщвления не поддаются классификации и не приносят никакой существенной пользы, отчего складывается ощущение, что авторы добавили их в игру просто, чтобы были. С рунами все гораздо проще, так как понять их полезные свойства куда легче, одни могут повысить запас здоровья игрока, другие усиливают урон, третьи позволяют делать дополнительный прыжок. Часть рун также можно получить, выполняя второстепенные задания. В любом случае, никто не запрещает игрокам пробежать всю игру со стандартной экипировкой, не испытав никаких трудностей.
Что касается необязательных заданий, то и их разработчики старались обыграть различными сценками, добавив интересные взаимодействия с отдельными персонажами. Игрокам доведется спасти девочку, застрявшую внутри огромного кита и достать для бабушки с дерева кота или точнее скунса, но бабушка все равно считает своего домашнего зверя котом, возможно потому, что у бабушки плохое зрение и обоняние. Как я уже говорил, некоторые второстепенные задания невозможно выполнить, если в команде не будет определенного героя, в таком случае проход к ним будет закрыт непроходимой стеной. Например, подводную лодку, которой управляют гномы-миньоны, не вытащить из воды, если перед основной миссией не выбрать Seagurd’а, ведь только он умеет с помощью щупалец живущего в нем осьминога швырять тяжелые предметы, но об этом перед началом задания никто не сообщит. Описания к подобным коротеньким второстепенным заданиям тоже порой расплывчаты и очень трудно догадаться, что именно Hedgy вооружившись киркой, выполненной в виде головы единорога, должен ударить страдающего скелета, живущего в глубинах пещеры, чтобы в итоге получить особый меч. Но, чтобы получить кирку, Hedgy предварительно должен собрать останки своих сородичей, которых украли гномы и аккуратно возложить их у специальных мест. Все это можно выполнить лишь методом высоконаучного тыка, и я сильно сомневаюсь, что кто-то будет этим заниматься всерьез, особенно если учесть, что игра сделана в жанре Beat’em up.
Кроме того, создатели всячески пытались разбавить игру не только секретами с сундуками, но и загадками, которые, к слову, оказались совсем простыми и чаще всего они завязаны на возможности швырнуть что-нибудь куда-нибудь, поэтому особых сложностей они вызвать у игроков не должны. Битвы с боссами также не блещут оригинальностью, разгадать тактику можно с первых минут боя, но, справедливости ради, хочется похвалить разработчиков за их попытки. Интересной фишкой становится различные кооперативные взаимодействия, например, после смерти голова игрока отлетает от тела, но все ещё может наносить врагам урон, поливая их зеленой жижей и прыгая на месте. Дабы оживить товарища, второй игрок должен подобрать голову и донести её до туловища. Или, к примеру, в особых местах зомби-викинги могут срастись в здоровенного огра или «Мега-зомби», как его тут величают, при этом каждый игрок будет управлять своей ногой и своей гигантской рукой, размахивая конечностями в разные стороны и уничтожая противников пачками. К сожалению, подобные вставки встречаются нечасто, да и здоровье огра тихим ходом убывает, поэтому нужно торопиться и уничтожить как можно больше противников, попавших в поле зрения.
К неприятным моментам можно отнести регулярные глюки и баги, когда, к примеру, не срабатывает какой-то скрипт и уровень приходится перепроходить заново, периодически пропадают субтитры или же герои все время норовят где-нибудь застрять. Забавно было видеть, как один из боссов и сам не смог сдвинуться с места, намертво застряв в текстуре, и партии не оставалось ничего иного, как просто уничтожить его, набивая сумасшедшие комбо без опаски для здоровья. Печально видеть, как по мере прохождения начинают вылезать из небытия досадные ошибки в коде, отчего периодически будет стремительно падать частота кадров, а в иных локациях может начаться фееричный глюкодром, включающий в себя: застывание камеры, внезапное появление или исчезновение противников, лаги, ведущие к столь же внезапному падению противников с очередного обрыва или же заморозка супостата где-то за границами экрана, отчего игра просто не может перейти к следующему куску локации и показать, что же там дальше. Последнее лечится выбором Seagurd’а, который умеет плеваться ядом. Однако, не смотря ни на что, авторы регулярно выпускают патчи и стараются оперативно устранять все существующие проблемы, полируя игровой процесс до блеска. Но вот что им не довести до блеска, вероятно, уже не получится никогда – это довольно короткие по продолжительности столкновения с противниками, так как их в игре чертовски мало, кроме того, явно ощущается недостаток оригинальных и интересных супостатов. Иногда попадаются мини-боссы, но ничем другим от рядовых противников, кроме как толстокожестью, они, в общем-то, не отличаются. Все это граничит с потрясающим визуальным наполнением, который напоминает работы Ubisoft Montpellier и Double Fine, но в целом оно является наследием Stick It To The Man, использующим тот же самый стиль. Честно говоря, хотелось бы видеть больше работ с подобной визуальной составляющей, и благо, раз или даже два в год такие игры появляются на рынке и они однозначно достойны внимания хотя бы за их художественную часть.
Итог: Подводить итоги по Zombie Vikings легко и в то же время непросто потому, что у Zoink Games получился средний по качеству, но интересный и яркий представитель жанра «Beta’em up». Её сложно рекомендовать кому-либо, так как очевидно, что игра рассчитана на кооперативные забеги, одному играть в Zombie Vikings практически не имеет смысла, поэтому для тех, кто желает ознакомиться с новым творением студии, обязательно нужно обзавестись вторым контроллером или же подпиской PlayStation Plus, а также обладать усидчивостью, ибо столкновения с врагами тут очень быстрые и стремительные, а сюжетных кат-сцен в игре на порядок больше, чем самого игрового процесса. Под вопросом остается и юмор, так как он тут в основном сатирический и местами даже сортирный, то есть, рассчитан исключительно на любителей. Пока что игра доступна лишь обладателям PlayStation 4, но в скором времени обещает выйти на персональных компьютерах, однако по-хорошему ей самое место на портативных платформах с использованием локального и Интернет соединения посредством Wi-Fi. Что, как мне кажется, в скором времени и произойдет, как это было со Stick It To The Man. В любой случае, Zombie Vikings – хорошая игра и лично мне она пришлась по душе, я прошел её не без удовольствия. Если вы искали какую-нибудь легкую в освоении кооперативную игру на несколько вечеров – берите, не задумываясь.
А на этом у меня все, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.