«Если бы человек всегда прислушивался к голосу разума, с ним никогда не происходило бы ничего интересного»
Роберт Шекли и Роджер Желязны, «Принеси мне голову Прекрасного принца»
В это сложно поверить, но прошло уже шесть лет с тех пор, как независимый коллектив SideQuest Studios выпустил на рынок тактическую ролевую игру под названием Rainbow Moon. Их творение, лишённое всякого пафоса и сомнительных механик, отвлекающих от исследования фэнтезийного мира и сражений, стало своеобразным ответом популярным представителям жанра. Во многом эта игра придерживалась классической формулы и будто бы насмехалась над набившими оскомину историями о противостоянии двух и более держав с дворцовыми переворотами, предательствами и прочими закулисными играми. Возможно, именно это предопределило успех Rainbow Moon и открыло границы для возникновения сиквела.
Сказать, что продолжение не заставило себя долго ждать, было бы сильным преуменьшением, поскольку поклонникам первой части пришлось проявить недюжинную выдержку и терпеливость. Rainbow Skies поступила в продажу летом 2018, причём на том же наборе консолей – PlayStation 3, PlayStation 4 и PlayStation Vita. История берёт начало на поверхности летающего города Арки, парящего над континентом Лунах. Нас знакомят с юным Дэмионом: молодой человек стоит на пороге новой жизни, полной различных перспектив и возможностей – ему предстоит сдать экзамен, который утвердит его в качестве охотника на монстров. Выбранная протагонистом профессия считается весьма востребованной в этом мире, потому как жители Арки регулярно подвергаются нападениям опасных существ.
Всё бы ничего, вот только Дэмион – это такой типичнейший герой, сошедший со страниц рыцарских романов раннего средневековья, всегда готовый броситься в бой, нисколько не задумываясь о последствиях. Поэтому он совершенно беззаботно прокутил всю ночь перед финальным тестом и в итоге пришёл на экзамен с жуткого похмелья. Пребывая в не совсем здравом состоянии, он по неосторожности выпускает всех монстров из вольера, чем приводит в бешенство своего товарища и экзаменатора Лейна – куда более умного и рассудительного паренька. Разумеется, ни о каком успешном прохождении испытаний после такого и речи быть не может, но дело уже сделано и ребятам ничего не остаётся, кроме как начать расхлебывать собственноручно заваренную кашу.
В попытках починить электроизгородь, подав к ней питание из резервных источников, друзья сталкиваются лоб в лоб со здоровенным чудищем, и в ходе его усмирения так сильно увлекаются процессом, что пробивают дыру в полу и проваливаются вниз. А в это время начинающая колдунья Эшли из маленького ничем не примечательного поселения пытается самостоятельно освоить тонкости выбранной ею профессии. Выслушав от любимой бабушки очередную лекцию о необходимости как можно скорее найти себе достойного жениха, девушка отправляется в пустыню за пределами деревни и находит там пушистого зверя, которого пытается привязать к себе магическим заклинанием. Неизвестно, чем бы кончилась эта история, если бы ритуал не прервала вышеупомянутая парочка, свалившаяся с неба в самый ответственный момент.
Несмотря на столь грубое вмешательство, колдовство срабатывает, но вместо несчастной зверушки объектом приворота становятся нежданные гости. Дэмион и Лейн намертво привязываются к ничего не подозревающей об их истинном происхождении Эшли. Ребята предпочитают не распространяться о том, откуда они прибыли на самом деле, и делают это не просто так, поскольку между Аркой и Лунахом существует давняя вражда. Очевидно, что в мире Rainbow Skies случился некий катаклизм или катастрофа, приведшая мир к упадку. Жители Арки, парящие над континентом, считают, что внизу давно никто не живёт, кроме, разве что, жутких чудовищ, а потому регулярно сбрасывают вниз все накопившиеся отходы. Обитатели Лунаха люто ненавидят парящих над их головами аркианцев, искренне полагая, что те прекрасно знают об их существовании, но, тем не менее, всё равно продолжают избавляться от шлаков таким вот пренеприятным образом.
Недолго думая, ребята сочиняют легенду об упавшем с неба НЛО, которую они тут же скармливают местным жителям, наблюдавшим за их падением, а себя объявляют странниками из далёких земель. И это, как ни странно, срабатывает, а потому вместо того, чтобы поднять парней на вилы, местные принимают их с распростёртыми объятиями. Но, несмотря на то, что поселенцы поверили в их ложь, перед троицей возникает другая напасть – оказывается, что ни единая душа во всей округе не знает, каким образом можно снять наложенное на них заклятие. Впрочем, вскоре ребятам удаётся выяснить, что в Лунахе есть колдун, обладающий нужными знаниями и умениями, однако живёт он на другом конце света, а потому наши герои отправляются в полное опасностей путешествие, не имея никаких представлений о том, что ждёт их впереди. Не без труда достигнув пещеры, в которой обитает убеленный сединами мудрец, ребята уговаривают его снять с них чары. Но вместо того, чтобы разорвать невидимые узы, старик отправляет троицу в будущее.
Путешествуя во времени, Дэмион, Лейн и Эшли выясняют, что за минувшие двадцать лет население Лунаха окончательно пришло в упадок. Оно и раньше жило не сказать, чтобы очень хорошо, но с тех пор, как на землю рухнула Арка, убив массу людей, дела у тех, кто жил внизу, стали совсем плохи. Параллельно с этим троица узнает, что за ними охотится таинственная организация «The Eyes», то бишь «Глаза», которая посылает своих наёмных убийц – Коричневые, Голубые, Красные и другие Глаза – покончить с назойливыми воинами. Так приключение, начавшееся с банальной оплошности, постепенно приводит героев к глобальному заговору. Несмотря на большие разногласия и огромную разницу во взглядах, протагонисты находят общий язык и объединяют свои усилия, чтобы противостоять организации, вернуться в своё время, предотвратить катастрофу и найти способ развеять волшебство.
Ознакомившись с фабулой, читатель может предположить, что сюжет Rainbow Skies представляет собой нечто эпическое, масштабное и захватывающее. Что ж, в каком-то смысле так оно и есть, поскольку завязка истории действительно затрагивает немалое число персонажей, охватывает множество мест и событий. Однако стоит сразу же отметить, что все более или менее значимые для сюжета эпизоды очень неравномерно размазаны по общему хронометражу. И хоть наш пересказ и занял полторы страницы, на деле между вступительной заставкой, в которой Дэмион лакает спиртное в баре, и встречей с колдуном, отправившим героев в будущее, проходит несколько десятков часов реального времени.
И в этом состоит наша главная претензия к сюжетной составляющей – она развивается очень неспешно. После столь увлекательного и интенсивного старта какие-то более или менее значимые события начинают происходить примерно в середине игры, то бишь на 40-50 часу. К этому времени ещё только начинают вырисовываться вполне конкретные злодеи, стоящие за гибелью множества людей, а герои впервые с момента падения на Лунах демонстрируют признаки заинтересованности в происходящем. Чем же они в таком случае занимались всё это время? Участвовали в бесконечных перепалках, сражались и докучали окружающим своими проблемами. И не поймите нас неправильно, нам нравятся юмористические сюжеты в видеоиграх, высмеивающие популярные клише и демонстративно отвергающие столпы, на которых зиждутся жанры, но только при условии, что между шутками и освещаемыми темами существует баланс.
Прекрасный пример – серия игр Yakuza, которая всегда умудряется находить золотую середину между абсурдным юмором, хорошо поставленных экшеном, социальными проблемами и драмой, причём делает это достаточно профессионально, вследствие чего игрокам всегда есть о чём подумать, над чем посмеяться или поплакать. Или другой пример – Disgaea, которая ставит во главе угла ярких и колоритных персонажей, сперва кажущихся безумцами, но позже раскрывающихся с неожиданных сторон. Rainbow Skies не может предложить игрокам крепкой мотивации в первой половине игры, а когда сюжет наконец возьмет курс на спасение мира, большинство игроков просто-напросто потеряют интерес к происходящему и с большой долей вероятности начнут пропускать кажущиеся одинаковыми диалоги.
Положение усугубляется тем, что сюжетная составляющая Rainbow Skies страдает от синдрома «Спасибо, Марио, но твоя принцесса в другом замке». Стоит только героям достичь какой-то определенной цели, как их тут же посылают на другой конец мира, а то и вовсе в другое время, где их уже ждёт очередное подземелье и пара-тройка боссов. Как итог, доминирующее число персонажей встречаются всего лишь один, максимум два раза за всю игру, после чего предаются забвению как сценаристами, так и самими игроками. Такое сбивчивое повествование приводит к полному отсутствую запоминающихся второстепенных персонажей: кроме вышеупомянутой троицы в сюжете Rainbow Skies нет ни одного более или менее прилично прописанного и достаточно харизматичного героя.
Да, тут есть забавные ситуации, когда, например, нужно украсть шляпы у двухметровых говорящих волшебных грибов, чтобы местный грибник открыл проход в подземный тоннель, или когда от героев требуется набросать несколько рисунков для тренера монстров, поскольку тот хочет нанести на своё рельефное тело пару-тройку татуировок, но ему не хватает свежих идей (и ваши ему тоже не понравятся, поверьте), однако они не вывозят на себе всё повествование. Плоские шуточки, которые постоянно опускают главные герои, безусловно, веселят, однако ничем другим в ходе очередной словесной перепалки они порадовать не смогут. Наверное, слегка разнообразить знакомство с местными диалогами помогла бы озвучка, но её в Rainbow Skies не завезли. Вместо полностью озвученных реплик авторы предлагают лишь коротенькие трудноразличимые обрывки фраз, придающие всему происходящему вид ещё большей бюджетности.
Куда как лучше обстоят дела с процессом исследований, поскольку перед игроками открываются широкие просторы Лунаха, представленного аж в двух ипостасях – в обычном состоянии и в упадке. Сам по себе континент достаточно яркий и красочный, он вполне способен удовлетворить потребности большинства игроков разнообразием природного ландшафта. Здесь нашлось место для загрязненных аркианским мусором пустынь, ледяных пустошей, зеленых лесов, тропических джунглей, портовых городов, угольных шахт, кристальных пещер, грибных рощ, лавовых полей и многих других любопытных уголков. Каждая локация является сосредоточением большого числа секретов, сокровищ, подземелий и уникальных монстров, живущих только в определенных климатических условиях. Если прибавить к этому возможность совершать прыжки во времени и плавать между островами (сначала на хлипком плоту, а затем на полноценном паруснике), постепенно заполняя журнал исследований, то на выходе мы получаем очень занятную приключенческую составляющую, благодаря которой приятно проводить время за изучением всего того, что подготовили для нас сотрудники SideQuest Studios.
Омрачает путешествие по неизведанным землям лишь ощущение того, что мир Rainbow Skies предстаёт перед нами каким-то чересчур неестественным, игрушечным и даже в какой-то степени пластиковым. Точно такие же ощущения возникают во время просмотра тех жутких музыкальных клипов, что крутят на Bridge TV в рамках программы «Baby Time». Однако основная странность в другом: несмотря на огромную разницу в шесть лет, Rainbow Moon и Rainbow Skies выглядят практически одинаково. Без шуток, если неподготовленному человеку показать скриншоты из обеих частей, то с большой долей вероятности он не сумеет найти серьезных различий и все они покажутся ему совершенно идентичными. Понятно, что Eastasiasoft – это далеко не самая богатая издательская компания в мире, однако мы считаем, что ей однозначно стоило вложиться в визуальное оформление игры и сделать его чуточку привлекательнее.
Кроме того, большой недоработкой выглядит практически полное отсутствие индивидуальности у крупных городов и маленьких поселений. К великому сожалению, большинство из них были сделаны по единому шаблону, из-за чего теряется всякий интерес к их изучению. Разработчикам следовало продумать разнообразие народов и фэнтезийных рас с самобытной культурой, архитектурой и памятниками, вместо того, чтобы заселять Лунах похожими как две капли воды человечками, живущими в практически одинаковых домах. Подобное легко сошло бы за норму во времена расцвета портативных RPG на стареньком Gameboy Color, но в наши дни, когда в природе существуют сотни ролевых игр с куда более проработанным внутренним наполнением, такие вещи очень сильно бросаются в глаза.
Что касается боевой системы, в схватку с противниками можно вступить двумя способами: подойдя вплотную к монстрам, передвигающимся по карте мира и, как правило, преграждающим путь к цели, или же активировав режим случайной битвы, который даёт возможность схлестнуться с рандомными оппонентами в любой точке Арки и Лунаха. Сама боевка достаточно проста и интуитивна. Всё поле брани поделено на клетки: герои, словно фигуры на шахматной доске, всегда стоят по одну сторону, супостаты, тем временем, занимают противоположную. Участники сражения ходят по очереди, расходуя очки действий. Поначалу в арсенале доступных умений будет не так уж и много всевозможных опций, в основном это ближний бой и слабенькие дальние атаки, но по мере продвижения по сюжету и поэтапного развития персонажей количество очков действий будет увеличиваться, что позволит активировать больше различных умений, применяемых за один ход.
И это важно, поскольку в игре имеется урезанная ролевая система, позаимствованная из The Elder Scrolls IV: Oblivion, позволяющая совершенствовать умения партии за счёт частоты их применений. Например, чем чаще герои продают товары, тем лучше их навыки торговли, следовательно, они начинают зарабатывать больше денег, когда сбагривают добытое местным купцам. Другой пример – личное оружие: если постоянно пускать его в дело, то герои к нему приноровятся, и у них появится возможность усовершенствовать его у кузнеца при наличии всех необходимых материалов. Почему урезанная? Потому что она распространяется далеко не на все аспекты деятельности героев, а лишь на ту часть, которая имеет смысл в рамках выбранного авторами жанра. Впрочем, более подробно о ролевой системе мы поговорим далее по тексту. Со временем члены партии научатся новым способностям, заклинаниям, а также негативным эффектам, которые они при большом желании (и небольшом количестве маны) смогут наслать на неприятелей.
Враги тоже не лыком шиты: они постоянно будут искать способы поквитаться с партией игрока, пуская в ход десятки всевозможных трюков, включая исцеление, ускорение и усиление соратников, а также отравление, ослабление, оглушение, заморозку или привязку неприятелей к тому месту, где им не посчастливилось оказаться. Крайне важно просчитывать действия таким образом, чтобы враги не сумели задействовать свои навыки и сгинули до того, как партия игрока испытает на себе радушие, исходящее от обитателей этого сказочного мира. Задача эта очень даже выполнимая, невзирая на то, что за врагами практически всегда остаётся численное превосходство. Жаль только, что в отличие от других игр смежного жанра, игрок не знает, каков радиус действия вражеских атак, до их применения, из-за чего приходится добывать нужную информацию, испытывая навыки отдельно взятых супостатов на своей шкуре. А с учётом того, что бестиарий в игре отнюдь не скромных размеров, шансов запомнить, от кого каких сюрпризов следует ожидать, у среднестатистического игрока крайне мало.
Но не стоит отчаиваться, поскольку партия не всегда будет находиться в подавляющем меньшинстве, в какой-то момент игрокам будет предложено стать тренерами монстров, но не карманных, как кто-то мог бы подумать, а полноразмерных. Выращиваются они по тому же принципу, что и в World of Final Fantasy: независимо от того, шагающее ли перед нами двухметровые растения, механические боевые роботы или каменные големы – все они, так или иначе, вылупляются из яиц. И в отличие от той же WoFF, здесь этот нюанс хорошо гармонирует с творящимся в игре безумием. К тому же монстры – это полноценные члены отряда, со своей экипировкой, характеристиками, базовыми и уникальными навыками, которые можно усовершенствовать. Таким образом, игроки получают возможность завербовать практически любого противника, кроме разве что боссов, предварительно одолев энное количество монстров смежного вида. Прокачиваются питомцы быстрее, чем люди, поэтому можно в кратчайшие сроки сколотить отряд своей мечты, используя различные комбинации сказочных существ.
Несмотря на то, что Rainbow Skies – это полноценная ролевая игра, в ней нет ролевого отыгрыша как такового, зато есть очень ограниченные возможности в развитии персонажей. Скажем, те же профессии, предусмотренные сюжетом, изменить нельзя. Эшли, как мы знаем, является колдуньей, Лейн – лучником, а Дэмион – воином. Так вот из всей троицы воин оказался наименее полезным: атаки сдвоенных клинков Дэмиона не наносят практически никакого урона большинству разновидностей монстров, хотя его показатели по уровню силы в значительной степени выше, чем у других. Логично было бы предположить, что воин – это такой медленный и не особо поднаторенный в магии берсерк, способный уложить львиную долю супостатов одной левой, но нет, это точно не про него. Единственная польза от пребывания Дэмиона в партии – гигантский запас здоровья, поэтому воина очень удобно засылать в стан врага, дабы тот отвлекал на себя внимание оппонентов, пока его товарищи уничтожают противников одного за другим.
Кроме того, доступ к различным навыкам открывается либо по достижению определенной точки в сюжете, либо с приобретаемыми в торговых лавках книгами. Подобный подход к развитию способностей персонажей присутствует во многих ролевых играх, однако в Rainbow Skies он не работает должным образом. Причина кроется в том, что различные уникальные навыки, присущие только определенным персонажам, а также совместные комбо и прочие способности открываются далеко не сразу. И когда игрок всё же получит к ним доступ, у него уже будут в распоряжении неплохо прокачанные базовые умения, которые легко могут обскакать любые другие по многим показателям.
Заниматься усилением новых способностей – это длительный и далеко не самый весёлый процесс. Умения усиливаются только за счёт частоты использования, так что пока игрок уделяет внимание одним навыкам, он полностью игнорирует другие, вследствие чего те начинают стремительно терять свою полезность. А лишать себя эффективных методов борьбы не захочется никому, поскольку они позволяют быстрее разбираться с полчищами монстров. С такой системой развития можно в какой-то момент обнаружить, что всю игру герои пользовались в основном базовыми атаками, всячески избегая любых нововведений. Безусловно, подобный подход больно бьёт по разнообразию игрового процесса и сокращает число тактических возможностей, но зато ощутимо экономит время.
Любой, кто никогда ранее не прикасался к Rainbow Moon или проходил игру, но делал это очень давно, в Rainbow Skies наверняка начнёт испытывать ощутимый дискомфорт, возникающий всякий раз, когда партия сталкивается с очередной группой недругов. Как и её предшественница, новая игра серии полностью изометрическая, поэтому далеко не сразу можно понять, какая из направляющих стрелок ведёт в ту или иную сторону. Нехило так способствует путанице постоянная смена ракурса камеры. Так, выбрав направление левым стиком или нажав на стрелку, игрок не сдвинет вспомогательный курсор, как многие могли бы подумать, а отдаст команду двигаться. Поэтому некоторые любители тактики первое время будут с непривычки совершать ошибки и постоянно подставляться под вражеские атаки. Благо, что в игре есть ненавязчивые подсказки, которые указывают, на какие кнопки необходимо нажимать, чтобы совершить запланированный манёвр, а со временем, привыкнув к местной системе управления, помощь не понадобится вовсе.
Удовлетворение от боевой системы, её интуитивности и простоты получить можно, однако со временем битвы начнут сильно приедаться из-за своей затянутости. Особенно если задаться целью пройти Rainbow Skies одним нахрапом. Подобное происходит не потому, что герои из раза в раз проделывают одинаковые действия, а скорее, из-за того, что пропускать или ускорять ходы вражеской партии нельзя. Вернее можно, но лишь частично и только если выполняются конкретные условия: необходимо, чтобы противоборствующая сторона задействовала как минимум два особых навыка и только после этого появится возможность избегать воспроизведения лишних анимаций путём зажатия правого шифта. Как только ход врага закончится, анимации спецприёмов вновь активируются. И это вообще никак не касается обычных атак и простого маневрирования.
У нас нет никаких догадок, зачем вообще авторам понадобилось взамен нормального ускорения битв внедрять в игру подобные костыли, которые, конечно, не так сильно бросаются в глаза в начале игры, когда количество оппонентов исчисляется единицами, но зато точно проявят себя во второй её половине, когда против троицы начнут выступать большие отряды, насчитывающие два десятка юнитов. Ведь пока каждый член вражеской партии сделает свой ход, можно прочесть в сети целую статейку, а то и написать её. Без шуток. Благо, из-за маленьких размеров арен враги нередко стоят вплотную друг к другу и, будучи зажатыми со всех сторон, они вынуждены пропускать ходы. Это немного улучшает ситуацию, но не избавляет игроков от необходимости постоянного ожидания. Однозначно свой вклад в копилку неудобств привносит отсутствие функции бега на карте мира, ввиду чего создаётся впечатление, что авторы таким вот неизобретательным образом искусственно растягивали время, необходимое для полного прохождения игры.
Зато нас очень порадовало то, как авторы подошли к балансу. Сотрудники SideQuest Studios встроили в игру систему рангов, которая позволяет менять сложность боёв по ходу дела. Ну а чтобы у игроков была мотивация вступать в сложные схватки, они закрыли доступ к некоторым зонам, установив специальные двери, открывающиеся только при переходе на нужный ранг. Кроме того, высокоранговые бойцы получают больше золота и специальных камушков, которые в Rainbow Skies выступают в качестве очков опыта. Если кто-то из игроков упрётся в непроходимую стену, то игра всегда позволит откатиться к предыдущему рангу, к тому же многих вполне может устроить стандартный уровень сложности, который нет-нет да бросает вызов тактическим навыкам играющего. Это очень гибкая и вознаграждающая система, которая могла бы стать лучшей из тех, что встречались нам в ролевых играх, если бы битвы не были такими повторяющимися. На высоких рангах игра принуждает к большему гринду, из-за чего количество стычек возрастает с геометрической прогрессией, а вместе с тем страдает и без того слабая динамика, так как игра периодически принуждает топтаться на одном конкретном месте.
К главным достоинствам Rainbow Skies можно также отнести наличие функций Cross-Buy и Cross-Save, позволяющих приобрести игру на три платформы сразу – PlayStation 3, PlayStation 4 и PlayStation Vita (PlayStation TV, к слову, тоже вниманием не обделили). Игровой опыт на PS4 и PS Vita практически идентичен, но красивее, конечно же, мир игры смотрится на экране карманной консоли, нежели на большом телевизоре, поэтому мы отдаём предпочтение второму варианту, тем более что файлы сохранения можно спокойно переносить с одной платформы на другую, загружая их в облако. Учитывая простой в освоении, репетативный и в какой-то степени медитативный игровой процесс, детище SideQuest Studios можно проходить, слушая параллельно какую-нибудь передачу или лекцию, лишь изредка отвлекаясь на знакомство с дальнейшими целями и задачами.
Итог: После всех ролевых игр, что мы обозревали в этом году, а среди них были такие проекты, как Ni no Kuni II: Revenant Kingdom, Ys VIII: Lacrimosa of Dana и другие, Rainbow Skies показалась нам самой слабой. Среди очевидных минусов – очень затянутое вступление, далеко не самый запоминающийся сюжет, «пластиковый» невыразительный мир, повторяющиеся по смыслу диалоги, блеклые персонажи и масса других мелких проблем, которым не нашлось места в самом обзоре. Например, откровенно скучные сайдквесты или плохой дизайн уровней, из-за которого порой бывает трудно разобраться, куда можно идти, а куда нельзя.
Но, тем не менее, Rainbow Skies – это очень хорошая игра, авторы которой вовсе не задавались целью погрузить игроков в сказочный мир, полный загадок и тайн. Им вообще не было никакого дела до глубины лора и тому подобных вещей. На самом деле перед нами не столько сюжетно-ориентированная игра, сколько убийца времени. Причем отнюдь не самого плохого качества. Такой вывод напрашивается сам собой, если принять во внимание, что лучшие элементы игрового процесса – исследование мира и сражения – здесь выполненные на очень высоком по меркам жанра уровне. Именно они вытягивают данную игру и делают её такой привлекательной, а количество заготовленного внутриигрового контента может запросто увлечь владельцев PS4 и PS Vita на сотни часов.
Несмотря на репетативность геймплея и слабую мотивацию, к игре хочется возвращаться снова и снова, чтобы чем-то занять руки во время прослушивания познавательных передач, поездок или ожиданий. С этой задачей Rainbow Skies справляется великолепно, а потому мы можем смело порекомендовать её всем владельцам консолей семейства PlayStation. Обязательно поддержите разработчиков и купите эту игру, чтобы следующие несколько лет нам было чего от них ожидать.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.