«– Нас подобрал корабль на невероятностной тяге! Обалдеть можно! Что с тобой такое?
Артур лежал на полу, отчаянно пытаясь прижаться плотнее к стенам, а из щелей тянулись крохотные, покрытые шерсткой руки с измазанными чернилами пальцами и доносился безумный писк торопливых голосков.
Артур в ужасе повернул голову:
– Форд! Там бесконечное множество обезьян, которые только что написали "Гамлета" и хотят с нами об этом поговорить»
Дуглас Адамс, «Путеводитель по Галактике для путешествующих автостопом»
Согласитесь, не каждый день можно увидеть, как с полок магазинов убирают одну из самых провальных игр бренда PlayStation за всю историю его существования, а на её место кладут один из главных хитов этого года, моментально занявший верхние строчки во всех возможных чартах? Вот с такого необычного события стартует празднование 30-ой годовщины PlayStation, которое очень хорошо отражает двойственность и неоднозначность всего того, что происходит в последние годы в игровой индустрии, да и в мире в целом. Но сегодня мы будем меньше говорить о плохом и больше о хорошем, так как свершилось то, чего мы так долго ждали – состоялась премьера Astro Bot – красочного трёхмерного платформера, который отсылает нас к истокам и при этом находится на пике технологического прогресса.
Но перед тем, как приступить непосредственно к разбору игры, мы кратенько пробежимся по серии и окунёмся в предысторию Астро. Очаровательные маленькие роботы, которые теперь прочно ассоциируются с брендом PlayStation, дебютировали на прошлом поколении консолей. Небольшая команда, сформированная в недрах SIE Japan Studio, использовала их в качестве тестовых моделей для обкатки новых технологий, таких как DualShock 4 и PlayStation Camera. Так и появился на свет забавный сборник мини-игр The Playroom, призванный раскрыть потенциал вышеперечисленных устройств. Примечателен он тем, что для него впоследствии выпускались новые дополнения, созданные стараниями Firesprite и Double Fine Productions, заложившие кое-какие основы для последующих игр. Враги-пришельцы и роботы-ниндзя – это их рук дело.
Уже на этом этапе у роботов появились некоторые хорошо узнаваемые черты, которые в дальнейшем будут использоваться во всех последующих проектах. К таковым относится дизайн персонажей, который был позаимствован у роботов AIBO, выпускавшихся в Японии с 1999 года, и дополнен актуальными цветовыми маркерами PlayStation – синим и белым. И, чтобы сделать крохотных роботов более привлекательными в глазах потребителя, им придали вид маленьких неуклюжих карапузов и добавили синие светодиодные глаза, которые отражают их текущее эмоциональное состояние. Этот набор мини-игр так сильно понравился игрокам, что когда на рынок была выпущена PlayStation VR, японское подразделение подготовило The Playroom VR – ещё один сборник, но с более продвинутыми играми.
Для нас The Playroom VR интересна тем, что она стала отправной точкой в истории Астро. Ведь именно здесь впервые была представлена мини-игра «Robots Rescue» с его участием, в которой нужно было спасать потерявшихся членов экипажа после крушения космического корабля на неизвестной планете. Звучит знакомо, не правда ли? После выпуска The Playroom VR, фанаты забросали разработчиков просьбами сделать из этого маленького приключения полноценную игру. Это, а также крайне позитивные отзывы, убедили руководство Sony дать зелёный свет Astro Bot Rescue Mission и бросить на это дело новообразованную Team ASOBI, состоящую преимущественно из представителей SIE Japan Studio. И вот здесь Астро смог показать себя во всей красе, став не только главным героем большого приключенческого платформера, но и одним из основных маскотов PlayStation.
Ну а с выходом PlayStation 5 большие любители маленьких роботов вернулись к тому, что умеют лучше всего – к наглядной демонстрации технологий. Astro’s Playroom была не просто сборником никак не связанных между собой мини-игр, а полноценной игрой, в которой маленький герой путешествует по аппаратной части, изучает архитектуру и особенности представительницы девятого поколения игровых систем. Получилось очень ярко, креативно и, что немаловажно, весело, поскольку авторы уделяли внимание не только самому железу и демонстрации его возможностей, но и культовым персонажам PlayStation, получившим небольшие камео. Игра собрала массу хвалебных отзывов и на долгое время стала одним из главных хитов на игровой системе, заняв место рядом со Marvel's Spider-Man 2 и Ratchet & Clank: Rift Apart.
После этого разработчики заявили, что хотят взять перерыв и отдохнуть от Астро, посвятив себя другим, не менее увлекательным вселенным. Но приближающаяся круглая дата, а также стремление Sony Interactive Entertainment сделать PlayStation 5 одной из самых семейных консолей в текущем поколении, немного потеснив на этом поприще Nintendo, стали главными причинами возвращения отважного механического героя. Игра с немного запутывающим названием Astro Bot была анонсирована во время весеннего State of Play и моментально стала главным событием этого года, затмив собой всё, что демонстрировалось по соседству: Until Dawn, Silent Hill 2 и Concord. Тогда-то и стало понятно, с какой игрой компания попадёт на церемонию награждения The Game Awards в конце года.
События новой игры, как и в предыдущих частях, берут начало в космосе. Игровая система PlayStation 5, выступающая в качестве космического судна, сталкивается с инопланетной формой жизни, после чего лишается основных компонентов и терпит крушение на пустынной планете. Оставшись без экипажа, бессменный капитан корабля, известный как Астро, решает отправиться в путешествие, чтобы отыскать друзей и вернуть украденные компоненты. А поможет ему в этом верный Дуалспидер – летающее приспособление, имеющее кое-какие внешние сходства с DualSense. С его помощью Астро сможет исследовать обширные космические пространства, совершать увлекательные открытия и высаживаться на незнакомые планеты для их дальнейшего изучения.
Совершив несколько разведывательных вылетов, Астро тут же повстречает старых знакомых, с которыми он сталкивался в предыдущих играх. Неизвестно, что пришелец им пообещал, но одно известно точно – без драки не обойдётся. Пять главных компонентов PlayStation 5, SSD, GPU, система охлаждения и другие были рассредоточены по пяти галактикам, охраняемым приспешниками главгада. Что это за бесстрашные существа, отважившиеся бросить вызов Астро и его друзьям, можно понять по местам их обитания. Взять хотя бы туманность Гориллы или систему Щупалец. В каждой галактике есть большие планеты, где разворачивается основное действо, и несколько небесных тел поменьше, которые открывают доступ к испытаниям или сражениям с представителями местной флоры и фауны.
Миры в Astro Bot очень разнообразны и совершенно не похожи друг на друга. Оно и не удивительно, так как разработчики задались целью сделать небольшую по продолжительности, но очень насыщенную игру, которая призвана развеселить игроков и, по возможности, вызвать на их лицах улыбку. Справились ли они с этой задачей? Ещё как! Здесь очень много классных гаджетов, механик и оригинальных задумок, которые используются всего раз или два за игру, после чего авторы сразу же переключаются на что-то другое. С одной стороны, подобный подход действительно держит в тонусе, не давая заскучать, и подталкивает к изучению новых умений, однако в то же самое время создаётся ощущение, что всех этих примочек могло бы быть и поменьше, если бы авторы придумали им больше весёлых и необычных применений. Взять хотя бы ту же мышку, в которую Астро превращается на одном из ранних этапов. Делать он это будет всего один раз за игру.
Этому моменту уделялось столько внимания в трейлерах, что даже как-то неловко становится, что у механики, позволяющей менять размеры героя нажатием одной единственной кнопки, на самом деле очень мало экранного времени. А ведь ничто не мешало показать нам один из миров PlayStation глазами крохотного мышонка. Например, мир Gravity Rush, где мышка убегала бы от меняющей гравитацию кошки, или мир Fat Princess, где шла бы ожесточённая борьба грызунов за кусочки недоеденных принцессой тортиков. Но, даже то, что есть в игре, очень и очень впечатляет. Нам очень понравился уровень, выполненный в классическом японском стиле. Он не только навевает ностальгические воспоминания о The Playroom, но и даёт Астро возможность увеличиться в размерах, предварительно напитав себя водой. Сеять хаос и разрушения в таком виде – настоящее удовольствие. Сродни битью антистрессовой подушки.
А ещё здесь можно самому замедлять время, раздавая оплеухи врагам, а затем наблюдать, как они медленно разлетаются на части. В игре представлено несколько этапов, где можно манипулировать со временем, однако наибольшего внимания заслуживают казино и кладбище. Неизвестно, что именно заставляет создателей платформеров периодически обращаться к тематике азартных игр, но факт остаётся фактом – это один из самых удачных уровней в Astro Bot, так как в нём герою нужно скакать по рулеткам (прямо как в Sly Raccoon), прыгать по горящим картам (выпускаемым местным аналогом Гамбита) и использовать в качестве платформ метательные дротики (которые, вероятно, прибыли к нам из Gangs of London или Top Darts). Ну а после посещения местного кладбища, обитатели которого научились жонглировать ножами, плеваться вилками и устраивать торнадо из надгробий, любые другие места вечного упокоения, даже те, что фигурировали в Ghosthunter или Ghostbusters: The Video Game, покажутся очень тихими и умиротворёнными.
Вообще локаций в игре довольно много и все они сильно отличаются друг от друга темпом и способом прохождения. Какие-то из них проходятся достаточно быстро, как «Сочная стройка», где нужно использовать Баркстера – бульдога-ускорителя, чтобы переноситься через пропасти, сшибать врагов и таранить препятствия, а какие-то медленно и вдумчиво, как, например, «Подводные пузыри», где герой с помощью пингвиньего товарища получает возможность исследовать обширные подводные территории: затонувшие корабли, руины былых цивилизаций и даже внутренности гигантского чудовища. После того, как планеты будут излазены вдоль и поперёк – Астро будет ждать встреча с боссами. Несмотря на то, что боссы целиком и полностью перекочевали из предыдущих частей, они успели обучиться новым трюкам, поэтому фанатам нужно быть готовыми к различным подлянкам. К счастью, у героя тоже есть несколько тузов в рукаве, а именно – новые гаджеты и способности, которые он сможет использовать для борьбы с ними. Нам очень понравилось, как поставлена битва с Меха Леоном – огнедышащим гигантским хамелеоном, который швыряется фруктами, метает диски и выпускает свой длинный язык. И делает он это очень быстро, поэтому единственный способ одолеть его – задействовать замедление времени.
И, говоря о противниках, нельзя не заметить, что Team ASOBI существенно расширила бестиарий, добавив огромное количество новых неприятелей. Тут вам и злые механические кроты, которых нужно выманивать из-под земли, и огнедышащие гайки, остановить которых может только крутящий удар Астро, и даже гигантские злобные гусеницы, имеющие слабость к лягушачьим боксёрским перчаткам (которые немного смахивают на Arms от Nintendo). И это только малая часть того, что здесь есть. Но даже привычные супостаты, кочующие из игры в игру – электрические, шипастые и прыгающие на пружинках – меняются от уровня к уровню, приобретая тематический вид и внося толику разнообразия в происходящее. Скажем, когда герой окажется в пустыне, то его встретят похожие на бедуинов недруги в тюрбанах, на пиратском острове на головах злыдней будут красоваться треуголки, а на диодных глазах – повязки, ну а когда Астро занесёт на пляж, то, будьте уверены, никто из плохишей не забудет прихватить с собой спасательный круг или подводную маску.
В качестве благодарности за победу над боссами игроки получат возможность исследовать миры PlayStation, выполненные в стилистике Team ASOBI. По сути, перед нами переделки культовых франшиз с хорошо узнаваемыми героями и фирменным геймплеем. Игроки уже могли видеть «Бота войны», которого показали в анонсирующем трейлере, однако есть и другие. Среди них затесалось несколько совершенно неожиданных. Нам очень запала в душу «Свобода обезьянам», потому как мы соскучились по ловле обезьяньих бестий и были безмерно рады возможности вновь поохотиться на них с помощью сачка Спайка. И да, не обошлось без адаптации уникальных черт и механик культовых серий. Так, во время охоты на мартышек нужно использовать обезьяний радар, который показывает их местоположение, а в ходе странствий по Мидгарду – бросаться во врагов Левиафаном и выискивать «Глаза Одина» – волшебных воронов, зорко следящих за всем, что происходит в девяти мирах.
Основные миссии в игре достаточно простые и увлекательные – справиться с ними сможет даже ребёнок, а вот испытания – совсем другое дело. На прохождение некоторых из них может понадобиться десяток-другой попыток, потому как авторы создали множество интересных препятствий, удачно комбинируя их с новыми механиками. Конечно, это не уровень финального испытания в Sackboy: A Big Adventure, совладать с которым смогли лишь единицы (и мы к этим единицам не относимся), но они здесь посложнее, чем в Astro’s Playroom. Дольше всего мы провозились с «Честным рассказчиком» и «Грозой механизмов». Первое требует пересечь лавовую реку, остужая её с помощью воды, а затем уворачиваясь от огненных сопел и брызг лавы, взобраться на вершину уровня. А во втором нужно избегать шипов, электрических барьеров и летящих навстречу злобных птиц, бегая по движущимся конвейерам и бьющимся стеклянным поверхностям.
Ещё по первым трейлерам некоторые происходящие в игре события вызывали чёткие ассоциации с Halo 5: Guardians, но, в отличие от 343 Industries, которая любит показывать одно, а делать другое, Team ASOBI смогла вплести пустынную планету в сюжет и сделать её важной составляющей игрового процесса. Она выступает чем-то вроде штаб-квартиры, куда Астро будет свозить найденных роботов и где он будет открывать новые возможности для себя и своих друзей. Причём, в отличие от предыдущих игр, спасённые персонажи нужны не только для того, чтобы мелькать в кадре, с их помощью можно прокладывать новые пути, спасать других роботов и находить секретные места. Очень забавно наблюдать за тем, как герои и злодеи хватаются друг за друга или встают друг другу на плечи, чтобы сформировать стену или мостик, по которым Астро сможет взобраться на возвышенность или перебраться через пропасть.
Но гораздо веселее собирать их в кучки и устраивать танцы с использованием популярных движений. И, пока кто-то не задал вопрос в комментариях, заранее ответим, что да, тот глуповатый танец из Fortnite среди них тоже есть, и нет, он не особо раздражает. Помимо членов экипажа, Астро будет собирать на уровнях кусочки паззла. В предыдущей игре эти кусочки были нужны для барельефа, расположенного в музее PlayStation, а в новой – для строительства зданий. Например, склада с костюмами, где можно открыть облик обезьянки из Ape Escape или Вандера из Shadow of the Colossus, или гаража, в котором позволено менять расцветку Дуалспидера. Однако наибольший интерес у игроков, конечно же, вызовет гачи-автомат, поскольку он содержит интерактивные предметы и анимации для персонажей PlayStation. Так что если кто-нибудь когда-нибудь мечтал разблокировать раптора, который будет гоняться за Ларой Крофт, построить додзё для Мастера Ониона или включить сирену рядом с Шибито, то теперь у них есть такая возможность.
Отрадно видеть, что при выборе действующих лиц Team ASOBI не стали ограничиваться навязшими в зубах образами, нещадно эксплуатируемыми Sony Interactive Entertainment со второй половины жизненного цикла PlayStation 4. Поэтому в Astro Bot можно увидеть не только Элой, Кратоса или Нейтана Дрейка, но и множество других, менее известных для широкой публики персонажей. Например, ритмичного кролика Вибри из Vib-Ribbon, невезучего работягу Танео Танамацури из Incredible Crisis, любителя быстрой езды Капитана Рока из Motor Toon Grand Prix и даже Шеф-повара из Ore no Ryouri. В последний раз такое большое количество отсылок к малоизвестным произведениям мы видели разве что в PlayStation All-Stats Battle Royale, но тогда издатель очень жёстко монетизировал свои игры, так что узнать, кто есть кто и откуда он прибыл, могли лишь единицы. Здесь же игроки могут познакомиться с интересными персонажами из прошлого и немного прикоснуться к истории, чтобы, быть может, открыть для себя множество потрясающих игр.
Единственное, что может подпортить впечатления от Astro Bot – это ощущение вторичности. Безусловно, в игре очень много свежих и оригинальных задумок, но и заимствований, как мы уже выяснили, тоже хватает. Это, а также тот факт, что Sony Interactive Entertainment стремится пускать в ход только обкатанные идеи и регулярно обращается к своему богатому наследию, говорят о глубочайшей стагнации, в которой находится данная компания. Да и не только она. Ведь если посмотреть на игру трезво, то можно понять, что это такая сборная солянка из множества уже существующих придумок. Общая концепция пришла к нам из The Playroom VR, локации и боссы по большей части позаимствованы из Astro Bot Rescue Mission, взаимодействие с консолью и культовыми персонажами PlayStation взяты прямиком из Astro’s Playroom, да и миленькие роботы уже успели примелькаться за долгие годы существования франшизы.
От Team ASOBI, как от выходцев из SIE Japan Studio, всегда ждёшь чего-то нового и необычного, но никак не повторного обсасывания существующих идей. В игре есть несколько впечатляющих уровней, которые поражают своей красотой, масштабом или динамичностью, однако их не так много, чтобы сделать игру выделяющейся на фоне её предшественниц. Причём видно, что больше всего любви и стараний было вложено в тематические уровни, связанные с культовыми франшизами PlayStation. Несмотря на то, что они тоже являются эксплуатацией старых идей, в контексте всего вышесказанного они ощущаются достаточно свежо и оригинально. Исходя из этого, мы считаем, что японской студии следовало сфокусироваться на чём-то одном: либо на уникальных уровнях, либо на странствиях Астро по мирам PlayStation.
Ведь есть же игры, в которых герои путешествуют по различным мирам и сталкиваются с известными персонажами или событиями. Например, Mickey Mania, Kingdom Hearts или World of Final Fantasy. Сложно сказать, насколько нынешняя Sony Interactive Entertainment была бы рада такому подходу, ведь подобная игра стала бы живым напоминанием того, каким необычным и разнообразным был бренд PlayStation в прежние годы. А ведь мы могли бы дать концерт в образе спятившего дирижёра из Mad Maestro!, стать вожаком стаи на улицах опустевшего города из Tokyo Jungle, превратиться в Драгуна и сразиться со злом в декорациях фэнтезийной The Legend of Dragoon, покататься на офисном стуле, убегая от якудза, как сладкая парочка из Kung Fu Rider, или же разрушить город до основания, как в незаслуженно забытой Eat Them! Возможности практически безграничны.
Вряд ли кто-то станет спорить с тем фактом, что Astro Bot – это самый красивый и технически продвинутый трёхмерный платформер на рынке. Казалось, что ничего лучше Super Mario Odyssey, Astro’s Playroom и Sonic Frontiers быть уже не может, но наша сегодняшняя гостья разбивает этот тезис в пух и прах. Детище Team ASOBI выглядит как оживший мультфильм, и при этом оно не перегружена огромным количеством ненужных деталей. Конечно, авторы периодически увлекаются, разбрасывая сотни объектов и мелких частиц, чтобы немного развлечь игрока и продемонстрировать мощности PlayStation 5, однако это не вредит восприятию и не отвлекает от созерцания местных красот. Глядя на детально проработанные локации, потрясающий дизайн и великолепные задники, становится очень трудно поверить, что над игрой трудилась небольшая команда, которая намного меньше, чем Media Molecule или Polyphony Digital.
Игры Sony всегда отличались отменным звуковым сопровождением и Astro Bot не стала в этом плане исключением. Помимо новых динамичных композиций, которые меняются в зависимости от происходящего на экране, становясь то тише, то громче, а то и вовсе перестраивая свой темп, авторы добавили несколько переделанных треков из Astro’s Playroom. Так что не только геймплей в этой игре может похвастаться своим разнообразием, но и саундтрек, в котором нашлось место для хип-хопа, диско, чип-тюновой электронщины и многого другого. Что примечательно, во многих песнях наличествует вокал и он не так сильно отвлекает от происходящего, как в предыдущей части. А уж насколько тут забавные переделки известных композиций из игр PlayStation – словами не передать. Сложно себе представить человека, путешествующего по Мидгарду в образе Кратоса и не забавляющегося от замиксованного «Boy!», которое нет-нет, да проскакивает где-то на заднем плане.
Помимо великолепной картинки и потрясающего звукового полотна, авторы также провели достаточно серьёзную работу над адаптацией уникальных возможностей DualSense. С таким разнообразием вибраций и звуков, которые контроллер издаёт при взаимодействии с миром, он фактически становится частью местного звукового ландшафта или ещё одним инструментом в игровом саундтреке. Более того, разработчики придумали несколько головоломок, использующих тактильную обратную связь. Так, например, на пути героя иногда будут встречаться металлические плиты, по которым гуляет загадочный зелёный свет. Чтобы понять, какую из плит можно сдвинуть, необходимо соприкоснуться с каждой из них. Если игрок ощутит лёгкий толчок – значит он нащупал потайной проход. И это лишь один из примеров – в игре довольно много механик, использующих динамик, сенсорную панель, адаптивные триггеры и даже микрофон. Так что у тех, кто мечтал когда-нибудь сдуть противника со своего пути, отныне появилась такая возможность.
Также, как и в случае со многими другими играми от Team ASOBI, Astro Bot получит пострелизную поддержку. Уже сейчас стало известно, что студия работает над пятью дополнительными уровнями, рассчитанными на скоростное прохождение, и десятью персонажами, которых можно будет спасти и отправить к себе на базу. На момент написания статьи в игру пока что был добавлен лишь один такой уровень – «Скоростная стройка», не вызвавший у нас больших трудностей. Он гораздо легче, чем многие внутриигровые испытания и проходится буквально за несколько минут, что немного расстраивает, учитывая, с какой помпой он был представлен. Задача игрока – обогнать две птицы, красную и синюю, чтобы в конечном счёте спасти двух роботов. У тех, кто видел свежий трейлер, опубликованный на осеннем State of Play, могло создаться впечатление, что этими героями будут Адский Десантник из Helldivers 2 и Ева из Stellar Blade, но авторы решили немного поиграться с ожиданиями фанатов и оставили спасительницу Земли на потом. На её место пришёл безымянный ронин из Rise of the Ronin со своими расправляющимися крыльями.
Итог: Даже с учётом того, что Astro Bot уже не вызывает такого восторга, как предшествующие игры, это по-прежнему один из лучших трёхмерных платформеров на рынке, если не сказать большего. Без всяких преувеличений, это большое событие для всех фанатов PlayStation, так как помимо огромного разнообразия весёлых механик, отличной графики и занимательной музыки, в нём представлено внушительное число культовых персонажей со множеством всамделишно забавных взаимодействий и целые уровни, построенные вокруг известных и не очень тайтлов. Конечно, немного чувствуется усталость авторов, которые уже много лет оттачивают и дорабатывают одну и ту же концепцию с плюс-минус одинаковым набором персонажей, тем не менее, игра выполнена на очень высоком уровне с полной любовью и самоотдачей. В наши дни подобное – большая редкость. Ну а если кто-то из наших читателей испытывает сомнения, вспоминая о God of War: Ragnarök, Horizon Forbidden West и Marvel’s Spider-Man 2, которые по тем или иным причинам не смогли переплюнуть своих предшественниц, то, будьте уверены, Astro Bot вас точно не разочарует.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.