Для многих поклонников японских ролевых игр 90-е годы были чем-то вроде золотой эпохи. За какие-то десять лет вышло огромное число классических тайтлов, навсегда отложившихся в памяти игравших. У западных и японских игроков в этом плане немало сходств, поскольку и те, и другие, частенько причисляют к лучшим проектам того времени Final Fantasy VI, Chrono Trigger и Xenogears. Romancing SaGa 3 не из их числа, поскольку с этой игрой из-за языковых ограничений смогло ознакомиться лишь ограниченное число западных геймеров, поэтому долгое время она оставалась достоянием японского геймдева.
И вот, двадцать четыре года спустя HD-ремастер Romancing SaGa 3 впервые выходит на западном рынке, выбрав в качестве основных платформ PlayStation 4 и PlayStation Vita. Поскольку франшиза не слишком хорошо известная за пределами Японии, западным игрокам следует знать, что корнями серия уходит в Final Fantasy, но при этом разительно отличается от своего именитого прародителя. Создателем Romancing SaGa является Акитоси Кавадзу (Akitoshi Kawazu), который занимал ключевую роль в развитии оригинальных Final Fantasy и Final Fantasy II.
Излишне говорить, что Romancing SaGa 3 имеет фамильные черты тех классических jRPG, но есть множество деталей, отличающих её от других игр Final Fantasy и Dragon Quest. Вы, скорее всего, будете удивлены, но одна из самых известных японских jRPG родилась под влиянием западных идей. Господин Кавадзу прокомментировал этот момент так: «Будучи человеком, который читал романы Танит Ли, Майкла Муркока и Урсулы К. Ле Гуин, и начинал знакомство с настольными ролевыми играми посредством Dungeons & Dragons и компьютерных RPG, вроде Ultima и Wizardry, для меня было большой честью представить свою тайтл на Западе».
Начиная игру, вы выбираете одного из восьми главных героев, каждый из которых представляет свой определенный архетип. На различных этапах прохождения вам предстоит принимать решения, которые будут в значительной степени влиять на судьбу выбранного героя и на общее повествование. Подобно настольным ролевым играм, настоящее удовольствие приходит вместе с ролевым отыгрышем. То есть события принимают несколько иной оборот, если персонаж старается не отходить от своего амплуа. Таким образом, он не только лучше раскрывая себя, но и позволяя игрокам взглянуть на события под иным углом.
Многие iRPG того времени старались сделать ставку на разветвленные истории и драматичные сюжетные линии, но ни одна из них не сумела также хорошо вписать систему принятия решений, как это сделала Romancing SaGa 3. Итак, каждые 300 лет мир сталкивается с неизбежной трагедией, известной как «Восход Мораструма» – это особое затмение, в ходе которого любое новорожденное существо обречено на гибель. Тем немногим, кому посчастливилось выжить в этот день, либо примыкают к силам зла, либо становятся праведными спасителями. История Romancing SaGa 3 берёт начало спустя десять лет с момента последнего Восхода, поэтому тема предполагаемого «ребенка судьбы» будет пронизывать каждую из восьми ключевых историй.
С многообразием действующих лиц здесь полный порядок. Основной актерский состав представлен четырьмя мужскими и четырьмя женскими персонажами, что делает игру уникальной для своего времени. Каким героя выбрать – зависит только от игрока, но ввиду того, что у каждого из них свой собственный индивидуальный путь, который также будет ветвится в зависимости от принятых решений, многие детали и подробности сюжета при первом прохождении могут быть упущены. В этом плане Romancing SaGa 3 в крайней степени реиграбельна. К тому же многие персонажи обладают связями (порой, тайными). Например, Эллен и Сара – сестры, а Катерина – телохранитель Моники. Так что если вам импонируют какие-то герои, то вы определенно захотите изучить их истории более детально в своих следующих прохождениях.
Помимо господина Кавадзу над серии SaGa трудились двое других ветеранов игровой индустрии, которые стремились придать ей черты индивидуальности: Кендзи Ито (Kenji Ito), работавший над звуковым сопровождением, и Томоми Кобаяси (Tomomi Kobayashi), чьи красочные иллюстрации определили внешний вид серии. Поклонники серии Mana давно знакомы с Кендзи Ито по его прошлым работам, однако SaGa заняла особое место в его сердце: «Музыка SaGa однозначно особенная для меня, потому что это был тот проект, который помог мне развить мои навыки композитора».
Начиная с волнующей музыки, звучащей во время сражений, и заканчивая обнадёживающей, если не сказать причудливой, заглавной темой – всё это будет сопровождать игроков в ходе их странствий. Кендзи Ито также создал восемь уникальных тем для каждого из главных героев, внимательно изучив их данные. Его интересовало всё, не только их внешний вид, но и характеры. Затем он создавал мелодию или микс, которая должна была позволить геймерам почувствовать решимость или волю выбранного персонажа. Тема героя, по его мнению, должна отражать в себе его личность и гармонировать с его появлением на экране.
Кобаяси работала над серией Romancing SaGa с самых первых дней её существования, именно она придала ей тот узнаваемый и неповторимый вид. Её стиль строится на мягких, размашистых мазках кисти, большой цветовой палитре акварелей и множестве сложных деталей в одежде. Японские поклонники часто отмечали, что её стиль напоминает им сёдзё мангу, особенно когда дело касается внешнего вида персонажей. «Я предполагала, что в такие игры, как Romancing SaGa, в основном играют мужчины, а не женщины, поэтому моей целью было добавить больше изобразительных черт, которые могли бы привлечь внимание женской аудитории».
Хотя гнусные злодеи и жуткие монстры являются обычным явлением в ролевых играх, Кобаяси сделала всё возможное, чтобы элегантный дизайн распространялся не только на положительных персонажей, но и на антагонистов. «Я старалась превратить тёмные и пугающие вещи в нечто прекрасное. Вместо того, чтобы изображать жуть, я стремилась сделать вещи элегантными, романтичными и напоминающими сновидение».
Помимо других узнаваемых жанровых черт, Romancing SaGa 3 переняла пошаговую боевую систему, которая позволяет игрокам сколачивать партию из пяти бойцов. В отличие от других игр в этой огромную роль играет позиционирование и формирование партии, благодаря которым можно усилить свои слабые стороны и максимизировать эффективность отдельных вояк. Более того, особые формации позволяют выполнять мощные атаки, которые в любом другом случае были бы невозможны.
Особое место в боевой системе заняло так называемое «вдохновение». Каждый раз, когда персонаж атакует врага, есть шанс, что его посетит вдохновение и он захочет повторить свой удар. Причём нанести повторный удар можно будет в любое время после. Ну и не стоит забывать, что перед вами старая ролевая игра, поэтому необходимо как можно лучше подготовить свой отряд перед встречей с каким-нибудь особо крупным злодеем. Кстати, в игре присутствует уникальная боевая система под названием «массовое сражение». Активируется она тогда, когда вы проходите сюжет за Михаила. В таком случае вы получите возможность командовать армией, управление которой разительно отличается от управления небольшим отрядом, состоящим из пяти человек. Есть тут и другие мини-игры, поэтому старайтесь попробовать всё, что может предложить вам Romancing SaGa 3.
Поскольку Romancing SaGa 3 – это HD-ремастер, то данная версия может похвастаться обновлённым графическим исполнением. Кроме того, для игры было создано новое подземелье под названием «Фантомный Лабиринт», которое можно свободно исследовать любым из героев. Из других нововведений – режим «Новая Игра+», которая позволит переносить некоторые предметы, навыки, деньги и прочее в новую игру.
Romancing SaGa 3 уже доступна на PlayStation 4 и PlayStation Vita со скидкой 20% для подписчиков PlayStation Plus (предложение действительно лишь до 4 декабря). Поклонникам серии также интересно будет взглянуть на SaGa Scarlet Grace: Ambitions, премьера которой состоится 3 декабря на PlayStation 4.