«– Расскажи ещё что-нибудь. Как там, откуда ты?
– Днём мы прячемся. По ночам ещё можно ходить. Только очень осторожно. У роботов-убийц инфракрасное зрение. Джон научил нас с ними бороться, поэтому мы перестали их бояться. Во всяком случае, до тех пор, пока не начали появляться киборги. Терминатор – это последняя модель. Самая страшная из них.
– Мне снились собаки...
– Они нам нужны для выявления терминаторов.
– Да уж, ваш мир сказкой не назовёшь»
Из разговора Кайла и Сары, «The Terminator»
В начале нулевых, когда Россия и бывшие страны СНГ активно развивали внутренние игровые рынки, они противостояли не только западной, но и восточноевропейской продукции. В частности, польскому геймдеву. Тогда он ещё не мог похвастаться известными на весь мир проектами, вроде The Witcher, This War of Mine или Dying Light, а выдавал слепленные на коленке трешовые поделки, большинство из которых относились к жанру «шутер от первого лица». Их было так много, что со временем на страницах игровых журналов зародился термин «польский шутер», означающий, что перед читателем не что иное, как дешевая стрелялка, заимствующая идеи у более успешных проектов.
Понадобился далеко не один год, прежде чем польский рынок смог самоочиститься, а из вала студий остались только те, что могли подарить игрокам свежие и оригинальные идеи. И когда многим казалось, что ужасы тех лет остались позади, из тени вышла Teyon. Она сделала не простой шутер, а взяла за основу одну из самых известных кинофраншиз в истории. Именно так на свет и появилась рельсовая стрелялка Rambo: The Video Game, выпущенная для ПК и консолей седьмого поколения. Она оказалась настолько плохой, что мгновенно привлекла к себе внимание игровой общественности, породив массу разгромных статей. Рецензенты посвятили ей далеко не один ролик, рассказывая о том, каким кривым, нелепым и необоснованно дорогим было данное поделие.
И тем удивительнее было узнать, что студия Teyon, прославившаяся дешёвыми поделками, взялась за другую не менее известную франшизу – Terminator. Поражала не столько живучесть студии, сумевшей пережить ту громкую неудачу, сколько наличие у неё денег на покупку лицензии. Хотя с последним проблем могло и не возникнуть, учитывая на какое дно опустилась серия за последние годы, следуя по стопам других не менее культовых франшиз 80-х. Правда, в случае с Terminator: Resistance, а именно такое название получила новая игра, Teyon обещала не повторять ошибок прошлого и порадовать давних поклонников выдержанной атмосферой, интересными персонажами и захватывающим сюжетом.
Ну а чтобы не привязываться к последним фильмам, которые ретконят не только культовую классику, но и друг друга, разработчики решили остановить свой выбор на приквеле. Всё верно, перед нами предыстория, рассказывающая о событиях, предшествовавших первым двум фильмам. Главным героем Terminator: Resistance выступает рядовой Джейкоб Риверс, чья Тихоокеанская дивизия совсем недавно была разгромлена, подвергнувшись внезапной атаке со стороны SkyNet. Скрыться от вездесущего ИИ герою помог некий загадочный доброжелатель, который вышел с ним на связь в самый ответственный момент. Он не только предупредил паренька о надвигающейся угрозе, но и вывел того на лагерь выживших.
Прознав о том, что роботы используют похожих на людей лазутчиков, Риверс спешит разыскать Сопротивление и предупредить его, однако выйти на секретное подразделение в условиях партизанской войны – задача не из лёгких, ведь Джон Коннор и его люди отлично скрывают своё местоположение. Поэтому Риверсу ничего не остаётся, кроме как искать подсказки и помогать немногочисленным выжившим вести кочевнический образ жизни. Для этого он будет совершать вылазки на ближайшие территории, попутно собирая припасы и медикаменты. Если главный герой будет достаточно вежлив и общителен, а также проявит интерес к прошлому спасённых им граждан, то они начнут обращаться к нему с личными просьбами и делиться информацией о своей прежней жизни. Раздобыть детали для починки транспорта, отыскать игрушку для ребёнка или собрать информацию о без вести пропавшем человеке – лишь небольшой перечень того, о чём могут попросить его гражданские.
Несмотря на отсутствие каких-либо сюрпризов, заниматься выполнением побочных заданий в Terminator: Resistance невероятно увлекательно. Всё потому, что второстепенные персонажи неплохо прописаны, а в их прошлом таится множество интересных деталей. Например, дружелюбный лидер группы, Райан, будет частенько вспоминать о своём старшем брате, с которым они вместе встретили конец света, тайком пробравшись на долгожданный рок-концерт. Рванувшая неподалёку ядерная бомба вынудила их забыть о возвращении домой и отправиться в путешествие по землям Америки в поисках лучшей жизни. Врач Эрин прошла через концентрационные лагеря SkyNet, ежедневно наблюдая за тем, как роботы изничтожают сотни ни в чём не повинных граждан. Женщина чудом избежала смерти, а потому решила посвятить себя помощи нуждающимся. То, чем она занималась в лагере, сильно на неё повлияло, а это значит, что большую часть времени она будет вести себя отстраненно и ни с кем не сближаться.
И это мы ещё не касались Дженнифер – симпатичной молодой особы, которая живёт в лагере вместе со своим младшим братом, Патриком. Их прошлое покрыто завесой тайны, но герою вполне по силам во всём разобраться и выяснить, почему эти двое были вынуждены спешно покинуть отчий дом. Отношения между братом и сестрой весьма натянутые, однако Джейкобу по силам это изменить, став для малыша примером для подражания. Если он убедит Дженнифер немного ослабить контроль и дать мальчугану делать то, что он считает нужным, то на выходе он получит крепкую семью и хорошие отношения. Какого рода будут эти отношения – дружеские или любовные – решать исключительно игроку. Вообще, система отношений – это краеугольный камень всей Terminator: Resistance. И хотя на первый взгляд она кажется совершенно бесполезной, со временем её роль станет более очевидной, особенно ближе к концу игры, когда наступит момент, от которого будут зависеть судьбы всех встреченных Джейкобом персонажей. Ведь чем выше репутация героя, тем охотнее выжившие будут прислушиваться к его мнению.
Весьма неплохим получился и сам сюжет. Разработчики очень грамотно вплели Terminator: Resistance в события первых двух фильмов, не нарушив при этом логики повествования. И хотя вклад сценаристов в общую хронологию получился не таким уж великим, им удалось продемонстрировать обратную сторону этой войны, которую прежде поклонники франшизы могли видеть лишь в комиксах и видеоиграх. Особенно хорошо удались последние главы, когда Tech-Com и SkyNet раскрывают карты перед тем, как нанести друг по другу решающий удар. Принять участие в этих эпичных столкновениях и увидеть всё происходящее своими глазами – предел мечтаний любого поклонника франшизы. Впрочем, захватывающая концовка – это не единственное, чем может похвастаться данная игра, так как нападение на сердце SkyNet предваряет множество других, не менее интересных событий. Чего только стоит поиск учёного, который просит Джейкоба сочинить поэму в качестве доказательства того, что он не робот, или проникновение в госпиталь, в котором осознавший себя ИИ организовал пыточную для извлечения необходимой ему информации.
Вообще разработчики очень грамотно подошли к ролевой составляющей, давая игроку возможность ощутить свой профессиональный рост. В начале игры Джейкоб будет бегать по выжженным землям с обычным оружием: винтовкой M16, пистолетом-пулемётом УЗИ и т.д. С его помощью можно легко разобраться с патрульными или разведчиками, но навредить серьезным машинам, вроде T-800, оно не способно. Вот почему первая встреча с роботами-убийцами моментально превращается в хоррор, где одно неловкое движение может стоить герою жизни. Лишь повышая уровень и добывая на полях сражений всё необходимое, вроде плазменного оружия и ракетных установок, герой сможет дорасти до полноценного члена сопротивления, которому по силам разобраться с любой угрозой. Но, несмотря на растущие показатели здоровья и силы, Риверс всегда будет ощущаться обычным человеком, способным умереть с нескольких попаданий, и это придаёт игровому процессу некой остроты. Необходимость прятаться, искать наиболее выгодные для стрельбы позиции и оставлять пути к отступлению будет основой для выживания на протяжении всего прохождения.
Сам игровой процесс представляет собой шутер от первого лица, в котором игрок волен свободно перемещаться по просторным локациям и заглядывать в каждый угол для сбора полезностей – оружия, расходных материалов и предметов для крафта. Поначалу возможности игрока будут сильно ограничены – низкий уровень не позволит ему переносить большое количество предметов, создавать что-то сложнее отмычки и стрелять из высокоуровневых пушек. Однако со временем ситуация изменится, причём в лучшую сторону, поскольку на место стареньких ружбаек придут отполированные до блеска плазменные винтовки с возможностью модификации, рюкзак обзаведётся дополнительными слотами, а на обнаруженном станке можно будет изготовить бомбу-липучку, нарезать патронов или выточить нож, способный вывести зазевавшегося робота из строя.
По правде говоря, лазать по уровням и собирать всякую всячину практически не надоедает. Этому способствует тот факт, что все без исключения локации напичканы секретами, записками и любопытными деталями, раскрывающими подноготную постапокалиптического мира. К тому же бесполезных вылазок в Terminator: Resistance не бывает в принципе: всегда есть какое-то второстепенное задание, которое нужно выполнить, дверь, которую можно попытаться отворить (или взломать), или блокпост, который можно захватить. Куда бы не пошёл и чем бы не занялся игрок, он всегда получает отдачу от своих действий, будь то опыт, ценный предмет или очередной кусочек истории. И хотя временами начинает казаться, что авторы немного перебарщивают, вознаграждая игрока чуть ли не за каждый его чих, это никак не мешает наслаждаться игровым процессом.
Ложкой дёгтя во всём этом деле выступает стрельба. Она не так ужасна, как может показаться на первый взгляд, но в то же время не приносит какого-то удовлетворения. Возможно, тому виной отсутствие реакции противников на выстрелы. Многие из них принимают тонны пуль на грудь, а затем просто падают, словно поваленные деревья. И если с маленькими роботами ситуация чуточку получше, поскольку они имеют свойство корёжиться и взрываться, то с большими однозначно беда. Искусственный интеллект противников также оставляет желать лучшего. До уровня Terminator 3: Rise of the Machines местным болванчикам, конечно, далеко, однако назвать их хоть сколько-нибудь серьезными противниками язык не поворачивается. Да, недруги хорошо стреляют, как и положено высокотехнологичным роботам, но это не отметает того факта, что они могут запросто застрять в проходе или начать топтаться на одном месте. Ну а если они соберутся в толпу, то происходящее очень быстро начинает напоминать современное кино про Великую Отечественную со штрафными батальонами и коварными заградотрядами, палящими своим в спины.
Не помогает делу и то, что недруги полностью игнорируют брошенные в них гранаты, охотно лезут в установленные игроком растяжки и постоянно ведутся на звуковые обманки. Одна взломанная игроком турель способна выкосить целый отряд, состоящий из T-800 и Armored Drone. Две такие турели могут запросто сбить патрулирующий округу HK-Aerial. Наличие множественных целей не позволит вражескому ИИ быстро сориентироваться и накрыть противников ответным залпом. А уж если между главным героем и армией роботов возникнет какая-то преграда, например, горы мусора или вентиляционная шахта, то исход сражения уже предрешён, ведь армадам SkyNet совершенно нечего противопоставить ползающему по вентиляции и стреляющему по ногам человеку. Казалось бы, что мешало Teyon нарисовать пару-тройку дополнительных анимаций? Ведь заползающий в шахту T-800 – это не только пугающее, но и очень атмосферное зрелище. Чего-то такого игроки и ждут от адаптирующегося под любые условия робота-убийцы. Если уж им было так лень напрягать аниматоров, они могли бы дать роботам возможность забрасывать засевшего противника гранатами или посылать по его душу рой маленьких дронов. Это простое, но крайне эффективное решение наверняка изменило бы тактику играющего, подталкивая его к постоянной передислокации.
Сказать, что авторы очень ответственно отнеслись к воссозданию выдуманного Джеймсом Кэмероном (James Cameron) будущего – не сказать ничего. Каждая мало-мальски значимая деталь в данной игре пропитана духом первых двух фильмов. Это отражается во всём, начиная с дизайна разрушенного Лос-Анджелеса и заканчивая звуками, с которыми HK-Aerial рассекает небо. На атмосферу играет не только внешний вид зданий, людей или техники, но и различные визуальные эффекты – всполохи плазменного оружия, отблески металла и блики глазных телекамер. Все они будто бы сошли с экранов и перенеслись прямиком в виртуальное пространство. Даже освещение выстроено так, чтобы игрок всё время находился в напряжении, всматриваясь в ночную дымку и серые улицы разрушенного мегаполиса.
К слову, для того, чтобы игрок мог спокойно перемещаться по плохо освещенным локациям, не рискуя быть убитым первым же попавшимся патрулём SkyNet, разработчики придумали для Terminator: Resistance специальный визор, позволяющий отслеживать находящихся поблизости роботов и оценивать их состояние. Да, эта штуковина значительно упрощает прохождение, предупреждая о различных угрозах, но у неё есть ограничения по радиусу действия и её нельзя комбинировать с другими предметами. К тому же исход любого сражения всё равно будет зависеть от того, насколько хороша экипировка игрока, его навыки стрельбы и понимание устройства противников.
Помимо аутентичной атмосферы Terminator: Resistance может похвастаться неплохим энвайронмент сторителлингом и повышенным вниманием к деталям. Например, забравшись в вентиляционную трубу, соединяющую катакомбы Tech-Com, можно внезапно обнаружить робота-шпиона, который, завидев человека, постарается от него скрыться. Страх от осознания того, что всевидящая SkyNet послала одну из своих машин следить за лидерами сопротивления, вынудит всякого неравнодушного броситься с докладом к местному офицеру – Джессике Барон, что неминуемо приведёт ко встрече со скучающими техниками, коротающими время у входа в генштаб. Из их диалога можно будет узнать, что где-то по базе бегает перепрограммированная ими машина, которая прячется в вентиляции и доводит до инфаркта ничего не подозревающих граждан. И хотя доложить инженерам о своей находке нельзя, эта забавная деталь наглядно демонстрирует, с каким старанием и любовью сотрудники Teyon отнеслись к построению мира.
Всё это говорит о том, что разработчики учли свои прошлые ошибки и сумели извлечь из них ценные уроки. Наверняка многие помнят фразу «He’s a man, not a God!», которая стала своеобразным мемом после того, как Rambo: The Video Game засветилась в рамках AngryJoeShow. Так вот, сценаристы Terminator: Resistance не стали делать из этого трагедию, а отнеслись с некой долей иронии. Они вставили её в сюжетно значимый диалог и тем самым придали ей дополнительного лоска. И это не единственный подобный пример. Если спуститься на нижние уровни базы повстанцев, то на входе игрока будут поджидать багги, прожектора которого направлены на входную дверь. Пикантность ситуации заключается в том, что дверь, ведущая в бункер, слишком мала, чтобы пропустить машину, а никаких лифтов, ведущих на поверхность, в помещении нет. Возникает логичный вопрос: как её туда занесло? Но прежде чем игрок успеет его озвучить, он натолкнётся на снующих поблизости членов сопротивления, строящих теории о том, как четырехколёсная зверюга могла переместиться в узкие коридоры подземного убежища. Из таких приятных мелочей складывается вся картина целиком и это в очередной раз доказывает, что авторы способны работать с сеттингом лучше, чем кто-либо.
Жаль, конечно, что Teyon решила не браться за разработку полноценного сетевого режима для Terminator: Resistance. Последней игрой, которая пыталась подружить постапокалиптический мир с масштабными сетевыми баталиями, была печально известная Terminator 3: War of the Machines, чьи сервера приказали долго жить ещё задолго до закрытия GameSpy. А ведь было бы здорово побегать по полуразрушенному Лос-Анджелесу, сражаясь за ключевые точки, прокачивая оружие и используя классовые умения для помощи отряду. В качестве небольшого утешения авторы предлагают владельцам Terminator: Resistance Enhanced опробовать Infiltrator Mode. Он представляет собой режим лазутчика, в котором игрок, вжившись в шкуру T-800, должен собрать информацию о местонахождении бункера, где прячется офицер Tech-Com Дэниел Рамирес. Для того, чтобы приблизиться к своей цели «инфильтратор» должен обыскать определенное количество КПП, вражеских лагерей, радиоточек и оружейных схронов. Противостоять ему будут не только добытчики, одинокие снайперы и уличные патрули, но и целые военные гарнизоны.
Помимо уже знакомого оружия из основной игры в Infiltrator Mode засветилось несколько новых моделей. Например, пистолет AMT Hardballer с лазерным прицелом, гранатомёт M79 и культовый миниган M134, который хорошо известен поклонникам Terminator 2: Judgment Day. Новые пушки позволят разобраться с большими скопищами противников и пулемётными гнёздами, установленными в подземных убежищах. В отличие от основной игры в Infiltrator Mode отсутствуют какие-либо чек-поинты, поэтому если игрок умрёт, то ему придётся начинать всю миссию с самого начала. Это повышает ставки и заставляет действовать осмотрительнее. Благо, что бороться с вооружёнными до зубов солдатами Tech-Com на одной полоске здоровья не придётся, поскольку в данном режиме были впервые представлены предметы, позволяющие производить самостоятельный ремонт. Остаётся лишь разыскать комплекты, спрятанные в ящиках SkyNet или под корпусами поверженных роботов. К тому же сама продолжительность миссии составляет в среднем около 40 минут, если, конечно, игрок не задастся целью изучить каждый закуток.
Для любителей исследовательского процесса в Infiltrator Mode было припрятано несколько пасхалок. Одна из них – чертёж ходячего робота HK Centurion, который когда-то давно засветился на ранних концепт-артах Terminator 2: Judgment Day. И это кажется нам любопытным, поскольку в прошлом году он был замечен в дополнении под названием Annihilation Line, о котором мы поговорим немного позже. Подводя итоги, можно сказать, что новый режим получился очень добротным, однако стоит признать, что это не та вещь, ради которой стоит брать версию для PlayStation 5. Как минимум потому, что в нём практически нет нового контента. Да и цель у T-800 всегда одна – добыть сведения о семье Джона Коннора, хранящиеся в бункере Рамиреса. Да, это очень интересный фрагмент, объясняющий, как эти секретные данные попали в руки SkyNet, но хотелось бы, чтобы задачи миссии периодически менялись, повышая реиграбельность режима. Хотя, если призадуматься, то всех дальнейших проблем можно было избежать, сотри Рамирес данные о сотрудниках Tech-Com со своего винчестера. С другой стороны, не пошли Коннор в будущее своего отца, мир бы недосчитался одного крайне харизматичного лидера сопротивления. Так что здесь всё очень запутано.
Что касается технической составляющей, то от обычной версии Terminator: Resistance Enhanced выгодно отличается тем, что поддерживает 4K разрешение и работает со скоростью 60 кадров в секунду. Кроме того, разработчики обновили некоторые текстуры, улучшили модели персонажей, добавили динамические тени, подтянули освещение, встроили постобработку изображения, а также не забыли про поддержку мелких частиц. Конечно же, не обошлось без использования дополнительных функций беспроводного контроллера DualSense – тактильной обратной связи, адаптивных триггеров и, как ни странно, световой панели. Последняя позволяет отслеживать состояние главного героя: когда с ним полный порядок – индикаторы светятся зелёным, а когда ему нужно подлечиться, то полоска обретает красноватый оттенок. И надо отдать авторам должное, поскольку данная функция действительно полезна, в отличие от той же The Medium, где отвлекаться от происходящего на экране и смотреть на контроллер смысла практически не имело. И да, Teyon остались верны себе и не стали баловать игроков авторегенерацией или автоматическим ремонтом. Во всяком случае, на старте. Чтобы получить эту возможность, необходимо полностью прокачать ветку, отвечающую за здоровье, а до тех пор игрокам придётся довольствоваться найденными аптечками.
Чтобы расширить свою аудиторию и позволить людям из разных стран проникнуться сюжетом и атмосферой Terminator: Resistance, разработчики перевели весь внутриигровой текст на несколько языков, в том числе и на русский. Можно подумать, что стартовый экран, встречающий пользователей фразой «нажмите любую кнопка» даёт исчерпывающую оценку данной локализации, но на самом деле всё не так плохо. Да, иногда встречаются небольшие опечатки и неточности, однако ничего такого, что мешало бы вникнуть в суть происходящего, в игре нет. Единственное, что способно подпортить впечатления от локализации – невозможность получить трофеи. До сих пор неясно, как связаны эти две вещи, но если кто-то из наших читателей намеревается выбить платину, но им придётся довольствовать оригинальным текстом. Для тех, кто уже начал прохождение, не догадываясь о наличии этой ошибки, мы рекомендуем обратиться к разделу глав, а также регулярно пользоваться автосейвами, которые позволяют вернуться назад и переиграть некоторые события. Главное не забыть сменить язык и перезапустить игру – без этих манипуляций шанс получить желаемые награды будет равен нулю.
Итог: Terminator: Resistance Enhanced – великолепная игра, созданная с большой любовью и старанием. Немного странно осознавать, что известные на весь мир польские трешоделы – единственные, кому было не наплевать на серию и кто смог наглядно продемонстрировать, чего можно достичь, если задаться целью дополнить вселенную новыми интересными подробностями. И хотя мастерства Teyon явно не хватило для того, чтобы сделать из игры настоящий шедевр, им удалось передать атмосферу и дух ушедшей эпохи, а заодно подарить игрокам несколько часов тихой исследовательской радости. Теперь, по прошествии времени, можно действительно сказать, что Teyon исправились и смогли провести огромную работу над ошибками. Будем надеяться, что это был не единичный случай и что авторы не повторят судьбу Supermassive Games, так и не выпустивших ничего лучше Until Dawn. Впереди у нас сюжетное дополнение Annihilation Line, о котором мы обязательно поговорим, когда придёт время.
А на этом у нас всё, всем спасибо за внимание. Ждите свежих материалов в самом ближайшем будущем.