«– О, вам предстоит столкнуться с несколькими ожившими трупами воинов.
– Как много их будет?
– Ох, немного. Дюжина. Итак, теперь, когда вы…
– Погодите-ка! Что это значит? Так с несколькими или с дюжиной? Есть, знаете ли, разница.
– С несколькими дюжинами. Итак, как я уже сказал…»
Диалог между Дуганом и Бардом, The Bard's Tale
Что приходит вам на ум при слове «бард»? Пропитанные винными парами душные кабаки; распутные дамы, звонкий смех которых прерывается икотой; какофония звуков из неразборчивой брани, завывания музыкальных инструментов, пьяного хора и храпа перебравших с выпивкой завсегдатаев питейных заведений. Но кто-то непременно вспомнит о замечательной серии игр The Bard’s Tale, ни одна часть которой не обходилась без всего вышеперечисленного. Правда, ещё там были захватывающие приключения, эпичные сражения, фэнтезийные миры… В общем, тернистый путь серии начался в 1985 году на компьютерах Apple II, куда её занесло благодаря стараниям студии Interplay Productions, из-под пера которой вышли легендарные Fallout, Baldur's Gate и Carmageddon, а также издательской компании Electronic Arts.
Дизайном и кодом игры занимался Майкл Крэнфорд (Michael Cranford), а за сценарий отвечал Брайан Фарго (Brian Fargo). И если судьба второго ценителя высоких технологий хорошо известна каждому, кто неравнодушен к игровой индустрии, то с первым всё отнюдь не так однозначно. Майкл Крэнфорд успел поработать над двумя играми серии и завершил свою карьеру разработчика видеоигр в 1992 году с выпуском нашумевшей Dark Seed. Лишь двадцать пять лет спустя Брайан Фарго сумел уговорить Майкла присоединиться к его коллективу inXile Entertainment, чтобы вместе поработать над The Bard's Tale IV: Barrows Deep для персональных компьютеров. Некоторых поклонников серии опечалил такой поворот событий, поскольку они ожидали увидеть несколько иную игру. Им хотелось сыграть в сиквел к переосмыслению The Bard’s Tale, вышедшему в 2004 году.
The Bard's Tale IV: Barrows Deep – это хардкорная Dungeon-Crawling RPG, сделанная на манер классической трилогии. Переосмысление же стало юмористической пародией на современные ролевые игры, созданной для консолей шестого поколения и не имеющей практически ничего общего с основной серией. И если до появления в современных цифровых магазинах в последний раз о трилогии говорили лишь в начале 90-х, когда EA выпустила на рынок сборник для персоналок, то у не каноничной The Bard's Tale дела шли намного лучше. Все десять лет с момента релиза она кочевала с одной платформы на другую, пока в 2017 году не осела на PlayStation 4 и PlayStation Vita, попутно пройдя процедуру ремастеринга. Несмотря на то, что и у той, и у другой версии The Bard’s Tale сложилась своя аудитория, игровое сообщество предпочло представительнице Hack'n'Slash жанра классическую DRPG, ведь именно за одну из таких геймеры проголосовали долларом, вложившись в разработку четвёртой части серии на Kickstarter.
И всё бы ничего, но вышедшая в прошлом году The Bard's Tale IV: Barrows Deep получила смешанные отзывы от критиков и игроков. В основном по причине отсутствия надлежащего качества, плохого технического исполнения, скудного наполнения и прочих недостатков, оттеняющих достоинства этой игры. Кажется, что и без того далеко не самая безупречная репутация серии вновь пострадала и теперь свет совершенно точно не увидит ни пятой части, ни сиквела к The Bard’s Tale образца 2004 года. Впрочем, маленькие поводы для радости у фанатов всё же есть. Например, в конце прошлого года издательская компания Red Art Games совместно с inXile Entertainment выпустили The Bard's Tale: Remastered & Resnarkled на физических носителях для PlayStation 4 и PlayStation Vita, тем самым порадовав коллекционеров, а также тех, кто давно хотел прикоснуться к прекрасному, примерив на себя роль обольстителя дам и баловня судьбы, но не мог отыскать более достойного повода.
Разработкой ремастера для персональных компьютеров занималась сама inXile Entertainment, возглавляемая Брайаном Фарго, а за перенос игры на консоли PlayStation отвечала Square One Games – малоизвестная студия, специализирующаяся на тестировании, локализации, маркетинге, лицензировании, а главное – портировании игр на мобильные телефоны и компьютеры от Apple, которая решила сделать исключение и испытать свои силы в адаптации классики под современные платформы. Получилось ли у них сделать качественный консольный порт или итоговый продукт вышел совсем никудышным? Что ж, присаживайтесь поудобнее, дорогие друзья. Это разбор The Bard's Tale: Remastered & Resnarkled.
Итак, события игры начинаются с того, что ведомого жаждой приключений Барда судьба приводит в захолустный городишко под названием Хутон. И с первых же минут игры становится понятно, что наш протагонист совсем не тот, кого принято считать положительным персонажем. Вместо того, чтобы поискать ближайшую доску объявлений, дабы стать у местных жителей на хорошем счету, он при помощи магии призывает помощницу-крысу и приказывает ей пронырнуть под дверь ближайшей таверны, дабы затем героически расправиться с животным на глазах у слегка подвыпившей публики. План, конечно же, срабатывает, но совсем не так, как задумывал Бард. Очень скоро выяснится, что в погребе таверны живёт настоящая крыса и вот ей-то давно пора покинуть грешную землю и отправиться в крысиный рай. В обмен на ночлег и тарелку с похлёбкой он соглашается помочь хозяйке заведения, даже не подозревая, что сидящий в подвале грызун – огнедышащий и что ростом он ничуть не уступает половозрелому мужчине.
Первая глава этой саги, включающая сражение с крысой, очень точно передаёт основное настроение The Bard’s Tale. Одолев огнедышащего грызуна-переростка, герой вовсе не становится местной легендой, а, напротив, разочаровывает скучающих пьяниц, поскольку для них баталии между ничего не подозревающими путниками и чудищем были только на потеху. Ну а чем ещё прикажете развлекать себя в этом захолустье? Но на этом неприятности не заканчиваются. Весть о том, что Бард одолел монстра, моментально разносится по всему Хутону. И вот уже героя величают не иначе, как «истребителем грызунов», посмеиваясь над его «подвигами» с нескрываемым ехидством. Впрочем, Бард не из тех персонажей, кого волнует репутация, ведь им движет вовсе не стремление стать «парнем номер один», а желание заработать лёгких денег. Ну а если в комплекте с богатствами будет поставляться какая-нибудь красотка или кружка хорошего эля, то герой обязательно возьмётся за дело. Но сперва, конечно же, поинтересуется, насколько опасным будет путь, ибо бросаться на амбразуру не зная своего врага – это совершенно точно не его стиль.
Вот и в этот раз жажда наживы затянет Барда в продолжительное и полное опасностей приключение, ведь ему предстоит спасти не абы кого, а сексапильную красотку-волшебницу, которую по старому обычаю злой колдун держит в самой высокой и неприступной башне, скрытой от глаз простолюдинов могущественными заклятиями. У красотки, судя по всему, есть имущество в виде замков и несметных богатств, которыми она готова поделиться со своим спасителем, если тот сумеет рассеять колдовство и вызволит её из заточения. Но главной наградой, конечно же, станет сама обольстительница, которая разделит ложе с любым авантюристом, откликнувшимся на её зов. И как же тут не откликнуться, если помимо всего прочего, статус никому неизвестного забулдрыги и неудачника автоматически сменяется на «Избранный»? Смущает, правда, что таких «Избранных» на пути Барда встретится не один десяток, иногда живых, но зачастую не очень, но даже этот прелюбопытнейший факт не заставит героя сойти с намеченного пути и отказаться от вознаграждения.
Как и подобает любому эпохальному приключению, странствия героя по полным опасностям землям будут сопровождаться комментариями рассказчика. Очень ироничного рассказчика, обожающего опускать остроты и колкости в адрес нерадивого героя. Это великолепный тандем двух британских актёров – Кэри Элвеса (Cary Elwes) и непревзойдённого Тони Джея (Tony Jay), который, к сожалению, не представляется возможным повторить в наши дни, потому что господин Джей покинул нашу грешную землю в 2006 году. Тем не менее, их словесные перебранки забавляют игроков со всего света и по сей день, поскольку вряд ли найдётся тот, кто сможет не расхохотаться, услышав диалог между этой парочкой, причиной возникновения которого стала победа Барда над первым серьезным противником:
«– Убив случайного волка, Бард обнаружил, что зверь переварил не только содержимое небольшой сокровищницы, но и различные предметы домашнего обихода… Погоди-ка, я всё правильно понял? Это не может быть правдой.
– Ты будешь сильно удивлён, но я нахожу внутри этих зверей любые разновидности предметов. Я когда-нибудь рассказывал тебе о том, как я однажды убил крысу, а из неё вывалился целый сундук…
– Что ж, я намереваюсь опускать подобные детали в будущем.
– Что? Это же основной источник дохода! Ты дешевый, ни на что не годный лошадиный…
– Кхм… Итак, Бард продолжил своё путешествие»
Конечно же, The Bard's Tale привлекает внимание людей не только своими прекрасно прописанными диалогами, но и тем, как она парадирует все остальные аспекты современных ролевых игр, начиная, конечно же, с квестов. Если герой должен вызволить какого-то проходимца из тюрьмы, то сторожить его будет не только орда неприятелей, но и некий хитрый механизм, неправильное использование которого приведёт заключённых к гибели. Хорошо, что тюремщики и сами помнят последовательность, согласно которой нужно дёргать рычаги. Вот только почему-то каждый из них помнит её по-своему... Ну а если Барда попросят отыскать в неизвестном городишке какого-то паренька по имени Бодб, то будьте уверены, что Бодбов будет несколько и что все они будут похожими друг на друга, словно две капли воды. Братья-близнецы, умеющие призывать астральную проекцию сексапильной волшебницы, могли бы помочь герою в его поисках, если бы только младшенький из Бодбов не проиграл волшебный артефакт в карты местному фермеру, дочь которого Бард однажды бросил, накануне пообещав на ней жениться...
А ещё The Bard’s Tale может похвастаться нелинейностью и несколькими концовками. Игрок волен отыгрывать роль настоящего засранца, бросая сказочных существ в беде и становясь причиной их гибели, или же пойти по пути добродетели, выручая даже тех, кто на первый взгляд не заслуживает снисхождения и помощи. Правда, стоит отметить, что никакие выборы, сделанные в ходе прохождения, не отразятся на кульминации истории, а всё потому, что ключевое и самое главное решение должно быть принято в финале. Да, прямо, как в Beyond: Two Souls и Mass Effect 3. Но здесь это выполнено не так раздражающе, поскольку каждый сможет подобрать себе финал по душе: плохой, хороший или нейтральный.
Боевая система очень проста и незамысловата. Игрокам доступны лёгкая и тяжелая атаки, а для парирования используется блок. Вкладывая очки опыта в различные навыки, игроки смогут научить Барда держать в каждой руке по одному клинку, пользоваться двуручным оружием, луком, использовать кистень, наносить дополнительный урон, а также бить врагов щитом и выпускать несколько стрел за раз. Прокачать все навыки за одно прохождение не получится, так как количество уровней строго ограничено, поэтому игрокам придётся расходовать очки опыта с умом и уже на начальных этапах определиться со стилем игры. Можно, к примеру, пройти всю игру с луком и двуручным мечом, отстреливая врагов издалека, а затем добивая раненных, а можно вложить все очки опыта в критический урон и оружие ближнего боя, оглушая, роняя на землю и шинкуя всех, кому не посчастливилось встать у Барда на пути.
Инвентаря, как такового, в игре нет, поэтому, попав в руки героя, новое оружие автоматически заменяет старое, уступающее ему по характеристикам. При этом никто не запрещает носить с собой по одному виду каждого типа, переключаясь между ними прямо во время сражения при помощи нескольких меню быстрого доступа, выполненных в виде колец. Для уникальных мечей и топоров, которые игрок сможет заполучить, двигаясь вперёд по сюжету, разработчики выделили отдельные слоты в кольцах, что с одной стороны довольно удобно, а с другой – заставляет хотеть объединить их всех в одну категорию, особенно в версии The Bard’s Tale для PlayStation Vita, где из-за отсутствия дополнительных шифтов меню вызываются нажатием на заднюю сенсорную панель. А из-за того, что во время игры не касаться ее практически невозможно, меню с оружием будет всплывать постоянно, причём далеко не в самые подходящие моменты. Останавливаться подробно на уникальном оружии мы не будем, но здесь нашлось место топору-электрогитаре и говорящему мечу.
Из поверженных противников вываливаются не только монеты и драгоценности, но и очень забавные вещички, которые мешок Барда моментально конвертирует в деньги. Из гоблинов выпадают семейные фотографии, из прихвостней колдуна – изображение Барда с подписью «РАЗЫСКИВАЕТСЯ», а также сувениры с острова Пасхи, ну а из оживших мертвецов – тюбики с кремом по уходу за кожей. Не брезгует Бард и различными полезностями, которые можно подобрать с истлевших останков менее удачливых «Избранных». Правда, стягивать с очередного трупа доспехи или оружие ему предстоит под аккомпанемент троицы трау (мерзких и вредных существ, ужасно смахивающих на гоблинов), обожающих выскакивать из ниоткуда, словно черти из табакерки, и напевать песню «You're a Fooling One». Если бы только Барду хватило ума прислушаться к их причитаниям, возможно, он избежал бы и половины тех неприятностей, что свалятся ему на голову во время путешествия.
И надо отдать должное игре, в названии которой значится «The Bard», поскольку поют в ней не только трау, но и завсегдатаи таверн, викинги, а иногда и сам Бард, участвующий в ежегодном конкурсе талантов. Даже зомби и те не скрывают своей тяги к прекрасному, соревнуясь друг с другом в танцевальном батле. К тому же в игре есть одна любопытная деталь, которая роднит данное переосмысление со всей остальной серией – музыка здесь обладает магическими свойствами. Главный герой наделён талантом призывать духов, которые всегда будут сражаться на его стороне. И когда Бард призовёт своего первого помощника, то рассказчик сразу же прокомментирует данное событие следующим образом: «Обыкновенная крыса. Я, конечно же, имел в виду животное, а не Барда». Ну а если серьезно, то напарники – это один из важнейших аспектов данной игры, потому как большую часть времени они будут сопровождать своего хозяина и оберегать его от различных неприятностей, лечить его и обезвреживать для него ловушки.
К примеру, старая ведьма «Crone» раз в несколько секунд может поднять уровень здоровья каждого из членов партии; фея «Lich Fairy» осветит тёмные помещения или ослепит врагов яркой вспышкой; разбойница «Rogue» отравит супостатов ядовитыми клинками; а здоровяк «Brute» способен разрушить магический барьер. Для призыва духов необходимо сперва обзавестись соответствующей мелодией, а затем израсходовать немного вдохновения (местного аналога маны). Здоровье напарников отображается на левой стороне экрана. Когда шкала помощника покраснеет, то он просто растворится в воздухе и герою придётся заново призывать его на поле брани. Делать это нужно правильно подгадав момент, чтобы играющий мелодию Бард не становился лёгкой мишенью для недругов, потеряв способность атаковать или обороняться. Напарники большую часть времени действительно полезны и эффективны, они практически всегда с энтузиазмом бросаются в бой при первых признаках угрозы, но иногда ИИ может вести себя странно.
Особенно ближе к концу игры – в финальных подземельях и башнях духи в основном будут бить баклуши, лишь изредка реагируя на присутствие неприятелей и чаще играя роль подушек для битья. Благо, к тому моменту Бард станет достаточно сильным и хорошо вооруженным, чтобы в одиночку расправляться с целыми армиями неприятелей, а напарники будут нужны лишь для отвлечения вражеского внимания. Так как в игре нет инвентаря, то герой лечится самостоятельно, постепенно регенерируя и восстанавливая шкалу вдохновения. Правда, делает он это медленно, поэтому в особо критичные моменты игрок может воспользоваться волшебными камнями, чтобы пробудить силу одного из четырёх артефактов с магическими способностями могущественных воинов и волшебников – Калеи, Эрна, Луга и Маннанана. Каждый из них будет полезен лишь в определенных ситуациях: так, артефакт Калеи восстанавливает здоровье и вдохновляет Барда и его соратников, а артефакт Маннанана создаёт торнадо, наносящее урон всем оказавшимся неподалёку недругам. Количество собираемых на уровнях камней строго ограничено, поэтому бесконтрольный расход данного ресурса может в какой-то момент обернуться игроку боком.
Стоит сказать пару слов о недостатках самой игры. Иногда авторы умышленно растягивают время, необходимое для полного прохождения, заставляя пробегать уровни дважды под абсолютно глупыми и высосанными из пальца предлогами. И речь, конечно же, не о башнях, которые необходимо прочесать из конца в конец, а затем сделать тоже самое, но в обратном направлении, ибо в таких случаях разработчики хотя бы сменяют старых противников на новых, а заодно преобразуют внешний вид самих помещений. Речь о ситуациях, когда герой доходит до конца локации, упирается в тупик и выясняет, что человек, который должен был снять магический барьер и пропустить его на следующий уровень, разговаривает на незнакомом ему наречии и перед Бардом возникает необходимость смотаться в другой город, чтобы отыскать там переводчика.
Также стоит отметить, что последние часы The Bard’s Tale довольно-таки однообразные. Да, авторы всячески старались вносить изменения, создавая необычные ситуации и помещая героев в новые декорации, но в итоге всё свелось к сопровождению субъекта (а иногда и субъектов) из точки А в точку Б. Финальный уровень – подступ к башне Даунби, а также сама башня представляют собой абсолютно безыдейный лабиринт, а также дюжину идентичных помещений, набитых знакомыми супостатами, с которыми Бард сражался всю предыдущую игру. От острого желания как можно скорее добраться до финального босса и покончить с игрой могли бы спасти шутки рассказчика и комментарии Барда, ведь история, по сути, к этому моменту подходила к своему завершению. Но сценаристы не сумели ничего из себя выжать, ввиду чего общие впечатления от игры ближе к финалу скорее всего останутся немного смазанными.
Что касается технической составляющей ремастера, у портативной версии есть ряд незначительных отличий, которые выделяют её на фоне остальных версий. The Bard’s Tale для PlayStation Vita уступает стационарным версиям по части производительности, потому как частота кадров очень уж любит проседать, когда на экране карманной консоли творится мешанина из дерущихся воинов и всполохов спецэффектов. До откровенных слайд-шоу не доходит, но иногда герой движется в точности как Рю Хаябуса в портативной версии Ninja Gaiden Sigma 2 Plus, то есть крайне неспешно. К тому же из сточных канав Даунби больше не льётся вода, море вокруг Финстауна будто бы заледенело, поросшее высокой травой Зеленополье превратилось в ровную поляну без единого намёка на растительность, куда-то запропастились подземные воды, скапливающиеся в колодцах руин Тары, лабиринтах Дун-Эйлинн и рудниках фирболгов, а призываемые бардом компаньоны разучились говорить.
За всю игру вы ни разу не услышите боевых кличей разбойницы, безумных воплей старой ведьмы и уж тем более угрюмого хлюпанья вампира. Только недовольное рычание супостатов, предсмертные крики, да лязганье металла, ударяющегося о металл. Путешествуя по фэнтезийному миру в компании немых спутников, несведущий игрок может сделать для себя вывод, что призываемые им духи лишены дара речи, однако его изумлению не будет предела, когда в финальной сцене компаньоны Барда ни с того ни с сего заговорят с ним, стремясь дать своему нерадивому хозяину совет. До кучи игра периодически вылетает с ошибкой, вынуждая возвращаться к последней точке сохранения, а в иной момент можно поймать баг, благодаря которому одна из миссий по сопровождению может стать непроходимой, ведь охраняемый героями субъект любит застревать в невидимых преградах, становясь доступной целью для снующих поблизости неприятелей.
В общем и целом всё не так ужасно, как в случае с RiME на Nintendo Switch или Jak 3 на PlayStation Vita, но кое-где слабая техническая часть обязательно даст о себе знать. А ещё в версиях для PlayStation 4 и PlayStation Vita по какой-то причине отсутствуют классические The Bard’s Tale I, II и III, которые поставлялись вместе с переосмыслением на iOS, Android OS, PC и некоторых других платформах. Совершенно неясно, что мешало добавить их с патчем, позволив новичкам провести за трилогией ещё несколько десятков часов. Вполне возможно, что кого-нибудь это натолкнуло бы на покупку четвёртой части, у которой продажи, судя по всему, не ахти какие. К тому же в игре есть платиновый трофей, заполучить который можно будет примерно часов за 30, если, конечно же, вовремя выполнять все требования, поскольку с определенного момента без читов попасть на старые локации становится невозможно.
Итог: The Bard's Tale: Remastered & Resnarkled – великолепный образчик жанра, который страшно порадует тех, кто души не чает в ролевых играх, поскольку он сделан по лекалам классики интерактивных развлечений, но при этом обладает своей изюминкой. Игру нельзя назвать шедевром, как минимум потому что в ней предостаточно спорных и неоднозначных моментов, вроде искусственного растяжения времени и однообразия игрового процесса, однако свою толику веселья поклонники юмористических и пародийных игр однозначно получат. Нам же она напомнила великолепную The Deadly Tower of Monsters, создатели которой явно вдохновлялись похождениями Барда. И пусть в портативной версии The Bard's Tale не так сильно ощущается её «ремастерная» часть ввиду наличия различных компромиссов, на которые вынуждены были пойти разработчики, чтобы адаптировать игру под железо PlayStation Vita, мы всё равно рекомендуем её к приобретению всем владельцам консоли. Как минимум потому, что ничего подобного в библиотеке платформы нет и, вероятно, уже не предвидится.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.