Все мы знаем, что со времени выхода PSP рынок видеоигр сильно изменился. Именно поэтому свежая и блестящая Playstation Vita столкнулась с такими трудностями при запуске. Тому способствовала как цена (сравнимая со старшей консолью), так и не слишком большое количество игр AAA-класса. А ведь конкуренцию нашей консоли составляет не столько Nintendo 3DS, сколько мобильные телефоны и планшеты. Сейчас ситуация идёт на подъём, но давайте вернёмся в не столь далёкое прошлое.
Первой с обновлением своей портативной консоли успела Nintendo. Новенькая 3DS тоже имела большие проблемы после выхода. Игр было маловато, а цена в 250 долларов неприятно кусалась. Но всего через несколько месяцев компания смогла исправить положение. Всего-то нужно было понизить цену до 170 долларов да выпустить пару игр с нестареющим итальянским водопроводчиком Марио.
Когда Sony анонсировала PS Vita (тогда ещё NGP), все замерли в ожидании чуда. Вот она, портативная консоль нашей мечты! Её технические характеристики тогда обсуждались очень активно, но вопрос игр оставался открытым. Впрочем, на Е3 и это стало ясно. Sony клялась не повторять ошибок Nintendo и сразу выпустить консоль с обширной линейкой игр.
Сакбой готов к миссии по повышению уровня продаж!
Однако же, на деле всё было не так радужно. По-настоящему стоящих игр, которые могли бы "продавать" консоль, было мало. А представления про огромную графическую мощь были не совсем оправданы. Uncharted: Golden Abyss была самой хитовой и красивой игрой, но ради этого пришлось пойти на жертвы. Во-первых, разрешение экрана было понижено до 720x408, а во-вторых, во время игры отключались все сетевые функции. Последнее было исправлено патчем, но та же проблема есть до сих пор в Gravity Rush. И где обещания про консоль, с которой мы всегда будем на связи?
Позже Sony решила привлечь покупателей анонсом своей программы Cross Buy. Возможность получить две версии игры по цене одной оказалась очень привлекательной. Затем вышла портативная LittleBigPlanet, которая содержала в себе практически бесконечный потенциал для расширения благодаря редактору уровней. Вместе со скоро выходящей Assassin's Creed III: Liberation они смогут поднять продажи PS Vita на новый уровень.
Пожалуй, самый ожидаемый проект для PS Vita на данный момент.
Однако, даже этого не достаточно, чтобы перегнать Nintendo 3DS по мировым продажам. Да, в России Nintendo практически не представлена, а цены на её продукцию неоправданно завышены, так что тут PS Vita и так давно в победителях. Но в США и Японии ситуация совсем другая. Мне довелось поработать в разделе видеоигр одного американского магазина, и я успел понять, в чём тут дело. Перед рождеством многие родители выбирали консоли для детей в качестве подарка. Как-то пришла семейная пара без каких-либо знаний о консолях и их эксклюзивах (что бывает часто). Они не знали, что купить, и я предложил им комплект PS3+Move со скидкой. После долгих пояснений (как всё это подключать и настраивать) они спросили только одну вещь: "А можно нам сразу пару игр с Марио?"... Они ушли из магазина с Nintendo 3DS. И таких случаев множество. Значимость и популярность Марио, как персонажа, здесь (как и в Японии) очень высока. Марио помнят и в России, в отличие от других флагманских серий Nintendo - The Legend of Zelda и Metroid Prime. Но вот покупать игры с ним не спешат, оправдываясь тем, что это, дескать, только для детишек. В США и Японии, в свою очередь, так не считают. Да и техническая мощь местных геймеров не так сильно волнует. Это другой рынок, отличный от российского, и здесь в портативном мире балом правит именно Nintendo.
А мы всего-то хотели ещё немного поохотиться на монстров...
Но самый страшный конкурент тут иной. Современные смартфоны и планшеты - вот в чём заключается главная проблема. PSP в своё время покупали себе даже голливудские звёзды. Ещё бы - такой размер экрана (вкупе с широкими возможностями по воспроизведению видео) очень радовал, это ещё не говоря о других медиа-функциях, интернет-браузере и самих играх. PSP брали с собой на курорты даже люди, играми особо не увлекающиеся. Но это славное время прошло. Теперь практически любой телефон может делать всё то же самое. Да, игры обычно совсем другого качества, но стандартная цена в один доллар слишком соблазнительна для многих. Казуалам этих игр достаточно, но дело в том, что даже многим хардкорным игрокам в метро или автобусе с лихвой хватает швыряния птиц или перерезания верёвок. В конце концов, в транспортных условиях играть в глубокую игру с проработанным сюжетом всё равно было бы не слишком удобно. А цена в 40 долларов за полноценную портативную игру устраивает далеко не всех.
Sony уже намекала на снижение цен, теперь ей осталось подтвердить свои слова и сделать это. Желательно понизить в том числе и цены на карты памяти. И последнее - вернуть серию Monster Hunter, которая всегда помогала продажам PSP взлетать во время выхода очередной части. Конечно, нам хочется верить в светлое будущее Виты. И оно очень даже возможно, если Sony правильно расставит приоритеты ценовой политики и эксклюзивных игр. Получится это или нет - это мы узнаем ещё не скоро. А пока... юная ассасинка Авелин готовится ко встрече с нами. И эта встреча обещает быть интересной!
Написал MaXXXimuZ специально для PSVHome.ru. Убедительная просьба не копировать.