К хорошим историям приятно возвращаться, будь то любимая книга с затертой обложкой, прочитанная множество раз, фильм, каждый диалог которого известен наизусть, но его просмотр уже больше становится нерушимой традицией для определенного времени года, или видеоигра, поразившая глубоким и трогательным сюжетом и необычной подачей. Желание делиться и рассказывать о подобных сюжетах, как о незабываемом приключении, события которого вы собственнолично пережили, не пропадет даже спустя множество лет. Подобные вещи надолго оставляют свой отпечаток в нашем сознании и занимают положенное место в числе качественных и проработанных историй, которые выстраивают основу нашей системы ценностей и оценочных суждений. Сегодня речь пойдет об одной такой истории, рассказанной посредством видеоигры – из ряда тех, чьи сюжеты становятся только лучше благодаря интерактивности этого вида искусства.
В 2007 году мощный тандем из студий Atlus и VanillaWare выпустил изумительную игру с захватывающим сюжетом и интересным наполнением, имя которой Odin Sphere. Несмотря на то, что отзывы об игре были довольно хорошими, она не стала той самой культовой вещью, о которой непременно знает каждый уважающий себя представитель игровой общественности. Сохранив статус широко известной в узких кругах, Odin Sphere все же заслужила свое укромное место в библиотеке PlayStation 2 на одной полке с другими забытыми шедеврами. А год назад появилась информация о том, что где-то в недрах VanillaWare при неизменном содействии Atlus трудятся над созданием HD-ремейка для современных консолей семейства PlayStation, и игровая пресса вновь заострила на проекте свое цепкое внимание. В том числе и команда PSVHome.ru.
Целый год разработчики потчевали нас различными подробностями касательно возрожденного проекта: скриншотами, демонстрирующими улучшенную графику, геймплейными роликами с доработанной боевой системой, сюжетными трейлерами и другими обязательными атрибутами игровой журналистики. По сложившейся традиции, первыми Odin Sphere, которая помимо прочих нововведений обзавелась подзаголовком Leifthrasir, смогли опробовать в Японии в начале этого года, после чего анонс игры для западной аудитории не заставил себя долго ждать. Северная Америка и Европа заполучили игру на полках своих магазинов в течение июня, что, естественно, не редкость для старших консолей PS3 и PS4, а вот желающие приобрести в коллекцию PS Vita заветную коробочку европейского региона зачастую сталкиваются с неблагоприятной тенденцией. Издатели все чаще ограничиваются релизами для портативных версий посредством PSN, и, возможно, Odin Sphere Leifthrasir ждала бы та же участь, если бы она не оказалась завершающим проектом в многолетнем сотрудничестве Atlus с NIS America.
Но оставим эту грустную тему на совести гигантов игровой индустрии, вершащих судьбы талантливых студий. Переиздание Odin Sphere Leifthrasir, вышедшее на консолях двух поколений, – это возможность погрузиться в сказочный мир, в котором можно беззаботно провести несколько десятков часов. По той же причине советуем обязательно обратить на нее внимание обладателей PS Vita, которые смогут с легкостью скоротать время в дороге, при любом удобном случае возвращаясь к прохождению. Но и приобретение версии игры для домашних консолей не разочарует, так как игра определенно заслуживает потраченного времени.
Простая, но в то же время многогранная история, в которой главная роль поочередно отдается каждому из пяти персонажей, берет свое начало в уютной мансарде. Именно там, в маленькой комнате с черной кошкой и заполненными антиквариатом шкафами, очаровательная девочка проводит время за чтением книг, посвященных жителям волшебных земель Эрион –действующим лицам Odin Sphere Leifthrasir. Герои встречаются при различных обстоятельствах, из-за чего их казалось бы самостоятельные истории сплетаются в единое полотно повествования, раскрывая характеры с совершенно неожиданных сторон: если в одной книге герой показан в лучшем свете, это вовсе не значит, что в другой он не окажется коварным злодеем.
Свое знакомство с этим таинственным миром игрок начнет от лица юной воительницы – валькирии Гвендолин, младшей дочери Темного Лорда Одина. Ее история открывается трагично: на поле сражения она теряет старшую сестру, а позже узнает, что ее ждет нежеланное замужество. После того, как книга Гвендолин будет завершена, настанет черед Принца Титании Корнелиуса, которого темная магия превратила в Пуку, мифического оборотня из кельтского фольклора. На протяжении своей истории он будет искать способ вернуть свой прежний облик и защитить возлюбленную. Принцесса фей Мерседес в свою очередь будет вдохновлять свой народ на противостояние Темному Лорду, так как в первой главе ее истории в схватке с Одином погибает ее мать. Жених Гвендолин Освальд, Рыцарь Теней, окажется в свете софитов четвертым и предстанет как самый сильный солдат армии фей. Последней в центре внимания игрока окажется обворожительная Вельвет, та самая возлюбленная Корнелиуса, хотя еще в сюжетной ветке Гвендолин выяснится, что она является незаконнорожденной дочерью Одина. Девушка подозревает Темного Лорда в том, что именно из-за него погибла ее мать, и ведомая жаждой мести, приближает конец света. И это не сулит ничего хорошего для мира, в котором они живут.
Юные герои в ходе своей истории начнут многое понимать не только в себе, но и в окружающей действительности, научатся разбираться в людях и принимать важные решения. Личностный рост и переоценка собственных качеств позволят им из молодых и неопытных воинов превратиться в мудрых правителей. Закрученная история придет к единому знаменателю только после того, как будут прочитаны все пять книг и откроется шестая – Армагеддон, которая имеет множество концовок. И не смотря на то, что в основном повествовании игроку оставалась роль безмолвного наблюдателя, именно здесь от его действий будет зависеть, кто останется в живых и как закончится эта эпопея.
В современной игровой индустрии репетативность становится назойливой проблемой: когда игрока начинают посылать на одни и те же локации выполнять сомнительные квесты, это недвусмысленно намекает на то, что у разработчиков в какой-то момент просто закончились идеи. В случае с Odin Sphere Leifthrasir все происходит с точностью до наоборот – карта игрового мира здесь остается неизменной на протяжении всех пяти главных историй, как, собственно, и набор рядовых противников и боссов. Однако есть одна существенная деталь – каждый герой, которому по воле случае доведется оказаться на локации, руководствуется своими мотивами, обусловленными сюжетной веткой. Этот хитрый прием помогает лучше раскрыться сюжету, и в целом идет игре на благо: разнообразие чередующихся уровней создает ощущение постоянной смены обстановки. Возможно, по этой же причине сюжет игры раскрывается не равномерно и не успевает приесться, сообщая пикантные подробности маленькими порциями и не сталкивая хорошо знакомых близких персонажей лоб в лоб.
Приятная размеренность повествования все же не затягивает развитие всей истории, а потому сюжетные вставки занимают значительное время по отношению к игровому процессу: анимированные ролики встречают игрока в начале каждого акта и непосредственно перед сражением с боссом уровня. Сама история довольно запутана хронологически – действия одного персонажа могут происходить параллельно с событиями, рассказанными в другой книге, но иметь разную продолжительность и временные рамки. Красивая графика и сайдскроллерная составляющая могут создать обманчивое впечатление, что игра не требует пристального внимания к своему сюжету, однако любители отдавать предпочтение исключительно геймплейным элементам рискуют в итоге пропустить самое интересное в этой запутанной истории. В этом случае на помощь придет режим просмотра открытых глав, а также архивные записи, которые хранятся в специальном меню.
Оригинальная Odin Sphere вышла под конец жизненного цикла PlayStation 2, что не помешало ей стать одним из самых живописных платформеров на консоли с длиннейшим списком добравшихся до релиза игр. За основу улучшенной версии VanillaWare взяли старые механики, но в значительной степени их доработали, прибегнув к опыту создания Muramasa: The Demon Blade и Dragon's Crown. Примечательно, что заботливые разработчики добавили в Odin Sphere Leifthrasir так называемый Classic Mode, который от первоисточника отличается только доработанной графикой и наглядно показывает, какой была боевая система в классической игре. HD-переиздание в свою очередь стало более динамичным и плавным, дополнившись множеством различных комбинаций и типов атак. А главное, разработчики сумели избавиться от всех технических шероховатостей, которые досаждали владельцам версии для PlayStation 2 и мешали назвать эту игру одной из лучших в библиотеке консоли.
Впрочем, за всеми этими разговорами о сюжетных перипетиях и изменениях, коснувшихся переиздания, мы забыли об одной немаловажной детали, без которой не обходится ни одна видеоигра. Речь, конечно же, идет об игровом процессе. Помимо индивидуальной сюжетной ветки, у каждого персонажа есть свои боевые навыки, оружие и силовые приемы. К примеру, воинственная Гвендолин вооружена копьем, Мерседес орудует арбалетом, Корнелиус – мечом. Оказавшись главным героем своей истории, персонаж начинает ее с первого уровня, постепенно прокачивая свои навыки и умения. Поэтому первые главы каждой книги заменяют обучающие уровни, где можно самостоятельно пощупать управление, а герои по воле повествования впервые получают свое оружие и вместе с игроком учатся им овладевать.
Каждый акт представляет собой обширную разветвленную карту из уровней, которые можно поделить на три вида: свободные – где игрок проводит основные поиски; уровни сражения, требующие проявить максимальную собранность, так как от затраченного времени и полученного урона зависят итоговая оценка и объем вознаграждения; и зоны отдыха, в которых можно пообщаться с местными торговцами, подкрепиться, воспользоваться сундуком для хранения предметов, не вмещающихся в багаж, и перемещаться между контрольными точками.
И, конечно же, какая ролевая игра обходится без совершенствования умений и навыков постоянно мелькающих на экране действующих лиц? Прокачка героев основана на сборе очков опыта, которые получаются во время сражений. Гораздо быстрее повысить уровень можно благодаря приему пищи, которая к тому же восстанавливает здоровье. Вкусно поесть удастся в специальных кафе между сюжетными актами, где игрок расплачивается монетами, или на локациях, угостившись в универсальном ресторане у бродячего кулинара, при условии, что в багаже персонажа имеются нужные рецепты и ингредиенты. Их можно добывать, выращивая из семян, покупая у торговцев и получая в награду по окончании сражений.
Помимо традиционной валюты в Odin Sphere Leifthrasir используются фозоны – светящиеся кристаллы, которые необходимы для улучшения навыков персонажа в древе активных и пассивных способностей. Фозоны тратятся в большом количестве, поэтому на их собирательстве основаны многие сюжетные конфликты и они являются своего рода живительной силой. Именно поэтому без них не обходится процесс выращивания растений из семян, которые становятся ингредиентами для зелий и пищи.
Большое внимание в Odin Sphere Leifthrasir уделено алхимии, а точнее системе создания зелий, которая предназначена помогать игрокам самостоятельно готовить улучшенные зелья из различных ингредиентов и использовать их, когда это необходимо. В оригинальной версии игроки создавали различные вещи, комбинируя материалы и предметы. В улучшенную версию заботливо добавили возможность смешивать сами зелья с предметами, продуктами и другими зельями. К счастью, игрокам нет необходимости запоминать различные комбинации и рецепты, здесь на помощь придет система градации, которая подскажет, какой результат даст смешение выбранных ингредиентов.
Даже по современном меркам Odin Sphere Leifthrasir – это довольно красивый платформер со статичными декорациями и очень приятной анимацией. Сказочная и по-детски милая атмосфера проявляется не только в невесомых акварельных видах, но благодаря буффонаде – анимации врагов, которая представляет собой альтернативу жестокости, когда во время боя враги забавно корчатся, выпучивают глаза и раскрывают рты. Картину дополняет фоновая музыка, тонко передающая настроение момента, и полноценная английская озвучка всех персонажей, которую староверы могут переключить на оригинальную японскую. В целом Odin Sphere Leifthrasir создает ощущение погружения в фантазийную историю, которая собрала в себя отголоски легенд о драконах, сказаний о дивных существах и других фольклорных поверьях и небылиц.
Вердикт:
Делая ставку на переиздание Odin Sphere Leifthrasir, Atlus и VanillaWare предоставили игровой общественности возможность познакомиться с отлично продуманным сказочным миром, обернутым в оболочку двухмерной приключенческой игры. История раскрывается постепенно, как сборник рассказов, который повествует об одних и тех же происшествиях от лица разных персонажей, от чего сюжет ощущается более комплексным и многогранным. Превосходно выполненная подача и хороший слог привлекают внимание к сюжетным перипетиям, а постоянная смена знакомых декораций и различные нововведения делают игровой процесс увлекательным. Следить за рассказанной в Odin Sphere Leifthrasir историей на большом экране довольно удобно, однако игровой процесс идеально подойдет для портативного формата – как книга, к прочтению которой можно вернуться в любой удобный момент. С нетерпением будем ждать следующей игры студии – 13 Sentinels: Aegis Rim, которая обещает стать глотком свежего воздуха, как для самой VanillaWare, так и для нас, игроков.