До релиза SOMA остались буквально считанные дни, поэтому сотрудники Frictional Games не забывают напоминать о себе, например, опубликовав свежее сообщение на европейском блоге PlayStation. На сей раз сообщение будет касаться сюжетной составляющей научно-фантастической игры, затрагивающей темы личности и сознания. Именно эти вопросы формируют игру, так считает сотрудник студии Томас Грип (Thomas Grip), любезно посвятивший нас в то, что происходит в глубинах океана в стенах исследовательской базы PATHOS-2.
Проблема других умов
Расслабьтесь и просто сконцентрируйтесь на своем нынешнем состоянии на несколько мгновений. Вы можете слышать звуки, ощущать вещи, видеть окружающие вас предметы и так далее. У вас помимо восприятия с помощью пяти органов чувств имеются определенные эмоциональные реакции, которые возникают при этом процессе – это то, как вы воспринимаете мир вокруг вас. Каждый воспринимает мир по-своему, но все эти вещи в совокупности составляют суть вас самих. А вы уверены, что эти эмоциональные реакции существуют только в вас самих, а у других людей – они другие? Поскольку эти эмоциональные реакции - вещь чисто субъективная и в природе отсутствует какая-либо физическая основа, нельзя просто заглянуть в человека и убедиться в этом. В конце концов, люди хоть и действуют осознанно, но это зачастую происходит механически, никакие субъективные ощущения в процессе подобных действий не задействованы.
Со стороны это выглядит иначе, так как большинство людей действует схожим образом, поэтому можно предположить, что у каждого при этом возникал свой подобный субъективный опыт. Во многом мы похожи друг на друга, но в то же время мы не можем быть в этом на 100% уверены. Впрочем, есть такие случаи, когда это становится сложнее определить. Например, в медицине было зафиксировано много случаев, когда пациенты после выхода из комы были прекрасно осведомлены обо всем произошедшем с ними за долгие годы, хотя не имели никакой связи с внешним миром. Все это становится ещё сложнее и запутаннее, если дело касается роботов. Если робот действует осознано, подобно человеку, то должны ли мы считать его человеком? Существуют ли в нашем обществе какие-либо атрибуты, необходимые для того, чтобы быть по-настоящему осознанным? И если мы, к примеру, узнаем, что машина, вероятно, находится в сознании и осознает себя, то должна ли она получить те же права, что и мы? Именно с этими вопросами и многими подобными им игрокам предстоит столкнуться в SOMA.
Странная Анозогнозия
Опять же, проиллюстрируем это на себе. Опустите голову и посмотрите вниз на свое тело, вы движете конечностями и ощущаете свою кожу. Но сможете ли вы дать точное описание того, кем вы являетесь? На самом деле у вас даже нет необходимости двигаться или тыкать пальцем в самого себя, достаточно просто закрыть глаза и почувствовать свое тело, понять, что всё на месте. Эта способность - ощущать наши собственные тела - происходит естественным образом и на первый взгляд кажется самой очевидной вещью в мире. Ну а теперь поговорим об анозогнозии. Люди, пережившие инсульт, часто временно или на постоянной основе теряют возможность двигать ослабшими конечностями, но они будут их чувствовать так же, как это было до инсульта. И даже будут отрицать, что это с ними произошло.
Однако если врач попросит их переместить, например, руку, то пациент очень удивится тому, что рука останется на месте. Многие при этом переживают психологический эффект отрицания, происходящий после получения тяжелой травмы, и будут на полном серьезе отрицать, что данная рука принадлежит им. Но ведь при этом их познание и осознание себя остается все таким же прекрасным. Вроде как у данных людей есть две функционирующие конечности, но в весьма жуткой манере они на полном серьезе начинают искать диковинные объяснения тому, что с ними произошло. Эта тема также найдет свое отражение в игре, затрагивая сумеречный мир между духовным и физическим мирами.
О трудностях контроля ИИ
С каждым днем в мире ученые умы все время добиваются успехов в развитии искусственного интеллекта. И мы начинаем сталкиваться с новой проблемой: как мы можем убедиться в том, что ИИ ведет себя так, как мы хотим? Как мы можем это отследить в развивающемся ИИ? Как код системы может понимать и принимать общечеловеческие ценности? Обычно, когда люди говорят об ИИ, они представляют себе нечто вроде Хэла из Космической Одиссеи 2001, эдакую говорящую машину, которая понимает человеческие желания. Но представим себе такую ситуацию, что ИИ взял на себя роль водителя автомобиля, а вы являетесь его пассажиром, но вы случайно оказываетесь жертвой сложных обстоятельств, в которых перед ИИ предстает два варианта: он может сделать маневр уклонения, спасая вас, но нанося ущерб окружающим. Или может упасть с моста, убив своего пассажира, но спасти жизни четырех человек, не столкнувшись с несущимся на него автомобилем.
Если мы запрограммируем ИИ так, чтобы спасать наибольшее количество жизней, то мы создаем автомобиль, который потенциально убивает своих пассажиров. А если запрограммируем наоборот, то тогда машина будет, словно трактор, пахать через толпу людей, любой ценой защищая своего пассажира. Это не сложно - получить от машины то, что мы хотим. Однако, чем сложнее становится машина, тем сложнее становится поднятая нами проблема. Нам нравится думать, что некоторые вещи, такие как святость жизни, являются основополагающими понятиями, но это также должен понимать и ИИ. Существует известный эксперимент, в котором ученые сделали скрепку целью высшего значения для ИИ, и, как ни странно, ИИ смоделировал ситуацию так, что начал превращать всю планету в скрепки. Это может показаться диковинным для нас, но для ИИ все, что мы считаем священным, может вообще ничего не значить.
Надеемся, что мы развеяли все ваши опасения о том, что SOMA будет лишь очередным ужастиком ни о чем. Не забудьте оценить новый трейлер. А пока что мы напоминаем, что европейский релиз SOMA состоится 22 сентября. Игра выйдет только для PlayStation 4 и персональных компьютеров.