Доброго времени суток, дорогие друзья. Сегодня мы начинаем работу над циклом материалов о мифологии и подоплёке серии игр Persona. Выпуск, который вы сейчас читаете, пилотный, то бишь от вашей реакции зависит дальнейшая судьба таких текстов на PSVHome.ru По хэштегу #ОКОЛОПЕРСОНЫ в ВК и Твиттере мы будем проводить различные ивенты.
Итак, Persona - это не только прекрасная игра. Персона, в понимании большинства, является "личностью", совокупностью мыслей и поступков, социальной природой человека. Напротив, в античном театре так назывались маски актёров, менять которые можно было лишь раз за время всего представления. К примеру, когда персонаж становился слепцом. Но мы собрались здесь не ради men-only постановок в 3-ёх лицах.
Ответвление от известной серии игр Shin Megami Tensei (далее просто SMT) получило своё название от работ Карла Юнга (психиатр родом из Швейцарии, подаривший человечеству основы аналитической психологии). Но это всё вам неинтересно, здесь нет "ха-ха" и обнажённых девиц, поэтому лишь скажу, что он увлекался мистикой, на досуге вызывал Сатану, практиковал оккультизм, имел дело с "Золотым Зиги" Фрейдом, да и вообще был первым парнем на селе. Карл пережил предсмертное состояние от сердечного приступа и, видимо, пока витал в облаках, познал Инь, Янь и Хрень, освоил Дзен и вернулся ещё более умным. Врач, вытащивший его с мира загробного, по словам Юнга, должен был умереть вместо него. Этот гений (без иронии) был очень загадочным и увлечённым человеком.
А вот и Юнг, милый и добродушный.
Так вот, по мнению Юнга, Персона, или Маска - архетип, определённая социальная роль, выполняемая человеком, основанная на требованиях общества. Другими словами, это то лицо, которое видят окружающие нас люди. За такими "масками" человек может прятать свою истинную личность, защищать себя.
"Маска – это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой"
К.Г. Юнг
К.Г. Юнг
В основу идеологии и механики игр серии Persona вошло именно это определение, в последствии ставшее всевозможными духами, Богами и монстрами, вызываемыми игроками. Стоит отметить, что главный герой обычно мог менять свою “Маску”, а остальные персонажи - нет. Юнг в своих работах писал: “Персона может меняться в зависимости от общества и ситуации, в отличие от настоящей личности”.
Если вы не играли в Persona, то вам стоит кое-что знать: основными врагами в ней являются Тени. Это странные существа, которые преследовали, похищали и убивали людей, появляясь лишь во время 25-го часа (Persona 3) или попадая в наш мир при наступлении тумана (Persona 4). Atlus несла свой определённый посыл, идею в массы. Особенно это заметно в четвёртой итерации серии.
«Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и темную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю еще раз, что я человеческое существо, подобное любому другому»
К.Г. Юнг
К.Г. Юнг
Карл был твёрдо уверен в том, что они нужны нам. Он считал, что цель любого человека - это самоактуализация, создание полноценной личности. А возможно это сделать лишь приняв себя таким, какой ты есть. Понять, что Тень - это и есть часть себя очень важно, ведь идеальных нет, а в стремлении угодить всем мы теряем свою индивидуальность. Думаю, вы сами замечали, что иногда "выходите из себя" и совершаете совершенно несуразные для вас поступки. Вспомните-ка Persona 4 и получение всех Персон у ваших напарников. Показано очень наглядно и понятно, не к чему придраться.
"Жил человек, который был так обеспокоен видом своей собственной тени и так недоволен своими собственными следами, что решил избавиться оттого и от другого.
Метод, который он нашел, — убежать от них. Так он встал и побежал. Но он все время ставил ноги (на землю) и оставлял другой след, пока тень держалась возле него без единого затруднения. Он приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал все быстрее и быстрее, не останавливаясь, пока наконец его не настигла смерть.
Ему не удалось понять, что, если бы он просто остановился в тени, его тень исчезла бы, а если бы он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов»
Метод, который он нашел, — убежать от них. Так он встал и побежал. Но он все время ставил ноги (на землю) и оставлял другой след, пока тень держалась возле него без единого затруднения. Он приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал все быстрее и быстрее, не останавливаясь, пока наконец его не настигла смерть.
Ему не удалось понять, что, если бы он просто остановился в тени, его тень исчезла бы, а если бы он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов»
Чжуан-цзы
Тень нужна как часть нас, как источник энергии духовной, способной к перенаправлению в нужное русло. К примеру, в живопись или музицирование. Известно, что многие мировые шедевры были созданы не только под кайфом, но и благодаря наплыву чувств. Умение этой самой энергией воспользоваться на вес золота и героина.
Персоны и Тени живут в вашем "бессознательном", глубоко в вашем разуме, далеко за детскими комплексами и воспоминаниями о первом поцелуе. Так вот, бессознательное - это сердце активности вашего интеллекта, которое вы не ощущаете, но в большинстве своём ему подчиняетесь. Все ваши стороны личности лежат именно там. Впрочем, да и не только ваши. Юнг утверждал, что все человеческие умы объединены в одно "коллективное бессознательное", но о нём мы поговорим в будущих выпусках.
В русской литературе борьба со своим тёмным я, той частью нас, которую мы отрицаем, также нашла своё отражение. Особенно легко это заметить в поэме Есенина "Чёрный Человек". Настоятельно рекомендую ознакомиться с прочтением Безрукова, оно просто волшебно. Текстовая версия под спойлером.
Ваше мнение станет решающим для цикла. Если вы хотите увидеть продолжение или наоборот, то напишите об этом в комментариях. Мы открыты для всех замечаний и пожеланий. Также возможен выход цикла и в формате подкаста.