«Здесь не всегда было плохо. Были времена, когда я чувствовала себя свободной»
Селена вспоминает о доме, Returnal: Fallen Asteria
Игровая система PlayStation 5 существует на рынке без малого пять лет, однако до сих пор на консоли не вышло ни одной игры, которая могла бы сравниться с Returnal по степени глубины и загадочности. Эта история становится ещё более невероятной, когда приходит понимание, что за этой сюжетно-ориентированной игрой, атмосфера которой до сих пор вызывает у нас страх вперемешку с восхищением, а история вынуждает строить теории и сомневаться в увиденном, стоит небольшая финская студия, специализирующаяся на производстве крошечных аркадных игр.
Во многом это было детище Гарри Крюгера (Harry Krueger), который вынашивал данную идею долгие годы. Возможно, он и сам не ожидал, что его новая игра произведёт такой фурор, но факт остаётся фактом – Returnal стала самой масштабной игрой студии, сумевшей продолжить ей дорожку в PlayStation Studios. Безусловно, у команды были не менее известные Super Stardust Ultra, Resogun и Dead Nation, однако всемирную известность им принесла именно Returnal, успевшая покорить сердца миллионов игроков. И хотя Гарри Крюгер покинул стены родной студии, его наследие продолжает жить и развиваться, что в чём можно легко убедиться на примере недавно анонсированной SAROS.
Но вернёмся обратно к Returnal, ведь выход игры не поставил точку в истории Белой Тени, а послужил началом, поскольку через год студия анонсировала Returnal: Ascension – сюжетное дополнение, добавляющее в игру башню Сизифа и кооперативный режим, а ещё через год, на третью годовщину, студия подготовила для фанатов не один, а сразу два подарка – артбук The Art of Returnal и графическую новеллу Returnal: Fallen Asteria. И хотя обе книги поступили в продажу лишь в конце прошлого года, а рассылаться по разным уголкам мира начали только в этом, у поклонников появилась возможность собрать ещё один осколок, проливающий больше света на прошлое Селены.
Стоит сразу оговориться, что Returnal: Fallen Asteria – это не пересказ игровых событий и не попытка адаптировать существующий сюжет под книжный формат, а самостоятельная история, немного дополняющая лор игры. Главное слово здесь – немного – потому как авторы не стали пускаться во все тяжкие и разжевывать то, что можно было увидеть в оригинале, вместо этого они сосредоточились на новом витке истории, ведь несмотря на то, что сама по себе игра линейная, её можно было проходить разными способами и приходить к целям разными путями, а, кроме того, повторные прохождения всё глубже погружали игрока в контекст событий.
Если кто-то из наших читателей не знаком с завязкой оригинальной игры, то вот краткий пересказ: космический разведчик Селена Васос, получив сигнал бедствия, совершила аварийную посадку на Атропосе – крайне недружелюбной планете, служившей пристанищем для древней развитой цивилизации. Оказавшись запертой в бесконечном цикле из смертей и перерождений, она вынуждена искать ответы на свои вопросы и гоняться за Белой Тенью. Вот и в этот раз Селена разглядела в небе знакомый шлейф от падающего корабля и последовала за ним, чтобы выяснить, кто сидел за штурвалом и почему он или она до сих пор не вышел с героиней на связь.
И хотя Селена уже знает, что упавший корабль – это Гелиос, и что она по сути призвала на помощь саму себя, превратив свою жизнь в нескончаемый кошмар, в этот раз что-то пошло не так и новый цикл привёл её к совершенно незнакомому месту. Стандартный марш-бросок до опустевшего дома, встреча с загадочным астронавтом и битва с поджидающей на улице троицей ламиадонов незаметно вывели её к водоёму, вода в котором замерзает при контакте. Дойдя до противоположного берега, разведчица не обнаружила следов Белой Тени, зато она нашла древнюю статую, охраняемую керберониксами, которая на самом деле являлась скрытым проходом в зеркальное измерение.
Поднявшись на поверхность, она обнаруживает, что всё это время пыталась выбраться из собственной могилы и что чистое небо над головой, деревья и растительность – это иллюзия, призванная заманить её в ловушку. Однако смерть лишь усиливает ощущение неправильности всего происходящего, когда выясняется, что находящиеся неподалёку от места крушения врата превратились в зеркало, которое очень хочет что-то ей показать. И нет, это не очередная попытка каким-либо образом обыграть знаменитое произведение Льюиса Кэрролла, поскольку здесь и без этого хватает отсылок на древние мифы и лавкрафтианщину, которые хорошо вплетены в основной сюжет и научно-фантастическую составляющую.
Например, здесь мы можем впервые увидеть, как зарождаются Заражённые Разведчики – альтернативные версии Селены, в скафандрах которых живёт паразит, управляющий телом. Это одна из самых удачных находок авторов, поскольку чем дальше забирается игрок по сюжету, тем очевиднее становится, что разведчица является неотъемлемой частью местной флоры и фауны. Оказавшись в бесконечном цикле из смертей и перерождений, она, сама того не подозревая, сформировала вокруг себя сложную экосистему, в которой она выступает пищей и носителем для множества хищных существ и паразитов. Говоря простым языком, она сама порождает врагов, с которыми борется, но и не бороться она не может, поскольку планета не оставляет ей иного выбора.
Но на этом сюрпризы не заканчиваются, поскольку в Returnal: Fallen Asteria нашлось место для новых локаций, противников и сюжетных подробностей, которые отлично дополняют основную историю. Также стоит похвалить авторов за то, как ловко они вплели в повествование многие геймплейные механики, начиная с ближнего боя и умения Селены взбираться на возвышенности с помощью захватного крюка, и заканчивая использованием Реконструкторов – инопланетных машин, создающих резервные копии героини. Чтобы подчеркнуть высокую динамику, которая всегда отличала игры Housemarque, художники постарались нанести как можно больше панелей с динамичными позами на каждую сцену схватки.
Чтобы придать новелле большей индивидуальности, а заодно снизить общий объем произведения, было решено последовательно отобразить некоторые действия героини, такие как подъём по лестнице или маневрирование во время сражения, на одних и тех же страницах. И, чтобы у читателя не возникло проблем с позиционированием, художники немного поигрались с пропорциями и выделили все необходимые места тонкими белыми рамками. Это не только добавило произведению стиля, но и улучшило его восприятие.
Вообще, говоря о стиле, хочется отметить, что авторы новеллы не только смогли передать дух и атмосферу оригинального произведения, чем, например, не могли бы похвастаться создатели Bloodborne: Конец сна и Horizon Zero Dawn: Освобождение, но и добавили своего видения. У Returnal: Fallen Asteria очень минималистичная цветовая палитра, которая в основном состоит из чёрных и белых тонов, однако то тут, то там периодически встречаются другие цвета, призванные подчеркнуть важность какого-то события или обратить внимание читателя на определённые детали: голубое небо, переливающаяся золотым светом пещера, горящие красным буркала, хищно смотрящие на Селену из темноты. По духу это напоминает работы Themeborne, которая выпустила в конце прошлого года мрачную The Last Of Us: Escape The Dark.
Помимо всего прочего читатели могут полюбоваться на альтернативные версии обложки, выступающие эдаким художественным переходом между сюжетными сценами. Помимо обложек, здесь есть коротенькие юмористические стрипы про Сизифа, которые, честно говоря, смотрятся очень странно, особенно если учесть, что рисовали их разные люди в разном стиле и у них нет общей сюжетной линии. По всей видимости, они должны играть на контрасте с основным сюжетом и немного разбавлять мрачную атмосферу, как те внезапно врывающиеся в произведение индийские танцы из Alan Wake II, ради которых, судя по всему, и затевалась вся игра.
Однако есть и ещё кое-что – а именно едва различимые силуэты живущих на Атропосе существ, нанесённые на чёрные страницы. Их можно разглядеть только при определённом наклоне книги, поэтому те, кто будут читать цифровую версию, увы, этого не увидят и будут думать, что авторы просто оставили несколько гнетуще-чёрных страниц. Такой вот эксклюзив для владельцев бумажных изданий. И, что касается физических копий, то нам очень жаль, что авторы не предоставили покупателям возможность выбрать между твёрдой и мягкой обложкой, как было в случае с MediEvil: Fate's Arrow, а сбросили на книжные полки издание с мягкой, причём без плёнки и какой-либо дополнительной защиты, что только повысило вероятность повреждения графической новеллы при транспортировке.
Итог: Как любая крупная медиа-компания, Sony старается охватить как можно больше медиа-форматов – от кинофильмов и музыки до книг и комиксов. Однако из всех выпущенных за последние годы графических новелл, у компании есть только два действительно удачных произведения, которые не стыдно порекомендовать фанатам оригинальных игр – вышеупомянутая MediEvil: Fate's Arrow и наша сегодняшняя гостья – Returnal: Fallen Asteria. Работа Игоря Ломова (Igor Lomov), Халила Осайми (Khalil Osaimi), Микаэля Хавери (Mikael Haveri) и Грегори Лаудена (Gregory Louden) получилась очень достойной, она вполне могла бы стать частью игры, если бы авторы вознамерились выпустить какое-нибудь сюжетное дополнение, на манер Returnal: Ascension, что, как нам кажется, является наивысшей похвалой для подобных произведений. Единственный существенный недостаток книги – это сильная контекстная зависимость от самой Returnal, из-за которой читатели, не знакомые с первоисточником или не вникавшие в детали сюжета, рискуют не понять, о чём вообще эта новелла.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.