Когда кто-то упоминает о «хардкорных играх» вам наверняка представляется, как какой-нибудь дяденька лет сорока, ночи напролет просиживающий штаны вдали от мирских забот поигрывая с друзьями в очередное дополнение к Dark Souls II. Или на худой конец один из тех корейских парней, которого необъяснимо тянет играть в Starcraft шесть недель подряд. Вам и в голову не придет представить себе жеманного вампира с необычайным пристрастием к сардинам. Однако Disgaea 4: A Promise Revisited на PS Vita прекрасно демонстрирует, возможно, вам стоит.
Эксклюзивная для платформ от PlayStation серия Disgaea от Nippon Ichi Software продолжает славную традицию переноса со стационарных консолей на портативные. Правда, с момента выхода стационарной версии в Японии, как правило, проходит не меньше года, прежде чем игру портируют на портативную консоль, а жителям населяющих исключительно западную сторону голубого шарика так и вообще приходится ждать все два. Так же произошло и с четвертой номерной частью. Пока фанаты наслаждаются Disgaea D2: A Brighter Darkness на PS3 и ожидают анонса Disgaea 5 для PS4 на западе, на радость любителям портативных тактических игр вышла Disgaea 4: A Promise Revisited для PS Vita. Если говорить о прошлой части Disgaea 3: Absence of Justice, то вы, наверное, помните, что игроки со всего мира отнеслись к стационарной версии довольно прохладно, так как особо новшествами она не баловала, да и от игры на PS3 после первых двух частей на PS2 ожидали большего в визуальном плане. Портативная же версия Disgaea 3: Absence of Detention, доверху набитая контентом, была воспринята игроками на ура. С четвертой частью практически такая же история, за исключением того, что игроки смирились с тем, что визуально каждая новая Disgaea выглядит практически также как и в 2003 году, перестали обращать на это внимание и сконцентрировались на геймплее и истории. Как раз таки оба этих элемента в Disgaea 4 выполнены на высшем уровне, во всяком случае, по моим ощущениям игра на голову выше предшественницы.
Сюжет четвертой части крутится вокруг могущественного вампира, нагнетавшего страх на мир людей - Лорда Вальватореза (Lord Valvatorez). Однако так было раньше, в настоящее время Вальваторез потерял свою силу, потому что дал обещание больше не пить кровь, он с честью принял свою судьбу в преисподней, где занял пост Инструктора Принни. То есть он тренирует слуг для различных демонов, слуги, которые выглядят, как пингвины с крыльями, фактически являются душами умерших людей, попавших в ад. Здесь, в преисподней, они вынуждены большую часть времени прислуживать своим хозяевам и выполнять самые сумасшедшие задания, какие только могут взбрести в головы демонических хозяев. Чем же в таком случае питается наш вампир? Сардинами, конечно. Вальваторез искренне верит, что сардины обладают всеми качествами, чтобы наделить любое существо силами, полезными витаминами и всем таким прочим. Мало того, что наш вампир в них верит, он рекомендует их всем и каждому.
В один прекрасный день Лорд Вальваторез собирает выпускную группу Принни, чтобы рассказать о том, что их ждем в ближайшем будущем и торжественно дать им обещание выдать каждому из грешников по окончанию обучения вкусных сардин. Но обещание Лорда не было выполнено, посреди тренировочной комнаты появляется магический портал и забирает выпускников. И все бы ничего, но у Вальватореза очень серьезное отношение к обещаниям, отчего он отправляется в путь со своим другом-оборотнем Фенриком (Fennrick) на поиски несчастных душ, чтобы выполнить свою клятву. Маленькая благородная цель становится толчком к целому водовороту событий, ведь оказывается, что в преисподней очень много душ, и Корруправительство (The “Corruptement”) затеяло чистку перенаселённого загробного мира. Разумеется, это была бы не Disgaea, если бы наши герои, в конечном счете, не затеяли ни много ни мало, а целый переворот, дабы добиться порядка и справедливости. Вдвоем потерявший силу вампир и его верный товарищ оборотень не смогут устроить революцию, поэтому на помощь нашим друзьям поспешат множество колоритных персонажей, среди которых будут и знакомые по старым частям герои, например Этна или Аксель. История, как обычно, превосходно обыграна, подается игрокам маленькими порциями между сражениями, не обошлось без сарказма, игры слов и просто юмора. Если вы соберетесь пройти Disgaea 4: A Promise Revisited, то желательно неплохо владеть английским языком, иначе игра для вас лишится большей части своего шарма. В целом сюжет здесь очень интересный, Лорд Вальваторез, как персонаж намного интереснее Мао с его бесконечным и наигранным самокопанием и нытьем.
Если говорить о геймплее, то стоит только запустить Disgaea 4: A Promise Revisited, появляется ощущение, что автор рецензии попал во временную петлю и вынужден из года в год проходить одну и ту же игру снова и снова. На самом деле все закономерно, ведь основы игры не менялись с самой первой части, однако с каждой новой игрой геймплей обрастает новыми функциями, сотней мелких деталей, основательно дорабатывается и вылизывается разработчиками до кристального блеска. Если вы до сих пор не знакомы с этой замечательной вселенной, то будьте готовы к тому, что игра будет отнимать у вас время. Очень много времени. Дело в том, что серия Disgaea издавна славится не только своей проработанной тактической частью, но и тем, что вам нужно потратить просто неприличное количество времени на прокачку и достойную экипировку для ваших персонажей. Сам процесс прокачки достаточно скучен и однообразен, способен утомить даже самых терпеливых фанатов серии. Благо разработчики все время мотивируют игрока заниматься этим не самым увлекательным занятием, для того чтобы продвинуться по истории или стереть в пыль отряды других игроков, нужно все время бегать по Миру Вещей (Item World) или Чара Миру (Chara World) переигрывать одни и те же сюжетные уровни, чтобы поднять уровень своих подопечных. Но обо всем этом подробнее я расскажу ниже.
Процесс сражений в любой Disgaea представляет собой пошаговый бой на небольшой арене, с хитро расставленными противниками, гео-панелями и гео-блоками. Гео-панели – это цветные квадраты, коими чаще всего усеяна локация, каждая из них отличается своим цветом, если на панели идентичного цвета стоит гео-блок, то он дает этой панели свои свойства. Свойства эти бывают как вредоносные, так и весьма полезные. Например, один блок может дать вам возможность ударить противника два раз, а другой нанесет урон здоровью того персонажа, который расположился на панели схожего цвета. Ваша задача: с умом выстроить свой отряд таким образом, чтобы каждый боец стоял на полезной панели и нанес как можно больше урона противнику. Однако это не так-то просто. В сюжетной части все без исключения уровни сделаны как небольшая головоломка, решив которую можно повернуть полезные свойства панелей для противника ему во вред. В Мире Вещей, в который герои отправляются, чтобы заработать маны, денег и поднять себе уровень – локации генерируются случайным образом, потому придется импровизировать и действовать по обстоятельствам. Тем более что гео-блоки очень любят менять свое местоположение и ставить игрока в непростые ситуации. Однако можно, конечно, не заморачиваться и уничтожать неугодные вам блоки, разрушая тем самым находящиеся под ними гео-панели или лишая их своих свойств. Правда, не все гео-блоки так легко уничтожить, как и противников, которые на них удобно расположились.
В таком случае вам помогут функции «Поднять» и «Швырнуть», которые можно использовать практически на всех противниках и гео-блоках, что встретятся вам на пути. Эта функция невероятно полезна и вы сами не заметите, как начнете её использовать практически в каждом бою. Она помогает добраться до труднодоступных мест, где от вас были спрятаны сундуки и противники, закидывающие вас магией и постреливающие в вас из луков и пистолетов. Более того, всегда можно лишить своих свойств нежелательную гео-панель, просто сняв с неё гео-блок или передвинув противника, к примеру, тем самым сняв с него статус бессмертия. Однако и здесь не обошлось без особенностей, например, поднимать и швырять в игре могут только люди и демоны высшего уровня, похожие на людей; мелкие демоны, вроде Принни или Котов (Не знаю, за какие такие заслуги коты попадают в ад) такой функцией не обременены. Зато мелкие демоны обладают двумя не менее полезными функциями «Fusion» и «Magichange», взятыми из Disgaea 3: Absence of Detention. В первом случае, применив функцию «Fusion», два демона низшего порядка сливаются воедино, становясь своей гигантской копией, эта копия отличается удвоенным количеством здоровья, маны и обладает уникальными атаками, однако теряет свои жизненные силы. И когда жизненные силы иссякнут, демон вполне закономерно погибнет. После чего обоих существ можно будет без проблем воскресить на базе. То же самое со второй функцией «Magichange», которая превращает мелкого демона в оружие, которое обладает увеличенными характеристиками и особыми атаками. Пользоваться этими двумя функциями тоже приходится не мало, так как противники не дремлют, в ходе сражения регулярно сливаясь и объединяясь.
Отличительной особенностью этой части становится возможность полного планирования боя, в которой есть новая возможность атаковать противника до того, как вы закончите ход, таким образом, освобождая преграждённый путь для продвижения отряда. Более того в любой момент можно сменить позицию бойца, не отменяя того действия, которое вы ему назначили. И не забывайте, что вы всегда можете начать уровень заново или вернуться на базу.
Со сражениями разобрались, теперь поговорим о других аспектах игры. После того, как вы с пользой потратите несколько часов на зачистку уровней в Мире Вещей, Чара Мире или пройдете несколько сюжетных заданий, вам в награду дают опыт, определенную сумму денег, полезных и не очень предметов и ману. Количество выдаваемых полезностей зависит от того, насколько сильно была заполнена шкала бонусов. Заполняется она в том случае, когда вы уничтожаете гео-блоки, таким образом, чтобы пошла цепная реакция и гео-панели разрушались одна за другой, нанося урон и убивая тем самым стоящих на них противников. Чем выше бонусная шкала, тем выше ваша награда. Деньги и ману всегда можно потратить на базе, на самые разнообразны цели. За местную денежную валюту в вашем убежище можно прикупить новую экипировку, продать старую, оживить павших в бою сотоварищей и приобрести всяких полезностей, которыми можно лечиться и снимать различные нежелательные эффекты. Гораздо интереснее обстоят дела с маной и её игровым предназначением - мана здесь тратиться на все остальное. Например, в вашем убежище у вас будет возможность повысить или понизить уровень специальных атак для персонажей, приобрести для них совершенно новые умения, как активные, так и пассивные. С повышением уровня все понятно. А вот понижение делается для того, чтобы игрок, поднявший уровень специальных атак слишком высоко, мог в любой момент понизить уровень, ведь в противном случае у того, кто пользуется этой многократно улучшенной специальной атакой, может просто не хватить маны на её использование, что делает её бессмысленной.
Другой не менее интересной особенностью является уже привычная для игроков функция «Cam-Pain HQ», представляющая собой карту преисподней с высоты птичьего полета. Карта эта поделена на сектора, на ней вы можете расставить своих подопечных и построить различные здания, дающие всевозможные бонусы тем, кого вы выставили в радиусе их действия. Одно из подобных зданий способно увеличить процент получаемого опыта от добивания противника для всей группы персонажей, стоящей под эгидой этого магического построения. Другое, к примеру, даст возможность персонажу преодолевать большие расстояния, но, к сожалению, только по прямой. Никуда не делся сенат, в котором можно лоббировать всевозможные улучшения для вашей разношерстной компании. Например, по накоплению определенного ранга на рынке товаров, вы можете проголосовать в сенате за повышение или понижение цены товара, тем самым повлиять на наличие ассортимента. Правда теперь в сенате у игроков появилась возможность ставить своих людей на всевозможные должности, повышающие те или иные характеристики персонажей, однако первоначально, нужно чтобы сенат за эти должности проголосовал. Если сенат отказывается продвигать ваши интересы, то игрок всегда может воспользоваться нечестными методами, например подкупом или банальным уничтожением всех членов сената, однако не думайте, что это так просто. Местные политики обладают довольно внушительным уровнем и нужно быть крайне аккуратным с этой опцией. Другим забавным нюансом процесса лоббирования интересов является привлечение к голосованию сенаторов других игроков, которые могут устранить негативно настроенных или лояльно относящихся к вашим потребностям сенаторов, тут как повезет. Более того, вы всегда можете отправить своего представителя устраивать мордобой или влюблять в себя чужих сенаторов.
Чтобы сэкономить вам время разработчики перенесли систему читов, прямиком из Disgaea D2: A Brighter Darkness, с помощью этой функции можно увеличить процент получаемого отрядом опыта, маны и местной валюты, а также усилить соперников, чтобы вы могли быстрее прокачать свой отряд. С ростом уровня ваших подопечных растет и процентное соотношение в меню читов.
Никуда не делись различные сетевые режимы. Например, игрок может создать свою команду пиратов, построить корабль и отправить его воевать с другими игроками, точно также вы всегда можете принять к себе в игру других игроков и уничтожить их. Разумеется, в игре предусмотрен баланс, поэтому вы можете быть уверены, что ваш пиратский корабль нападет только на тех игроков, которые ближе ему по уровню. Условно класса три: низкий, средний и высокий. Можно и вовсе натравить своих пиратов на друзей. В свободное от сражений время игрок может креативно потратить ещё несколько часов в Disgaea 4: A Promise Revisited, создавая собственные поля для сражений, закачивая их в интернет, чтобы другие игроки смогли скачать их себе и оценить ваши старания. Последней, не менее приятной сетевой функцией стало создание собственной базы, на которой вы можете расположить каких угодно персонажей и назначать им уровни.
Что касается графики и музыки, то здешние проблемы, как и сильные стороны проекта, переходят от части к части. Как уже писалось в самом начале рецензии, игра на той же PS3 смотрится достаточно просто и без излишеств, что до сих пор вызывает негатив у игроков. Однако многие фанаты серии уже просто закрывают на это глаза. Портативную версию за её простоту никто и не думал ругать, ведь действительно на экране PS Vita она выглядит превосходно, да и в техническом плане у проекта все хорошо, так как никаких проседаний и критических ошибок замечено за игрой не было. Стилизация и анимация как всегда на высоте – если в сюжетной вставке персонаж что-то делает, то маленький человечек на заднем плане повторяет его движения.
Довольно таки смешанные чувства вызывает музыка. Серия Disgaea всегда славилась своеобразным музыкальным сопровождением, написанным бессменным композитором Тенпеи Сато (Tenpei Sato). Кричащие и сумасшедшие композиции с весьма раздражающим японским вокалом в одних местах сменялись какими-нибудь бодрыми партиями на ритм-гитаре в других. Незнакомого с вселенной игрока местная музыка с непривычки даже может застать врасплох. Однако, как я уже писал выше, есть проблема важнее, которая переходит из одной части серии в другую – из-за довольно большой продолжительности игры, музыка успевает надоесть настолько, что ее просто приходится отключать. Ещё один недостаток, который относится только к портативной версии, как мне показалось – очень тихие голоса западных актеров, с динамиков из-за творящейся на заднем плане какофонии их почти не слышно, однако становится чуточку лучше, если надеть наушники.
Итог: Осень только началась, впереди нас ждет куча новинок, чтобы основательно скоротать время до выхода Freedom Wars или Natural Doctrine, я крайне рекомендую приобрести эту игру всем любителям портативной тактики. Игра захватывающая, глубокая и по-хорошему сумасшедшая. Правда, в ближайшее время никто не торопится выпустить видеоигру в нашей стране на физическом носителе, так что любителям собирать картриджи на полку придется подождать ещё немного или заказать новинку из другого региона. А на этом у меня все, помните, что сардины не только вкусны, но и полезны для мозга и костей, до новых встреч!
Трейлер:
Эксклюзивная для платформ от PlayStation серия Disgaea от Nippon Ichi Software продолжает славную традицию переноса со стационарных консолей на портативные. Правда, с момента выхода стационарной версии в Японии, как правило, проходит не меньше года, прежде чем игру портируют на портативную консоль, а жителям населяющих исключительно западную сторону голубого шарика так и вообще приходится ждать все два. Так же произошло и с четвертой номерной частью. Пока фанаты наслаждаются Disgaea D2: A Brighter Darkness на PS3 и ожидают анонса Disgaea 5 для PS4 на западе, на радость любителям портативных тактических игр вышла Disgaea 4: A Promise Revisited для PS Vita. Если говорить о прошлой части Disgaea 3: Absence of Justice, то вы, наверное, помните, что игроки со всего мира отнеслись к стационарной версии довольно прохладно, так как особо новшествами она не баловала, да и от игры на PS3 после первых двух частей на PS2 ожидали большего в визуальном плане. Портативная же версия Disgaea 3: Absence of Detention, доверху набитая контентом, была воспринята игроками на ура. С четвертой частью практически такая же история, за исключением того, что игроки смирились с тем, что визуально каждая новая Disgaea выглядит практически также как и в 2003 году, перестали обращать на это внимание и сконцентрировались на геймплее и истории. Как раз таки оба этих элемента в Disgaea 4 выполнены на высшем уровне, во всяком случае, по моим ощущениям игра на голову выше предшественницы.
Сюжет четвертой части крутится вокруг могущественного вампира, нагнетавшего страх на мир людей - Лорда Вальватореза (Lord Valvatorez). Однако так было раньше, в настоящее время Вальваторез потерял свою силу, потому что дал обещание больше не пить кровь, он с честью принял свою судьбу в преисподней, где занял пост Инструктора Принни. То есть он тренирует слуг для различных демонов, слуги, которые выглядят, как пингвины с крыльями, фактически являются душами умерших людей, попавших в ад. Здесь, в преисподней, они вынуждены большую часть времени прислуживать своим хозяевам и выполнять самые сумасшедшие задания, какие только могут взбрести в головы демонических хозяев. Чем же в таком случае питается наш вампир? Сардинами, конечно. Вальваторез искренне верит, что сардины обладают всеми качествами, чтобы наделить любое существо силами, полезными витаминами и всем таким прочим. Мало того, что наш вампир в них верит, он рекомендует их всем и каждому.
В один прекрасный день Лорд Вальваторез собирает выпускную группу Принни, чтобы рассказать о том, что их ждем в ближайшем будущем и торжественно дать им обещание выдать каждому из грешников по окончанию обучения вкусных сардин. Но обещание Лорда не было выполнено, посреди тренировочной комнаты появляется магический портал и забирает выпускников. И все бы ничего, но у Вальватореза очень серьезное отношение к обещаниям, отчего он отправляется в путь со своим другом-оборотнем Фенриком (Fennrick) на поиски несчастных душ, чтобы выполнить свою клятву. Маленькая благородная цель становится толчком к целому водовороту событий, ведь оказывается, что в преисподней очень много душ, и Корруправительство (The “Corruptement”) затеяло чистку перенаселённого загробного мира. Разумеется, это была бы не Disgaea, если бы наши герои, в конечном счете, не затеяли ни много ни мало, а целый переворот, дабы добиться порядка и справедливости. Вдвоем потерявший силу вампир и его верный товарищ оборотень не смогут устроить революцию, поэтому на помощь нашим друзьям поспешат множество колоритных персонажей, среди которых будут и знакомые по старым частям герои, например Этна или Аксель. История, как обычно, превосходно обыграна, подается игрокам маленькими порциями между сражениями, не обошлось без сарказма, игры слов и просто юмора. Если вы соберетесь пройти Disgaea 4: A Promise Revisited, то желательно неплохо владеть английским языком, иначе игра для вас лишится большей части своего шарма. В целом сюжет здесь очень интересный, Лорд Вальваторез, как персонаж намного интереснее Мао с его бесконечным и наигранным самокопанием и нытьем.
Если говорить о геймплее, то стоит только запустить Disgaea 4: A Promise Revisited, появляется ощущение, что автор рецензии попал во временную петлю и вынужден из года в год проходить одну и ту же игру снова и снова. На самом деле все закономерно, ведь основы игры не менялись с самой первой части, однако с каждой новой игрой геймплей обрастает новыми функциями, сотней мелких деталей, основательно дорабатывается и вылизывается разработчиками до кристального блеска. Если вы до сих пор не знакомы с этой замечательной вселенной, то будьте готовы к тому, что игра будет отнимать у вас время. Очень много времени. Дело в том, что серия Disgaea издавна славится не только своей проработанной тактической частью, но и тем, что вам нужно потратить просто неприличное количество времени на прокачку и достойную экипировку для ваших персонажей. Сам процесс прокачки достаточно скучен и однообразен, способен утомить даже самых терпеливых фанатов серии. Благо разработчики все время мотивируют игрока заниматься этим не самым увлекательным занятием, для того чтобы продвинуться по истории или стереть в пыль отряды других игроков, нужно все время бегать по Миру Вещей (Item World) или Чара Миру (Chara World) переигрывать одни и те же сюжетные уровни, чтобы поднять уровень своих подопечных. Но обо всем этом подробнее я расскажу ниже.
Процесс сражений в любой Disgaea представляет собой пошаговый бой на небольшой арене, с хитро расставленными противниками, гео-панелями и гео-блоками. Гео-панели – это цветные квадраты, коими чаще всего усеяна локация, каждая из них отличается своим цветом, если на панели идентичного цвета стоит гео-блок, то он дает этой панели свои свойства. Свойства эти бывают как вредоносные, так и весьма полезные. Например, один блок может дать вам возможность ударить противника два раз, а другой нанесет урон здоровью того персонажа, который расположился на панели схожего цвета. Ваша задача: с умом выстроить свой отряд таким образом, чтобы каждый боец стоял на полезной панели и нанес как можно больше урона противнику. Однако это не так-то просто. В сюжетной части все без исключения уровни сделаны как небольшая головоломка, решив которую можно повернуть полезные свойства панелей для противника ему во вред. В Мире Вещей, в который герои отправляются, чтобы заработать маны, денег и поднять себе уровень – локации генерируются случайным образом, потому придется импровизировать и действовать по обстоятельствам. Тем более что гео-блоки очень любят менять свое местоположение и ставить игрока в непростые ситуации. Однако можно, конечно, не заморачиваться и уничтожать неугодные вам блоки, разрушая тем самым находящиеся под ними гео-панели или лишая их своих свойств. Правда, не все гео-блоки так легко уничтожить, как и противников, которые на них удобно расположились.
В таком случае вам помогут функции «Поднять» и «Швырнуть», которые можно использовать практически на всех противниках и гео-блоках, что встретятся вам на пути. Эта функция невероятно полезна и вы сами не заметите, как начнете её использовать практически в каждом бою. Она помогает добраться до труднодоступных мест, где от вас были спрятаны сундуки и противники, закидывающие вас магией и постреливающие в вас из луков и пистолетов. Более того, всегда можно лишить своих свойств нежелательную гео-панель, просто сняв с неё гео-блок или передвинув противника, к примеру, тем самым сняв с него статус бессмертия. Однако и здесь не обошлось без особенностей, например, поднимать и швырять в игре могут только люди и демоны высшего уровня, похожие на людей; мелкие демоны, вроде Принни или Котов (Не знаю, за какие такие заслуги коты попадают в ад) такой функцией не обременены. Зато мелкие демоны обладают двумя не менее полезными функциями «Fusion» и «Magichange», взятыми из Disgaea 3: Absence of Detention. В первом случае, применив функцию «Fusion», два демона низшего порядка сливаются воедино, становясь своей гигантской копией, эта копия отличается удвоенным количеством здоровья, маны и обладает уникальными атаками, однако теряет свои жизненные силы. И когда жизненные силы иссякнут, демон вполне закономерно погибнет. После чего обоих существ можно будет без проблем воскресить на базе. То же самое со второй функцией «Magichange», которая превращает мелкого демона в оружие, которое обладает увеличенными характеристиками и особыми атаками. Пользоваться этими двумя функциями тоже приходится не мало, так как противники не дремлют, в ходе сражения регулярно сливаясь и объединяясь.
Отличительной особенностью этой части становится возможность полного планирования боя, в которой есть новая возможность атаковать противника до того, как вы закончите ход, таким образом, освобождая преграждённый путь для продвижения отряда. Более того в любой момент можно сменить позицию бойца, не отменяя того действия, которое вы ему назначили. И не забывайте, что вы всегда можете начать уровень заново или вернуться на базу.
Со сражениями разобрались, теперь поговорим о других аспектах игры. После того, как вы с пользой потратите несколько часов на зачистку уровней в Мире Вещей, Чара Мире или пройдете несколько сюжетных заданий, вам в награду дают опыт, определенную сумму денег, полезных и не очень предметов и ману. Количество выдаваемых полезностей зависит от того, насколько сильно была заполнена шкала бонусов. Заполняется она в том случае, когда вы уничтожаете гео-блоки, таким образом, чтобы пошла цепная реакция и гео-панели разрушались одна за другой, нанося урон и убивая тем самым стоящих на них противников. Чем выше бонусная шкала, тем выше ваша награда. Деньги и ману всегда можно потратить на базе, на самые разнообразны цели. За местную денежную валюту в вашем убежище можно прикупить новую экипировку, продать старую, оживить павших в бою сотоварищей и приобрести всяких полезностей, которыми можно лечиться и снимать различные нежелательные эффекты. Гораздо интереснее обстоят дела с маной и её игровым предназначением - мана здесь тратиться на все остальное. Например, в вашем убежище у вас будет возможность повысить или понизить уровень специальных атак для персонажей, приобрести для них совершенно новые умения, как активные, так и пассивные. С повышением уровня все понятно. А вот понижение делается для того, чтобы игрок, поднявший уровень специальных атак слишком высоко, мог в любой момент понизить уровень, ведь в противном случае у того, кто пользуется этой многократно улучшенной специальной атакой, может просто не хватить маны на её использование, что делает её бессмысленной.
Другой не менее интересной особенностью является уже привычная для игроков функция «Cam-Pain HQ», представляющая собой карту преисподней с высоты птичьего полета. Карта эта поделена на сектора, на ней вы можете расставить своих подопечных и построить различные здания, дающие всевозможные бонусы тем, кого вы выставили в радиусе их действия. Одно из подобных зданий способно увеличить процент получаемого опыта от добивания противника для всей группы персонажей, стоящей под эгидой этого магического построения. Другое, к примеру, даст возможность персонажу преодолевать большие расстояния, но, к сожалению, только по прямой. Никуда не делся сенат, в котором можно лоббировать всевозможные улучшения для вашей разношерстной компании. Например, по накоплению определенного ранга на рынке товаров, вы можете проголосовать в сенате за повышение или понижение цены товара, тем самым повлиять на наличие ассортимента. Правда теперь в сенате у игроков появилась возможность ставить своих людей на всевозможные должности, повышающие те или иные характеристики персонажей, однако первоначально, нужно чтобы сенат за эти должности проголосовал. Если сенат отказывается продвигать ваши интересы, то игрок всегда может воспользоваться нечестными методами, например подкупом или банальным уничтожением всех членов сената, однако не думайте, что это так просто. Местные политики обладают довольно внушительным уровнем и нужно быть крайне аккуратным с этой опцией. Другим забавным нюансом процесса лоббирования интересов является привлечение к голосованию сенаторов других игроков, которые могут устранить негативно настроенных или лояльно относящихся к вашим потребностям сенаторов, тут как повезет. Более того, вы всегда можете отправить своего представителя устраивать мордобой или влюблять в себя чужих сенаторов.
Чтобы сэкономить вам время разработчики перенесли систему читов, прямиком из Disgaea D2: A Brighter Darkness, с помощью этой функции можно увеличить процент получаемого отрядом опыта, маны и местной валюты, а также усилить соперников, чтобы вы могли быстрее прокачать свой отряд. С ростом уровня ваших подопечных растет и процентное соотношение в меню читов.
Никуда не делись различные сетевые режимы. Например, игрок может создать свою команду пиратов, построить корабль и отправить его воевать с другими игроками, точно также вы всегда можете принять к себе в игру других игроков и уничтожить их. Разумеется, в игре предусмотрен баланс, поэтому вы можете быть уверены, что ваш пиратский корабль нападет только на тех игроков, которые ближе ему по уровню. Условно класса три: низкий, средний и высокий. Можно и вовсе натравить своих пиратов на друзей. В свободное от сражений время игрок может креативно потратить ещё несколько часов в Disgaea 4: A Promise Revisited, создавая собственные поля для сражений, закачивая их в интернет, чтобы другие игроки смогли скачать их себе и оценить ваши старания. Последней, не менее приятной сетевой функцией стало создание собственной базы, на которой вы можете расположить каких угодно персонажей и назначать им уровни.
Что касается графики и музыки, то здешние проблемы, как и сильные стороны проекта, переходят от части к части. Как уже писалось в самом начале рецензии, игра на той же PS3 смотрится достаточно просто и без излишеств, что до сих пор вызывает негатив у игроков. Однако многие фанаты серии уже просто закрывают на это глаза. Портативную версию за её простоту никто и не думал ругать, ведь действительно на экране PS Vita она выглядит превосходно, да и в техническом плане у проекта все хорошо, так как никаких проседаний и критических ошибок замечено за игрой не было. Стилизация и анимация как всегда на высоте – если в сюжетной вставке персонаж что-то делает, то маленький человечек на заднем плане повторяет его движения.
Довольно таки смешанные чувства вызывает музыка. Серия Disgaea всегда славилась своеобразным музыкальным сопровождением, написанным бессменным композитором Тенпеи Сато (Tenpei Sato). Кричащие и сумасшедшие композиции с весьма раздражающим японским вокалом в одних местах сменялись какими-нибудь бодрыми партиями на ритм-гитаре в других. Незнакомого с вселенной игрока местная музыка с непривычки даже может застать врасплох. Однако, как я уже писал выше, есть проблема важнее, которая переходит из одной части серии в другую – из-за довольно большой продолжительности игры, музыка успевает надоесть настолько, что ее просто приходится отключать. Ещё один недостаток, который относится только к портативной версии, как мне показалось – очень тихие голоса западных актеров, с динамиков из-за творящейся на заднем плане какофонии их почти не слышно, однако становится чуточку лучше, если надеть наушники.
Итог: Осень только началась, впереди нас ждет куча новинок, чтобы основательно скоротать время до выхода Freedom Wars или Natural Doctrine, я крайне рекомендую приобрести эту игру всем любителям портативной тактики. Игра захватывающая, глубокая и по-хорошему сумасшедшая. Правда, в ближайшее время никто не торопится выпустить видеоигру в нашей стране на физическом носителе, так что любителям собирать картриджи на полку придется подождать ещё немного или заказать новинку из другого региона. А на этом у меня все, помните, что сардины не только вкусны, но и полезны для мозга и костей, до новых встреч!
9/10
Трейлер: