«– Считаем ли мы, что мистеру Грину было недвусмысленно приказано саботировать работу других курьеров? В любом случае, мистер Грин поклялся, что фирма Justin Time не выполнит ни одной поставки в этот день. Быть может, он взял на себя роль эдакого автомобильного мстителя, призванного спасти своих коллег? Или же он был настолько сбит с толку, что принял какой-то намёк от своего начальства за карт-бланш на выполнение последующих действий? Кто знает, были ли эти действия вызваны его собственными тёмными сторонами души или навязаны ему его бессердечным боссом?»
Из отчёта психолога-криминалиста, Deliver At All Costs
Как мы помним, отношения между Хидео Коджимой (Hideo Kojima) и издательской компанией Konami Digital Entertainment закончились на том, что геймдизайнер покинул её стены и отправился на вольные хлеба – делать для Sony Interactive Entertainment свой инновационный симулятор курьера. Не желая оставаться в стороне, японский издатель решил дать ответку и выпустить свой симулятор доставщика – Deliver At All Costs, который напоминает смесь аркадных игр и ранних частей Grand Theft Auto. И, как оказалось, чтобы сделать увлекательную игру про доставщика, вовсе не обязательно заставлять игрока топать по пустым, безжизненным локациям на своих двоих, бороться с управлением и постоянно испытывать неудобства – достаточно отправить его обратно в 60-е, создать массу весёлых и необычных ситуаций и снабдить всё это дело полной разрушаемостью.
Deliver At All Costs – это дебютный проект молодой шведской студии Far Out Games, которая неспешно разрабатывала его на протяжении последних четырёх лет. Фундаментом для игры выступил дружелюбный к новичкам движок Unity, который, при наличии прямых рук и большого желания, способен выдавать приличную картинку, что наглядно демонстрирует DOOM для Nintendo Switch и оригинальная Layers of Fear, но разработчики решили пойти по другому пути и удариться в леволюшен, не забыв наполнить игровой мир огромным количеством мелких деталей, которые весело разлетаются в разные стороны при столкновении. При этом нельзя сказать, что игра получилась какой-то некрасивой. Да, модельки персонажей не блещут детализацией и обладают допотопной анимацией, да и сам город при детальном рассмотрении походит на что-то, что могло быть сделано в Dreams, но на это очень быстро перестаёшь обращать внимание, погрузившись с головой в курьерские будни.
Тем более, что время для истории было выбрано весьма необычное – 1959 год – год, когда власти США окончательно присоединили к себе Аляску и Гавайи, сделав их 49-м и 50-м штатами, соответственно, вступили в конфронтацию с латиноамериканцами, которые, вдохновившись примером кубинской революции, решили отмежеваться от северного соседа, и приготовились к новому витку холодной войны с СССР. В общем, неспокойное время, сулящее большие перемены. И вот в таких реалиях наш главный герой, Уинстон Грин, перебирается на островной городок Сэйнт-Моник, дабы начать новую жизнь и скопить небольшой капитал, чтобы в нём обосноваться и реализовать свою давнюю мечту. Однако найти серьёзную работу с солидным окладом молодому человеку не удаётся, а платить по счетам надо, тем более, что арендодатель уже начал подбрасывать под дверь грозные записки, так что паренёк откликается на первое попавшееся объявление по радио и устраивается работать в офис компании We Deliver.
Компания эта, как не трудно догадаться, весьма необычная, так как она берётся за любую работу, даже если та кажется странной и выглядит не очень-то легальной. Это вовсе не означает, что Уинстон будет подобно мистеру Вульфу из Криминального Чтива избавляться от трупов и помогать парням выбираться из щекотливых ситуаций, однако задания, за которые он будет браться, будут регулярно подвергать риску его самого и всех тех, кому не посчастливится отказаться поблизости. Доставить ящик фейерверков и не подорваться на внезапно загоревшейся пиротехнике? Легко! Отвезти на гору сейсмограф, вызывающий оползни? Раз плюнуть! Обработать и перекрасить тухлые арбузы, чтобы люди покупали их под видом новых? Сделаем в лучшем виде! Ну а если на горизонте замаячили конкуренты, то мы перехватим и сожжём их листовки, а после – выведем из строя их машины. Ведь рыночная конкуренция она такая – честная и всегда осуществляется только легальными методами.
Для тех, кто ещё не понял, Deliver At All Costs – это безумная чёрная комедия про паренька, который, сам того не подозревая, ввязался в какой-то блудняк и теперь вынужден расхлёбывать заваренную им же кашу. Сложнее ситуацию делает тот факт, что главный герой – изобретатель, который мечтает строить ракеты. И, в свободное от самоубийственной работы время, он создаёт из подручных средств прототипы, намереваясь когда-нибудь пополнить ряды великих учёных. Однако основной род деятельности и увлечения доставщика в конечном счёте привлекают внимание секретных правительственных служб, которым начинает казаться, что в Сэйнт-Монике засел опасный террорист, который днём развозит по городу странное оборудование, а ночью мастерит на заднем дворе ракеты. Учитывая набирающее обороты противостояние между США и СССР, а также постепенно угасающую, но всё достаточно распространённую шпиономанию, неудивительно, что Уинстон попал в поле зрения американского правительства.
Несмотря на далеко не самый лучший способ подачи, сюжет в Deliver At All Costs оказался на удивление неплох. Нас постепенно, шаг за шагом, погружают в прошлое Уинстона, давая понять, что в жизни паренька было нечто такое, от чего он пытается всеми силами скрыться, втайне надеясь, что судьба будет к нему благосклонна. Но обстоятельства складываются так, что в какой-то момент его зажимают в угол и, как следствие, он перестаёт бежать и принимает брошенный вызов. Этому очень способствуют следующие по пятам спецслужбы, а также родня начальника, которая всеми силами пытается прибрать службу We Deliver к рукам и получить максимум выгоды со сдачи курьера властным структурам. И всё это в перерывах между разминированием упавшей посреди поля для гольфа атомной бомбы, доставкой радиоуправляемых машинок и спасения спальных районов от массовых пожаров.
Пожалуй, главный недостаток повествования заключается в том, что в какой-то момент сюжетных сцен становится слишком много. Не поймите нас неправильно, следить за остросюжетным триллером, в котором намешено всего понемногу, от мистики и нуарного детектива до судебной драмы и научной фантастики, довольно интересно, однако для игры, в которой главный герой должен выполнять всякие необычные поручения от ненормальных клиентов и не менее странного начальства, ждёшь какого-никакого баланса. Сильнее всего перекос в сторону сюжетной составляющей ощущается во второй половине игры, когда весёлых миссий становится меньше, а диалогов и лишней езды ради активации сюжетных триггеров – в разы больше. Складывается ощущение, что авторам просто не хватило времени, чтобы доделать игру, из-за чего последняя треть ощущается менее насыщенной, чем более ранние этапы.
Это также отразилось на сторонних активностях. Если в первом городе игроки могли найти пару-тройку забавных побочных заданий, например, отвезти одержимый автомобиль и сбросить его в жерло вулкана, или разыскать двойника мэра, помогающего политику справляться с различными обязанностями, то во втором и особенно в третьем городе с необязательными заданиями настоящая беда. Да, игроки могут поискать ящики с деньгами, сундуки с расходниками и секретные автомобили, выполненные на манер Driver 2, но, к тому времени у них уже будут на руках все имеющиеся чертежи и гаджеты, а расходных предметов и денег будет столько, что их будет банально некуда девать. Так что зачем и для чего нужно пылесосить все карты, кроме как из чувства перфекционизма, – решительно не ясно.
Но даже те задания, что в игре есть, выполнены превосходно и всегда вызывают улыбку. В Deliver At All Costs нет скучных или однообразных миссий – каждая из них по-своему уникальна (и безумна). Причём некоторые из них можно проходить несколькими способами. Этому очень способствуют гаджеты, которые Уинстон мастерит на досуге. Например, в миссии, где нужно отобрать груз у конкурентов, можно воспользоваться внешними подушками безопасности, отбрасывая намеревающихся вернуть своё добро противников, или же установить на пикап шипы и весело дырявить колёса своим преследователям. В задании, в котором артиллеристы случайно принимают здоровенную мишень, лежащую в кузове у Уинстона, за учебную и открывают по нему огонь, можно воспользоваться заморозкой времени, уводя автомобиль из-под удара, или же форсированным движком, который ненадолго превращает пикап в неуправляемый болид, способный уйти от ковровых бомбардировок.
Поначалу игроки, в привычной им манере, будут стараться водить аккуратно, объезжать встречающиеся на дороге препятствия, вроде ям и обрывов, и демонстрировать навыки вождения миниатюрными автомобилями, полученные в ходе прохождения Grand Theft Auto III и Duke Nukem Forever. Однако потом они откроют для себя все прелести местной системы разрушений и выяснят, что в Сэйнт-Моник нет ничего, чего нельзя было бы снести или хотя бы сильно повредить (кроме церквей), и что при должной скорости и сноровке пикап Уинстона проходит сквозь дома, как нож сквозь масло, оставляя после себя лишь хаос и разрушения. Речь идёт не только о каких-то одноэтажных хибарах, но и о больших многоэтажных зданиях, мостах, смотровых башнях, промышленных комплексах и многом другом. Причём всё это рассыпается и разваливается очень реалистично, превращаясь в груды мусора, которые обваливаются и оседают согласно законам физики.
Большинство встречающихся в игре строений так и вовсе можно сравнять с землёй, так что поклонники Mega Monsters для N-gage 2.0 и Eat Them! для PlayStation 3 почувствуют себя здесь, как дома. Правда, долго докучать местным жителям, превращая город в руины, не позволит полиция, которая быстро сядет Уинстону на хвост и не отступит, пока не сцапает рецидивиста. Если демонтаж города продолжится, то к полицейским присоединятся спецслужбы, рассекающие на громоздких бронированных автомобилях, способных смять пикап курьера в гармошку за считанные мгновения. Единственный способ избежать наказания – незаметно спрятаться в контейнере для мусора и выждать, когда блюстители порядка потеряют след, ну а затем можно вновь возвращаться к любимому занятию. Но даже если Уинстона и сцапают – это всё равно ни к чему не приведёт, поскольку здесь не существует системы штрафов или конфискации.
Единственное, ради чего стоит водить аккуратно и не испытывать терпение обитателей Сэйнт-Моник – это сами задания, которые подчас требуют соблюдения определённых условий. И, говоря о жителях, нельзя не отметить, что хотя оные и не погибают при столкновениях, а весело уносятся куда-то вдаль, демонстрируя все прелести кукольной физики, им хватает злопамятности и мстительности, чтобы догнать пикап Уинстона и, схватившись за бампер, начать волочься за автомобилем, постепенно нанося ему урон. Некоторые особо рьяные и яростные горожане могут и вовсе запрыгнуть на крышу, открыть дверь и выбросить водителя из салона. Так что да, местных пешеходов лучше особо не злить – особенно во время выполнения какого-нибудь ответственного поручения, требующего доставить груз в целостности.
Стоит отдать авторам должное, поскольку они смогли превосходно реализовать управление автотранспортом в изометрической перспективе. Вождение здесь доставляет примерно столько же удовольствия, сколько и в Grand Theft Auto: Chinatown Wars на Nintendo DS, а может быть даже и больше, потому как система полной разрушаемости позволяет продолжить движение, несмотря на наличие препятствий. Да и потеря транспорта здесь ощущается не такой болезненной, поскольку всегда можно подойти к будке и заказать новую машину, вместо того, чтобы взламывать панели и возиться с проводкой. А вот управление самим Уинстоном порой кажется неуклюжим, так как фиксированная камера ограничивает угол обзора и не позволяет в полной мере контролировать его действия. Это особенно заметно на возвышенностях, где очень легко оступиться, упереться в трудноразличимое препятствие и пойти в противоположном направлении при резкой смене ракурса. Впрочем, падения с крыш, водонапорных башен и подъемных кранов ни к чему не приводят – герой немного покряхтит, постонет, а затем отряхнётся и продолжит свой путь как ни в чём не бывало.
Также хочется похвалить Far Out Games за великолепный саундтрек, который был написан тремя композиторами: Карлой Добби (Carla Dobbie), Патриком Ярлестамом (Patrik Jarlestam) и Шаньшанем Хе (Shanshan He). Они сочинили для игры свыше 30 композиций, выполненных в джазовом стиле, что очень неплохо дополняет атмосферу игры. Единственный недостаток заключается в том, что для игры, длительность которой составляет около 20-25 часов, объём музыки кажется недостаточным. Учитывая, что в каждом районе каждого города играют свои уникальные композиции, которые имеют свойство повторяться, через какое-то время они начинают наскучивать (кроме, разве что «American Christmas Nostalgia» и «Fast Fancy Fields» – их можно слушать вечно). Здесь также есть радио, но радиоведущий говорит редко и часто произносит одни и те же реплики. В общем, опять сказался недостаток бюджета. Аналогичная ситуация происходит с кат-сценами: если в начале и середине игры – это полноценный ролики с анимацией и озвучкой, то ближе к концу авторы вываливают на нас статичные комиксы, которые выглядят совершенно неуместными и чуждыми в кульминационной части.
Поскольку сюжетных и побочных заданий в Deliver At All Costs относительно немного, авторы сумели подвязать ко многим из них трофеи, для получения которых, как правило, требуется соблюсти определённые условия. Например, не задеть ни одной бочки, пока за Уинстоном будет гнаться по тоннелю здоровенный грузовик на манер Terminator 2, довезти атомную бомбу, реагирующую на любое касание, в целости и сохранности, или уронить не более двадцати арбузов в миссии, где мы должны их перекрашивать. В целом, трофеи тут не слишком сложные, но и не простые, в общем, именно такие, как надо. Единственный трофей, с которым пришлось действительно повозиться – это «Under The Wire», поскольку он требует завершить миссию в последнюю секунду. Учитывая, что в игре не так уж много заданий на время (что само по себе очень хорошо), приходилось переигрывать одни и те же миссии в надежде успешно подгадать момент для выполнения тех или иных действий.
Итог: Deliver At All Costs завлекла нас ещё в момент публикации дебютного трейлера и не подкачала на релизе – это превосходный «симулятор» доставщика, который не боится экспериментировать, постоянно переосмысливая себя и регулярно предоставляя игрокам новый опыт. Если дополнить это хорошо проработанной физикой, удобным управлением, интригующей историей и великолепным саундтреком, то на выходе мы получим одну из лучших изометрических игр с открытым миром. К сожалению, отнести Deliver At All Costs к одному из главных сюрпризов этого года мешает статичный мир с минимумом активностей, перекос в сторону сюжетной составляющей и общая сумбурность, которая тем сильнее бросается в глаза, чем ближе становится развязка этой истории. Конечно, ничего не мешает разработчикам дополнить игру новым контентом после релиза и сделать третий акт более насыщенным, но что-то нам подсказывает, что жадная Konami не захочет выделять на это дополнительные средства. В любом случае, горячо рекомендуем эту игру всем, кому Death Stranding показалась излишне претенциозной, раздражающей и скучной.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.